Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

09.06.2013

20 мая 

Объявление на двери торгового заведения: Магазину требуются продавцы. Подумалось: не лукавство ли? Если бы менеджеры по продажам, вняв завету нашего великого моралиста, решились жить не по лжи, на входе висело бы другое объявление: Магазину требуются покупатели.

Представилось, что все стали высказываться прямо и по существу… Газете требуются читатели. Театру требуются зрители. Партии требуются избиратели. Банку требуются вкладчики. Делу надобны мастера. Науке  нужны подвижники. Культуре нужны спонсоры. Церковь нуждается в прихожанах. Державе нужны патриоты

Будь в мире меньше лицемерия, насколько проще бы нам жилось! Каждый человек чувствовал бы себя по жизни увереннее. Ого, – говорил бы он сам себе, от случая к случаю возрастая в самооценке, – оказывается, я все-таки нужен своей стране!

21 мая 

Город изо дня в день украшается к лету – где природными красотами, где по человеческому разумению. Так называемые топиарные скульптуры вновь заняли отведенные места…

На газоне в истоке Тургеневской улицы стал на прикол безымянный парусник, видать, уже навечно приписанный к Орлу. Кустарное изделие неизвестного назначения: кузов из хвороста, паруса из дерюги… бригантина капитана Флинта? струг атамана Разина? Черт его разберет… Самая нехорошая ассоциация – с романтическими грезами об алых парусах. Вообразилось, что с этого старого корыта спускается на землю капитан Грей в старых портах и рваной тельняшке, сплевывает с губы окурок и окликает обалдевшую Ассоль: – Эй, пацанка! Ты местная? Где тут опохмелиться?

Это произведение самодеятельного искусства вдвойне нелепо ввиду его месторасположения – на въезде в Советский район со стороны Брестского моста. То есть данный визуальный объект фактически становится визитной карточкой административного центра. Прежняя доминанта, высоко вознесенная скульптура красной валькирии, воспевающая романтику Гражданской войны, сомнительна в содержательном плане, но безупречна как урбанистическое решение. Стильная вертикаль «Каховки» свидетельствовала об ответственном отношении к образности городского пространства. Теперь же внимание проезжих и прохожих забирает химерический мираж: корабль-призрак, обросший не морскими водорослями, а мещанскими цветами. Может, на игровой площадке детского парка это чудное видение было бы к месту, но здесь вызывает разве что раздражение столь наглядной демонстрацией дурного вкуса.

Давно уже во мне, тихом орловском обывателе, выветрился пиратский дух, но при виде этого разукрашенного челна, выплывающего на стрежень, хочется разразиться страшным старинным кличем сарынь на кичку! ... Ну и так далее. 

22 мая 

Приручив собаку, человек постепенно утратил чутье. С изобретением письменности стал терять память. С распространением книгопечатания стал меньше думать. С внедрением искусственного освещения ослаб глазами. С началом телевизионной эпохи заметно поглупел. А по мере развития Интернета начал терять все интеллектуальные навыки. 

Из этого краткого прейскуранта можно сделать вывод: ценой прогресса является прогрессирующий склероз критического разума.

23 мая 

День орловской книги. Вот уже который год в конце мая в областной библиотеке имени Бунина под эгидой администрации проводится открытый форум книжников третьей литературной столицы. Как все мероприятия такого рода, праздник обещает больше, чем дает.

Самое интересное в его программе, конечно же, выставка книг, изданных в Орловском крае в минувшем году. Количество впечатляет; качество озадачивает. Вершины культуры берут не числом, а умением. А тут… Чувствуя себя незваным гостем на этом пире духа, больше похожем на корпоративный фуршет, понимаю, почему средства массовой информации редко и неохотно освещают новости литературной жизни. Ни одно из представленных изданий, кроме книги Владимира Неделина «Древние города земли Орловской», не стало событием культуры. Что тому причиной? То ли снижение моральной и материальной поддержки отечественной словесности, то ли оскудение нашей книжности истинными подвижниками… только в подведении итогов года все больше пафосной гордости и все меньше честной радости. 

Четыре книги из тысячи изданных в минувшем году признаны лучшими. Комментировать выбор не хочется. Принципы номинирования и критерии премирования настолько неочевидны, что кажутся засекреченными. Кто и почему решает, кого и за что наградить, посторонним, видимо, знать не положено. Но решение окончательное и обсуждению не подлежит. Ну что ж… как сказала когда-то Анна Ахматова, это их премия, кому хотят, тому и дают.

День орловской книги – подходящий случай пофилософствовать на вечную тему: творчество, общество и государство. Что мне кажется в принципе неправильным – в  подготовке этого масштабного мероприятия идеологические аспекты откровенно довлеют над книговедческими. Организаторы конкурса направляют издательский процесс в нужном направлении, стимулируя меркантильный подход к книжному делу. Хорошо, что в наше время над пишущими и читающими нет цензурного надзора, но, устанавливая приоритеты и раздавая пряники, власть формирует зависимость профессионального признания от умения авторов вписать свои творческие амбиции в курс руководства: что такое хорошо и что такое плохо у нас решается исходя из конъюнктурных соображений. 

Творчество как таковое есть внутреннее пространство свободы, осажденное с двух сторон – идеологическими требованиями и экономическими интересами. Художники, чиновники и барышники, имея в виду одно, видят разное. Там, где артист зрит красоту, сатрап усматривает крамолу, а барыга выглядывает выгоду. 

Художник стремится обрести свой голос, а чиновник озабочен тем, чтобы собрать всех в хор. Когда вся пишущая братия пашет цугом одну борозду вдоль генеральной линии… всходы разумного, доброго, вечного оставляют желать лучшего. Урожайность нулевая: что посеешь, то и пожнешь. 

Другая проблема – отсутствие в крае настоящего книжного рынка. Никто у нас не занимается маркетингом и менеджментом в сфере книжной торговли. Создается странное впечатление, что книги не цель нашего издательского дела, а лишь средство его существования. Книги имеют свою судьбу… или не имеют. Когда судьбой книг никто, кроме автора, не озабочен, его труд оказывается напрасным. Суверенность произведения, созданного средствами языка и претендующего на литературный статус, не является его имманентным свойством, но зависит от ряда условий, в какой-то мере внешних для текста и лежащих в плоскости отношений между ним и культурными парадигмами. *)

Если упростить суждение Станислава Лема до банальности… если бы в книжную сферу повадился заглядывать губернатор, вслед за ним к книге потянулись бы многие.

24 мая 

День славянской письменности и культуры. Замечательный праздник, делающий честь нашему обществу. Странно только, что словесность в программе культурных мероприятий вроде как ни при чем. В символическом выражении истории русского духа крестный путь слова подменен крестным ходом клира. 

Что включено в повестку дня? Праздничный молебен. Торжественный концерт с участием тридцати хоров. В последнее время державная власть усиленно стимулирует развитие хорового искусства. Еще бы… В хоре все вместе поют одно и то же, а читают в одиночестве, притом каждый свое – попробуй проследи, что они вычитают… Тем более, что одержимые словом так и норовят отбиться от стаи. Как возгласил один из них, – Умеют хором журавли. // Но лебедь не умеет хором. **)

Святость Кирилла и Мефодия в репрезентации канонических образов затмила их деятельность, хотя культурное значение миссии много шире церковного. Основная работа языка состоит в сотворении реальности. Становление разума от непостижимого имманентного начала до неисповедимой трансцендентной полноты немыслимо без сложного понятийного аппарата, кодом к которому становится алфавит естественного языка. Только с изобретением, внедрением и распространением письменности начинается историческое человечество. Изобретение письма – это перевод речи на язык молчания. ***) Письменность – открытая возможность концентрации мышления. Книга – великий артефакт разума, в котором объективное и субъективное сосуществуют нераздельно и неслиянно. Книга – форпост познания мира и оплот свободы личности. Не случайно христианская церковь – как католическая, так и ортодоксальная – всячески ограничивала доступ мирян к Писанию. Слово Божье доводилось до паствы через посредство посвященных иереев. Христианская доктрина, как и коммунистическая, обращаясь к сознанию человека, отказывала этому сознанию в праве на сомнение. 

Когда бы власть предвидела, какую свободу несет в себе алфавит, его бы нещадно корчевали от А до Я. Но в катакомбах культуры апостолы слова сдирали бы с себя семь шкур, выделывали из них пергамент и писали на нем своей кровью: аз буки веди… глагол добро есть…

25 мая 

День филолога. Третья литературная столица славна не только мастерами слова, но и знатоками словесности. Традиции, заложенные Дмитрием Писаревым, Петром Киреевским и Михаилом Бахтиным, на новом этапе поддержали и продолжили Леонид Афонин, Галина Курляндская, Владимир Громов.

Однако, несмотря на то, что в Орле такая сильная литературоведческая школа, у нас практически нет литературной критики. Изучая вширь и вглубь классическое наследие, от текущего литературного процесса уважающие себя филологи держатся в стороне. Видимо, чтобы не замочить свою репутацию в наших мелких водах, прежде вспоивших на пользу Отечеству столько классиков, а ныне… 

Ныне у источника вдохновения суета сует и всяческая суета. Пользуясь отсутствием критического разбора, писатели самочинно занимают места в табели о рангах и сами себя венчают лаврами. А самому себе никто не судья. 

26 мая 

Искусство имеет своим предметом не правду жизни, а ее тайну. Художественное слово содержит в себе нечто сверх словарного значения. В магических зеркалах искусства косвенные доказательства убедительнее прямых улик и откровенных признаний. 

*) Станислав Лем «Философия случая».

**) Андрей Вознесенский «Не пишется».

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям