Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

26.01.2013

1 января вторник                  

Труднее всего написать первую фразу… Ну, вот – написал. Банальность, конечно. Но лучше уж сказать банальность, чем выказать претенциозность. Изощренное словоблудие больший грех перед словесностью, чем простодушное недержание речи. Когда я понимаю, что текст, который я читаю, написан прежде всего ради утверждения авторства, я перестаю его читать. Впрочем, и у меня нет уверенности, что читателей, продолжающих чтение своемерных заметок на полях календаря больше, чем пропускающих в газете эту страницу.

На первой фразе как-то само собой выстроился целый абзац. Вот и начало положено. Вот и открывается общая тетрадь нового года… 365 чистых страниц. Их пустота кажется неодолимой. Что в ней возникнет и что в ней канет – бог весть… Грядущая неизвестность отзывается не столько обнадеженностью, сколько озабоченностью. Разные мысли, недодуманные в конце прошлого года, возвращаются, тяжелые от сомнений.

Легче всего прожить первый день нового года. Пока выбираешь, с чего начать новый этап жизни, обнаруживаешь, что жизнь идет сама по себе, и короткий день уже переходит в долгий вечер, полный ожиданий и откладываний. Вечер вязкий, густой и сладкий, как наливка из райских яблок. После всех излишеств новогодней ночи хорошо поправить самочувствие домашними средствами. Пожалуй, всего лучше – немного горячего глинтвейна из старинной фарфоровой чашки! Глоток… ну, два-три – не больше. Для профилактики послепраздничной депрессии. Надо избыть в себе разочарование и набраться воодушевления для Рождества. Дед Мороз обошел нас при раздаче подарков, да и Снегурочка оказалась самозванкой; ну ладно, что ж теперь…

2 января среда

Слишком много свободного времени… в эти начальные новогодние дни, в затянувшемся промежутке между праздником и буднями, многие начинают скучать. Скука – болезнь, свойственная цивилизации: синдром приобретенной неспособности к счастью.

3 января четверг

Незримое пламя времени медленно движется по календарю, и день за днем неотвратимо сгорает в бледном огне. В поле сознания осаживается призрачный пепел, откладываясь в памяти культурными слоями. Разум исследует отложения времени, извлекая из них нечто непреходящее. Так разрабатывают залежи полезных ископаемых.

Собственный смысл, извлеченный из жизненного опыта, составляет, может быть, единственную метафизическую ценность, непосредственно доступную разуму.

4 января пятница

В конце каждого дня есть немножко времени, чтобы сложить отдельные впечатления и сделать некоторые выводы. Казалось бы, что тут сложного? вот жизнь, вот мысль, вот речь: обдумай, что было, и опиши, как вышло… как бы не так! нужно изо дня в день в одном и том же различать нечто иное, притом каждый раз оговаривать это другим образом. И никогда не узнаешь, насколько преуспел в своих намерениях быть очевидцем. И никогда не поймешь, что приоткрылось, а что примерещилось.

Столько интересного можно увидеть, непредвзято всматриваясь в коловращение дня. Хотя бы даже просто наблюдая городское движение. Вот к остановке подошел троллейбус… с броской рекламой ВИЧ-инфекции. (Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, случайный…*)). Ну нет, это не мой номер! езжай себе мимо… За постмодернистской пародией на иллюзии шестидесятых следует автобус со слоганом во всю длину кузова: ЛИДЕР СТРАНЫ ДОЛГОВЕЧЕН. Помнится, на пресс-конференции на вопрос о здоровье президент ответил как отрезал: не дождетесь! – так слоган об этом, что ли? Или не шибко умные, но чрезмерно усердные сторонники стабильности таким образом внедряют в массовое сознание авторитарную идею? Как бы то ни было, эта «многая лета!» катается по нашему городу из конца в конец, вселяя… – что? в кого удовлетворение, в кого уныние. Нет, я не сел в автобус с декларацией лояльности, – мне было не по пути. По своим делам я пошел пешком. Размышляя по дороге о разном. На ходу хорошо думается…

В чем польза субъективного подхода к объективной реальности? Через каждую точку можно провести бесконечное множество прямых, - но в этой геометрической аксиоме нет никакого эмпирического смысла. А вот если мою точку зрения соединить прямой линией с вашей, а потом с третьей, четвертой и так далее, то в окружающей нас действительности проступят контуры эпохи, в которой мы живем. Очертания окружающего мира и векторы нашего времени. Я так думаю…

Сказав я так думаю, тем самым я априори предполагаю свободу другого думать иначе. В системе естественного языка наши разрозненные мысли движутся по разным направлениям – но базовые законы мышления гарантируют совместимость смыслов, извлеченных нами из реальности.

Мышление цельных натур можно уподобить постоянному току. Я же ощущаю свое подобно переменному: в повторяющихся фазах движутся противоречивые резоны. На каждый авторитетный аргумент я нахожу внутри проблемы не менее убедительное возражение. Проба, опыт, эссе – что надо понимать как преобразующее испытание самого себя в свете истины – это живое тело философии, если сегодня она все еще продолжает оставаться тем, чем была когда-то, то есть определенной аскезой, упражнением себя в движении мысли **). Я думаю, как умею. И пишу, как думаю. Мне говорят: будь проще, и у тебя будет больше читателей. А зачем? Я не ищу популярности. Я обращаюсь не к широкому читателю, а к глубокому. Не для того, чтобы внушить ему свои убеждения, а чтобы разделить с ним свои сомнения.

Есть публицистика – воздействие на общественное мнение в заданном направлении. И есть эссеистика – обличение странного в банальном и видение чудесного в очевидном. Ее способ быть литературой – сводить в одном семантическом пространстве метафоры и афоризмы, аксиомы и парадоксы, тайны бытия и мелочи жизни. Специфика эссе как жанра в преодолении своей жанровой специфики. Эссе – частью признание, как дневник, частью рассуждение, как статья, частью повествование, как рассказ. Эссе только тогда остается собой, когда непрестанно пересекает границы других жанров, гонимое духом странствий, стремлением все испытать и ничему не отдаться. Эссеист каждый миг не знает, что же ему делать дальше, – и поэтому может позволить себе все, что угодно. ***) Эссе обретается в пограничье поэзии и философии.

Время обнаруживает фатальную бесцельность всех наших умственных усилий. Но напрасность не напраслина. Смысл человека в том, чтобы сохранить свою человеческую сущность посреди бессмыслицы.

5 января суббота

Совокупность частных смыслов, сведенных к общему знаменателю, составляет историческое значение эпохи. Плохие эпохи отличаются рыхлостью – повышенным уровнем неопределенности. Лирический герой, утративший понятие о современности, растерянно вопрошает: какое, милые, у нас тысячелетье на дворе? ****) Симптомом кризисных времен является расслоение общего течения жизни на обособленные временные слои. Нынешние россияне, являясь согражданами, не являются современниками. Потому что общего знаменателя у народа не стало. Одни живут в настоящем, а другие в неизжитом прошлом или в ненаступившем будущем. И все ничего хорошего не ждут, но надеются на лучшее.

А где-то за горизонтом по занесенным снегом дорогам три волхва идут за рождественской звездой…

6 января воскресенье

Ночь перед Рождеством:

мир на земле, и в людях

радость, и в вышних трепет, –

словно из тьмы предвечной

в мир исходит сиянье…

7 января понедельник

Рождественская мистерия открывает в сердце сакральный источник бытия. Из залежей надежды, таящихся в глубине души, счастливой слезой просачивается бескорыстная радость, не имеющая предмета в этом мире…

8 января вторник

Рождество и Пасха – вот два величайших достижения христианства! В непостижимой тайне рождения и смерти сведены начала и концы всего; метафизика и эмпирика рука об руку пеленают младенца и оплакивают мертвеца.

9 января среда

Что-то испокон веку мешает разуму проникнуть в самую суть вещей.  Религия огораживает разум от агрессии иррационального, но в то же время создает догматическую преграду между физикой и метафизикой. Любая теология не более чем спекуляция на высших ценностях, находящихся в залоге у священства. Религиозные ритуалы – детские игры чистого разума, не имеющие иного смысла, помимо его интереса к сокрытым тайнам бытия.

10 января четверг

Вот что я думаю по этому поводу… Вера – не страсть господня, вера – это несказанная радость. Радость, которой не нужно причины, чтобы быть. Радость, которая не скудеет, а возрастает, когда ей делятся. Истина христианства – благая весть, а не ультиматум душе. Не страх божий, а преодоление страха. Вера – дар, а не оброк.

11 января пятница

Бог есть! – догма теизма. Бога нет! – постулат атеизма. Бог весть… – аксиома агностицизма. Что проку в бескомпромиссном споре? На том свете все для нас прояснится. А на этом единственной метафизической реальностью, данной нам в ощущениях, является совесть. Кто светел, тот и свят. *****) И никак иначе.

12 января суббота

Чтобы стало яснее, что я имею в виду, надо представить наглядный образ… На мой взгляд, зримым воплощением святости являлся Мстислав Ростропович, строптивый гений виолончели и счастливый мученик человечности, выпивоха и матерщинник. Он был одним из самых светлых людей нашего времени, – и уже неважно, исполнял он по жизни церковные обряды или нет: если он теперь не у божьего престола… то бога все-таки нет.

13 января воскресенье

Дух сомнения заключен в сфере сознания как некий минотавр, не ведающий своей природы: он обречен на поиск выхода в бесконечном лабиринте мышления.

Вот еще метафора самости: частица бытия, захваченная мысленным моллюском, обитающим в раковине черепа, облекается иллюзиями как слоями перламутра – и возникает жемчужина, не имеющая иной ценности, кроме неповторимости. Более того – само существование умозрительного сокровища кажется нам проблематичным. В наличии есть только действительность, данная как ощущение границы, за которой… бог весть.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям