Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

08.04.2013

18 марта понедельник 

По календарю весна, но синоптики не советуют обольщаться. На карте марта Европа наполовину завалена снегами; злыми стрелами намечено вторжение циклона в Россию. 

Редкие ручейки, текущие из-под грязного городского льда, завораживают переливчатым антрацитовым блеском…

 

19 марта вторник

 А вот на Кипре, исторической родине Афродиты, весна в лучшем виде. Там уже все цветет и пахнет… 

Но киприотам не до красот природы: их банковская система, отличающаяся толерантностью к любым деньгам (невзирая на происхождение), оказалась под угрозой банкротства. Чтобы поправить дела, местная власть (по наводке авторитетов шенгенской зоны) намерена пощипать текущие счета иностранных инвесторов, укрывающих здесь свои кровные от наглых налоговых органов. То есть экспроприировать экспроприаторов. В зоне особого риска оказались (кто бы мог подумать!) беглые российские деньги. Теперь нашим гешефтмахерам придется поплатиться за излишнюю доверчивость к европейским барыгам. Что ж, богатые тоже платят… то есть плачут. Но сочувствовать им не хочется. Слезы богатых в итоге отольются бедным.

20 марта среда

 Ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Как бы мы ни хотели обнулить счет совершенных нами подлостей и пакостей, расходы ума на злые дела не списываются в убытки, а откладываются в подсознание гниющим слоем психических отходов, в котором заводятся паразиты разума. Однако каждый, кому тошно от самого себя, ищет кругом виноватых… 

По античному преданию, семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, свели суть своей мудрости в одну эпистемологическую аксиому: Познай самого себя. *) Тысячи лет спустя цель познания не изменилась, разве что поменялись средства. На место простой рефлексии пришел психоанализ. Психоанализом овладевают прежде всего на самом себе, при изучении своей личности. И важно еще вот что: этот прекрасный путь доступен лишь каждому отдельно, а не всем сразу. **)

То, что Фрейд сказал о психоанализе, в большой степени верно по отношению ко всем большим человеческим вещам: религии, философии и поэзии.

21 марта четверг

 Всемирный день поэзии. Рассуждать о поэзии все равно, что излагать музыку, – пустое дело! Разве что раз в году, когда календарь предоставляет повод, у поэтов появляется случай поговорить о ритмах, рифмах и метафорах. А если повезет, то и почитать стихи. Так воспользуемся же случаем…

Лингвисты полагают, что первой литературой у всех народов является поэзия. Что есть миф, как не мир, уловленный в сеть метафор? Классический труд А.Н. Афанасьева по мифологии русского народа так и назван: «Поэтические воззрения славян на природу». Со временем точные знания свойств вытесняют в общественном сознании интуитивное понимание сути вещей, присущее поэзии. И поэзия из сакрального ремесла переходит в разряд свободных искусств, занятия которыми становятся частным делом одиночек. Умение играть словами или жонглировать шарами в равной мере могут восхищать праздное внимание…

Однако, редуцируя поэзию к стихосложению, общество может дорого заплатить за свое неразумие. Естественный язык, утрачивая поэтическое измерение, вырождается в конвенциональную знаковую систему, достаточную для интеллектуального развития, но недостаточную для духовного роста. Не читая стихов, общество опускается до такого уровня речи, при котором оно становится легкой добычей демагога или тирана. ***) Горе стране, где нет стихов, кроме дифирамбов и гимнов.

Понятие поэзия имеет два основных словарных значения (денотата), которые следует различать в суждениях о стихах: 1) особое состояние духа; 2) особое состояние языка. Первое по ведомству психологии, а второе в компетенции филологии. Две эти вещи в поэте нераздельны и неслиянны. Но чаще всего мы имеем дело не с поэтами, а с графоманами и версификаторами. Первые питают возвышенные чувства, но не могут выразить их в художественных образах. Вторые умеют делать стихи, но не имеют в себе трепета, способного оживить сочиненные тексты.

В столице, как правило, превалируют версификаторы, а в провинции преобладают графоманы. Эпигоны полагают, что их идеал – Пушкин, а на самом деле – Ленский. Поэтика задушевных посиделок с музами сводится к элегическому воздыханию: куда, куда вы удалились, весны моей златые дни… Большую часть рифмованной ерунды составляют сантименты; обильные словоизлияния откровенных графоманов вызывают неловкость, словно назойливые лобзания слюнявых ртов. Хуже того, когда из пафосных банальностей формируются стихи специального назначения – патриотические, идейные или духовные… Что же касается версификаторства, то современные авангардисты могут поразить изощренным мастерством, но раскодирование их текстов имеет столь же мало смысла, как и разгадывание кроссвордов. Это занятие на любителя, равно как зимняя рыбалка – терпение надо неимоверное, а весь улов – пара пустяков.

22 марта пятница 

Поэзия, как и философия, начинается с удивления: почему в мире все так, а не иначе?! Но если философ может отговориться сомнениями, поэт отвечает за свои слова. Притом что даже самое лучшее стихотворение не отвечает ни на один больной вопрос. И все же… в чуде поэзии душевная боль символически претворяется в благодать. 

Поэзия забирает человека целиком, чтобы вернуть его самому себе – лучше прежнего. Поэтическое состояние есть креативный кризис сознания, и в этой функции поэзия необходима и неизбежна. Но как – ни с того, ни с сего – человек решается быть поэтом? И почему человек решает, что он – поэт? Этого не знают даже психиатры. Когда кто-то воображает себя Наполеоном, это еще можно вылечить, а если кто считает себя поэтом – это непоправимо. В древности этот недуг считался сакральным, сродни юродству. Поэт – существо легкое, крылатое и священное; и он может творить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка. ****) Не слабо сказано!

Почти полвека, как и в мою бедную голову зашла поэтическая блажь… Однако рассудка я, кажется, не терял. Как-то не получалось. Я всегда хотел понимать то, что я хотел высказать. То есть отвечать за метафорический базар. С тех пор я натворил изрядно. За то, что опубликовал, мне не стыдно. Но хорошего много не бывает. Сколько из того, что мне удалось зарифмовать, стоило затраченного труда – бог весть. По ряду причин, для меня существенных, теперь я редко пишу стихи. Публикую и того реже. Но все ж иногда, по случаю. Вот…

ЖИЗНЬ НА КРАЮ СВЕТА

Милостив Бог к России!

То, что судил ей – скрыл…

Над суетой крысиной

трепет незримых крыл:

ангелы пролетают…

если бы знать – куда?

мается Русь Святая,

страшного ждет суда…

скоро, по всем приметам,

время сойдет с ума.

– Что там, за краем света?

– Там ничего… и тьма.

Беды, что впредь грозили,

день ото дня бледней:

милостив Бог к России –

счастлив, кто в доле с ней;

счастлив, кто под опекой

ангела своего

до скончания века

и до конца всего, –

будь ты во всем разиня,

будь ты на все мастак…

Милостив Бог к России…

Что же с нами не так?

Жизнь не дает ответа,

может быть, лишь намек:

где-то за краем света

теплится огонек.

23 марта суббота

На вопрос что такое поэзия? один знаменитый поэт минувшего века ответил так: хлеб избранных – и черствая корка. *****) 

 

24 марта воскресенье 

Прошлая неделя примечательно перекликнулась интересом к церковным делам. Новый римский папа, избранный с божьей помощью коллегией кардиналов, повернулся лицом urbi et orbi ******), – и лицо его показалось честным и открытым. Аргентинский иезуит Хосе Мария Берголио взял себе имя Франциска – самого светлого и самого бескорыстного святого в истории западного христианства. Кажется, понтифик намерен провести в священной иерархии перезагрузку базовой евангельской программы; его кредо – католицизм с человеческим лицом. Историческое христианство (в который раз!) пытается явить в себе то, что заявлено в апостольской проповеди: не власть, а совесть; не месть, а милость; не корысть, а мудрость.

А в нашем богобоязненном отечестве парламент вынашивает Закон «Об оскорблении религиозных чувств». Клерикальная целенаправленность закона вызывает в обществе неоднозначные мнения…

Если вспомнить недавнюю историю, то возмутителей спокойствия из панк-группы Pussy Riot, устроивших перформанс в храме Христа Спасителя, осудили по нормам существующего права. Да так, что мало не показалось. Какого еще рожна надо нашему ханжеству? А вот какого. Как бы ни лукавило обвинение, всем понятно, что три девицы наказаны не за неприличное поведение в божьем храме, а за неуважительное отношение к властям предержащим. Это конфузное обстоятельство порождает в господствующем дискурсе некий когнитивный диссонанс.

Если вспомнить священную историю, то там было совершенно наоборот. Иисуса из Назарета иудейскому синедриону пришлось ложно обвинить в преступлении против государства, то есть представить оскорбление своих религиозных чувств как подрыв авторитета римского императора. Иначе прокуратор Понтий Пилат, согласно Евангелию от Иоанна, не находил оснований для уголовного преследования бродячего проповедника, уличающего иерархию в корысти и учинившего скандал в храме.

Нынешние фарисеи решили впредь заручиться собственным правовым инструментом для острастки критиков церкви, и услужливые книжники скоренько скроили соответствующий законопроект. И хотя Бог поругаем не бывает, люди божьи теперь получат право карать тех, кто посмеет их корить.

Выбирая свою участь между законом и благодатью, наша новая церковность, как видно, не очень полагается на божью помощь, предпочитая в качестве опоры государственную поддержку. Я не думаю, что первые апостолы одобрили бы этот выбор. Сокровенная суть благой вести не страх божий и не страсть господня, а нечаянная радость и неизбывная милость. Церковь основана, чтобы хранить эту евангельскую истину. Иначе – зачем? На все прочее у нас и так начальства достаточно. А уж охотникам влезть в душу и залезть в карман вообще нет числа… имя им – легион.

Владимир Ермаков

*) Платон «Протагор».

**) Зигмунд Фрейд «Введение в психоанализ».

***) Иосиф Бродский «География зла».

****) Платон «Ион».

*****) Октавио Пас «Поэзия и стихи».

******) (лат.) – городу и миру. 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям