Орелстрой
Свежий номер №44(1245) 06 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

06.12.2012

19 ноября понедельник

Умер Борис Стругацкий. Феномен, вошедший в историю мировой литературы как двуединый автор братья Стругацкие (АБС), дематериализовался полностью. Согласно завещанию, прах Бориса Натановича будет развеян по ветру – как 21 год тому назад был предан воздуху прах Аркадия Натановича. Возможно, такое решение обусловлено необходимостью скрыть внеземное происхождение наших братьев по разуму, внедренных в род людской с целью его постепенной подготовки к контакту с иными цивилизациями.

Для частного предположения об особой миссии АН и БН достаточно материала в их собственных текстах. Есть вещи, которые не подделать и не придумать. Согласно Гегелю, разум есть достоверность сознания. Фантастические измышления совокупного интеллекта АБС обладают запредельной достоверностью.

Критическое мнение братьев Стругацких о нынешнем человечестве обусловлено мировоззрением, необходимым и достаточным для цивилизации высшего уровня. Взгляд в прошлое из будущего открывает изнанку нашей социальности. Бедные злые люди! –

Они были пассивны, жадны и невероятно, фантастически эгоистичны. Психологически почти все они были рабами – рабами веры, рабами себе подобных, рабами страстишек, рабами корыстолюбия. И если волею судеб кто-нибудь из них рождался или становился господином, он не знал, что делать со своей свободой. Он снова торопился стать рабом – рабом богатства, рабом противоестественных излишеств, рабом распутных друзей, рабом своих рабов. Огромное большинство из них ни в чем не было виновато. Они были слишком пассивны и слишком невежественны. Рабство их зиждилось на пассивности и невежестве, а пассивность и невежество вновь и вновь порождали рабство. Если бы все они были одинаковы, руки опустились бы и не на что было бы надеяться. Но все-таки они были людьми, носителями искры разума. И постоянно, то тут, то там вспыхивали и разгорались в их толще огоньки неимоверно далекого и неизбежного будущего. Вспыхивали, несмотря ни на что. Несмотря на всю их кажущуюся никчемность. Несмотря на гнет. Несмотря на то, что их затаптывали сапогами. Несмотря на то, что они были не нужны никому на свете и все на свете были против них.

Этот фрагмент отчета в Комиссию по контактам (КОМКОН), составленного рабочей группой под аббревиатурой АБС полвека тому назад, был включен в повесть «Трудно быть богом». Как теперь понятно, это был не только диагноз, но и прогноз. Они в начале – это мы, и они в конце – тоже мы. Из сказанного следует, что у людей всегда есть выбор, который, однако, в реальных обстоятельствах места и времени очень трудно сделать. Вот и в наши дни… Получив свободу, они (мы) не сумели стать свободными. Попытка позитивной реморализации homo vulgaris*) не дала расчетных результатов. Как ни велико было влияние братьев Стругацких на строй мыслей своих современников, его оказалось недостаточно, чтобы просветить толщу существования **). Не хватило исторического времени для обогащения человеческой массы внутренним благородством – чтобы коэффициент альтруизма превысил критический уровень, и в человечестве началась реакция преображения. Серость, скопившаяся в тени социума, сгустилась в морок, исказивший дух времени. 

Может, миссия невыполнима? В плоскости существования, ограниченной горизонтом, рассчитывать не на что. Но реальность не исчерпывается обыденностью, и гадкие лебеди нашего века, даже оставшись без живого примера, продолжают желать странного. Трудно быть богом, но возможность быть человеком остается открытой. Хищные вещи века, запрограммированные пресекать попытки к бегству с обитаемого острова, не способны догнать нашу хромую судьбу. И в граде обреченном мы будем продолжать поиск предназначения. За миллиард лет до конца света еще есть время разобраться с будущим. Пока есть над чем думать – есть чем жить.

20 ноября вторник

Однажды, охваченный ностальгией по несбывшемуся, я сочинил пятистишие (танка), в которое интегрировал трехстишие (хокку) Кобаяси Иссы, ставшее эпиграфом к главной книге братьев Стругацких.

Тихо, тихо … – однажды

я вспоминаю хокку –

ползи, улитка, по склону

Фудзи – и чуть не плачу:

вверх, до самых высот

21 ноября  среда

Когда в окружающей действительности нет общего интереса, предметом всеобщего внимания становятся приватные подлости или публичные глупости. Один мелкий инцидент, случившийся на минувшей неделе, кажется даже забавным. Некий депутат Государственной Думы обнародовал свое особое мнение о соотношении массы и власти: даже самый тупой депутат умнее среднего избирателя. Так-то вот…

Многие сограждане почему-то сочли себя униженными и оскорбленными. Однако никто из тех, кто выразил возмущение, не дал себе труда уяснить смысл невинного, в сущности, констативного высказывания. А ведь если вдуматься, это вполне корректное утверждение. Из него следует, что выборы в Думу надо признать успешными: мандаты получили самые смышленые и образованные представители нашего общества. То есть, согласно убеждению депутата, коэффициент интеллектуальности (IQ) избранного нами парламента превышает среднестатистический показатель электората. Право принимать решения от имени народа делегировано наиболее умным людям. На то и выборы. Разве не так?

Отчего же такая неадекватная реакция? Вероятно, это высказывание настолько противоречит общему мнению об умственных способностях парламентского большинства, что афоризм депутата был сочтен сарказмом. Тогда сказанное надо понимать в обратном смысле: ключевые и злачные места во власти занимают не самые умные, а самые ушлые. Если так, то можно поздравить нашего парламентского оратора с мрачным парадоксом, достойным речи Черчилля. Значит, и впрямь демократия – худший вид общественного устройства… если не считать прочие ***), где несдержанных на язык умников сажают не в законодательные собрания, а в концентрационные лагеря.

Досадный инцидент был рассмотрен в комиссии по этике. Виновник конфуза получил втык. (Этим фактом он как бы признан коллегами самым тупым среди них). Вразумленный депутат принес электорату извинения… Как прикажете это понимать? Если ответчик извиняется за сказанное, следовательно, прежнее мнение об умственной полноценности коллег он признает ошибочным?

Что-то не так с выводами… Может, в парламенте надо создать еще одну внутреннюю службу? Если комиссия по этике объясняет депутатам, чего им не следует говорить, то комиссия по логике будет разъяснять законодателям, что следует из того, что ими сказано. А казус, случившийся при попытке интеллектуального самоопределения депутатского корпуса, внести в анналы отечественного парламентаризма как парадокс Костунова.

22 ноября четверг

Один критянин сказал: критяне – лжецы. Коротко и ясно… Ясно? Как бы не так! В греческом оригинале смысл афоризма выражен однозначно: ни один критянин никогда не скажет ни слова правды. Казалось бы, что здесь такого? ну, кто-то отозвался о своих согражданах в предосудительном смысле… мало ли чего люди друг на друга наговаривают. Но дело в том, что это высказывание принадлежит одному из самых именитых философов античности Эпимениду Кносскому, а потому должно рассматриваться всерьез. И вот тут-то закавыка…

Если – из уважения к философу – принять его утверждение как истинное, то – поскольку оно принадлежит критянину – в нем (по сути сказанного) нет ни грана правды. Если же остановиться на этом выводе, то выходит, что критяне и впрямь лжецы, и критик критян прав – но поскольку он сам критянин, мы должны отнестись к его словам с недоверием… порочный круг замкнулся. В истории логики этот хитроумный узелок называется парадокс Эпименида. Развязать его никому не удалось. Разум может создавать умозрительные вещи, не укладывающиеся в сознание.

По той же семиотической схеме происходит короткое замыкание смысла в парадоксе Рассела. Вот он: В одной деревне жил цирюльник, который брил всех, кто не брился сам. Попробуйте-ка выяснить, кто брил цирюльника… Как только установите, сообщите в Институт философии АН РФ; считайте, что почетное место в ряду великих мыслителей вам обеспечено.

23 ноября пятница

И еще об Эпимениде. Вот что сообщает классический автор. Родом он был критянин из Кносса, хотя с виду и не был похож на критянина из-за свисающих волос. Некоторые уверяют, что он никогда не спал, а досужее время проводил, собирая зелья. <…> Говорят также, что Эпименид получал свою пищу от нимф и хранил ее в бычьем копыте, что принимал он ее понемногу и поэтому не опорожнялся ни по какой нужде, и как он ест, тоже никто не видел. ****) Ерунда какая-то… Потому, наверное, Эпименид и сказал в сердцах, что все критяне – лжецы. И даже сменил имидж, чтобы не быть похожим на своих провравшихся насквозь земляков.

Может, нашему незадачливому парламентарию тоже стоило бы перемениться, чтобы не быть похожим на самых тупых из своих коллег? Ну, скажем, взять за образец сдержанность, свойственную серьезным людям. Как говорят в народе: помолчи, за умного сойдешь. Что далеко не лишнее для репутации человека, занятого ответственной государственной работой – принимать участие в судьбоносных решениях, нажимая кнопки «за» или «против» соответственно указаниям руководителя фракции.

24 ноября суббота

Продолжает обрастать позорными подробностями самое скандальное событие этой осени – отставка министра обороны. Оказалось, что непосредственный ущерб нашей обороноспособности наносят отнюдь не вражеские происки. Пользуясь потерей ответственности в системе руководства, ближайшее окружение министра, состоявшее из светских львиц и штабных крыс, растащило казенного имущества на миллиарды рублей. Куда же смотрел министр?! Видимо, в геополитическую перспективу…

25 ноября воскресенье

Несколько лет назад министр обороны США тоже потерял место в результате скандала: его жена съездила по личной надобности в служебном автомобиле из Вашингтона в Чикаго. До чего же мелочные люди эти американцы!

Владимир Ермаков

*) (лат.) – человек обыкновенный.

**) Это целеполагающее определение философии дано Ж.-П. Сартром.

***) Это парадоксальное определение демократии дано У. Черчиллем.

****) Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»: кн. 1; 10.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям