Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

08.07.2013

17 июня 

Государственная Дума приняла закон о запрете стрельбы на свадьбах. А то совсем пострелята оборзели, управы на них нет… Правда, возникает вопрос: а на похоронах стрелять можно? Если нет, как же тогда отдавать воинские почести? Нужен закон, в котором будет прописано, кому салютовать, кому нет, и сколькими выстрелами, в зависимости от статуса, следует почтить усопшего. 

При всем уважении (сколько его еще осталось) к парламенту как таковому, я нимало не верю в целесообразность законов специального назначения. Включая вышеназванный. Что называется, стрельба из Царь-пушки по залетным воробьям. Разве полномочий органов правопорядка недостаточно, чтобы пресекать все хулиганские действия, не сверяя каждое безобразие с реестром недозволенного? У наших силовых ведомств большой опыт работы с народом. Как говорят мастера своего дела, был бы человек, а статья найдется! Так стоит ли тратить время на пустое дело? Время – деньги. А время больших людей – большие деньги. Очень большие. Притом деньги налогоплательщиков… 

Господа законотворцы! Да что ж вы творите? У нас уже законов сверх всякого разумения. Ничего нельзя сделать, чтобы чего-либо не нарушить. Все прямые дороги упираются в тупики. Зато окольных дорожек – несчетно. О, бюрократические лабиринты мифологического государства, населенные мириадами коррумпированных минотавров! Без средств и связей – пропадешь… 

Не в том беда, что в государстве мало законов; горе в том, что в стране мало законности. В наших кодексах статей в избытке, да силы в них нет. Все регламентируется, и ничего не исполняется. Причем львиная доля всех преступлений и правонарушений совершается при непосредственном участии или участливом посредстве властей предержащих. 

Главное дело парламента сегодня – оптимизация системы. Но глядя на нынешних народных избранников, сильно сомневаешься в их ответственности перед народом. Наш парламент, как он есть, является некой умозрительной фикцией. По статусу являясь средоточием суверенитета, по сути он стал отстойником вредных отходов реальной политики. Подыскивая выразительный образ для своего недоумения, я припомнил изящную старинную философему, называемую нож Лихтенберга: представьте себе нож без рукояти, которому недостает лезвия. Представили? Вот именно… И хотелось бы воспринимать Государственную Думу как ядро российской государственности, да на трезвую голову никак не получается.

Основная задача законодательной власти состоит в том, чтобы должным образом наладить работу исполнительной власти, – понизив уровень властности и повысив степень исполнительности. Начало российской государственности в летописном своде связано с кризисом власти и приглашением внешнего управляющего: варяжского князя с дружиной. Как пишет наш первейший историк, сии варяги были первыми чиновниками.*) Так с тех пор и повелось: все последующие поколения чиновников чувствовали себя не частью народа, а начальством над ним. 

Худо, когда цель оправдывает средства, но хуже того, когда не оправдывает. И уж совсем скверно, когда средства расходуются на содержание аппарата по расходованию средств. Когда работа администрации всех уровней сводится к обеспечению надлежащих условий собственной деятельности…

18 июня 

Трудно быть патриотом… Трудно согласить в себе национальную гордость и социальную справедливость. Кто почитает отечество, не может оправдывать неспособное начальство. А кто радеет на государственной службе, в силу своего особого положения забывает в себе общее начало.

Актуальная попытка власти повысить степень доверия и укрепить электоральный базис, собрав благонамеренное множество в организованное большинство, откровенно говоря, не вызывает душевного подъема ни у кого, кроме общественных деятелей второго разбора и новобранцев из кадрового резерва. Народный фронт – это пиар-идея второй свежести. Призыв политически обязанных и набор честолюбивых добровольцев – целенаправленное намерение сформировать гражданское общество в рамках существующего режима.  Однако население отнеслось к мобилизации без энтузиазма. Прежде всего потому, что работа начата не с того конца. Способ и форма объединения выбираются к удобству власти. А нужно бы наоборот: система власти должна оптимально соответствовать структуре общества.

Объединению, наследующему путинскому избирательному блоку, дано претенциозное название: Общероссийское движение «Народный фронт – за Россию». Семантически оно неудачно: в плане выражения сомнительно; в плане содержания смутно. И логически оно нелепо: россияне призваны сражаться за самих себя против себя же? Глупо как-то… Однако нашим государственным и общественным деятелям нужно именно так: чтобы нечто обозначало все и ничего не значило. Чтобы конкретного дела не делать, а деньги под него грести лопатой… 

Хотя… может, оно и не так просто, как кажется. Власти предержащие к началу нового кона большой игры сдали себе все козырные карты. Чтобы перейти в наступление, противникам режима ничего не остается, кроме как собраться… в Антиобщественное движение «Инородный фронт – против России»? Кто ж станет под их знамена?

Состав несистемной оппозиции неоднороден; протестную среду разъедают разногласия. Разногласия между теми, для кого политическая борьба превыше конкретной жизни, искусства, философии, и теми, для кого смысл политики – служить конкретной жизни, искусству, философии. Обе эти позиции, возможно, имеют право на существование, но примирить их невозможно. **) Требования совести и стремления к власти смешиваются в мутном течении протестного движения, но не сливаются воедино. Сильная власть, продуманно чередуя искушения и устрашения, может успешно разводить общий поток, угрожающий подмыть фундамент режима, по разрозненным ручейкам. 

О, если бы мы все, растерянные в величии своей державы и потерянные в просторе своей родины, смогли заново, без мобилизации, собраться в народ! Не народный фронт, а надежный тыл – вот что нужно для того, чтобы победить в борьбе за существование. 

19 июня 

Японский социолог Йосио Хакамада предложил метафорическую схему сходств и различий между разными типами общества: 

 

Запад – камень

( индивидуализм + структура)

Япония – глина

( сплоченность + пластичность)

Россия – песок

( индивидуализм + аморфность)

Нет, не по зловредности характера Константин Победоносцев, въедливый идеолог русского консерватизма, хотел подморозить нашу действительность: он и умом понимал, и нутром чуял, что циклопическая крепость российского бюрократического государства построена на песке…

20 июня 

Песок, спрессованный мистическим давлением вечности, становится камнем – краеугольным камнем явленного порядка вещей.

Семантика камня соединяет сакральное и прагматическое в единое культурное пространство. Камень является символом бытия, означает прочность и гармоническое примирение с самим собой. Твердость и надежность камня всегда впечатляла людей как антитеза изменения, упадка и смерти, как противоположность пыли, песку и щебню – продуктам разрушения. ***) Мегалиты, священные камни древности, лежат в основе цивилизации.

Поэтика камня порождает коренные метафоры, после символической обработки складывающиеся в систему образов. Камень преткновения, спрятанный за пазухой, становится сначала камнем на душе, а потом камнем на шее…

Почему меня так занимает тема камня? Может быть, потому, что в заболоченном времени,  через которое проходит нынешний этап русского пути, нет надежности. Чтобы следовать дальше, надо быть уверенным в  том, что все разумное действительно, а все действительное разумно, – но в виртуальной реальности прекрасного нового мира все так смутно и так зыбко, что доброму намерению не на что опереться, кроме морального начала в человеке.

21 июня 

Песок, истертый в жерновах истории, становится пылью и бесследно рассеивается в беспредельном пространстве.

Пыль образуется от трения времени. Все сущие вещи находятся в перманентном конфликте с небытием, необратимо растрачивая потенциал существования на поддержание сущности. Второе начало термодинамики полагает, что вселенная, в бесконечно медленном процессе рассеивая энергию, постепенно утрачивает свою реальность. Мера утраты – энтропия ****). Метафора энтропии – пыль.

Поэтика пыли – чистая негативность. Если к пыли применимо понятие чистоты… Пыль – нулевое состояние вещества: никчемные частицы некогда бывшего; прах погибших вещей и пепел прошедших событий. Вещество существования, утратившее информацию. То есть лишенное собственного смысла.

Пограничная полоса между бытием и небытием посыпана прахом последних надежд.

22 июня 

День памяти и скорби. В юлианском календаре самый долгий день в году. В российском мартирологе самый черный день в истории. На этой дате, как вспомнишь ее страшный смысл, обрывается сердце… словно тень средь бела дня на душу находит предчувствие прошлого. 

В незримых жилах земли, которую мы зовем родной, течет кровь, пролитая теми, кто с благородной яростью шел на смерть, чтобы мы могли здесь родиться. 

23 июня 

Я хотел бы жить в мире, где деньги не главное. Где всем хочется делать хорошее, и никто не стоит так высоко над людьми, чтобы решать за всех, что такое хорошо и что такое плохо. Где никому не страшно и никогда не скучно. Где дети не матерятся и собаки не кусаются. Где все живут с радостью, а свою радость получают из общего смысла. Где люди всю жизнь учатся. И главным образом двум основным вещам: стоять в свободе *****) и  жить не по лжи ******).

Я верю, что человечество идет к тому. Но сомневаюсь, что истории хватит, чтобы дойти до обетованного края.

 

*) Николай Карамзин «История государства Российского»: I; X. 

**) Милан Кундера «Встреча».

***) Хуан Э. Керлот «Словарь символов». 

****) (от греч. entropia – превращение) – термин, в термодинамике определяющий меру дезорганизации системы, а в теории информации степень неопределенности процесса.

*****) Постулат апостола Павла (Послание к Галатам: 5;1), положивший принцип свободы воли в основу личности.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям