Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

08.10.2012

17 сентября понедельник

Бабье лето, чудесный мираж на стыке времен года… В это утро призрачный туман стоял в сухих руслах улиц – словно смутное воспоминание в умозрительном пространстве памяти. Хочешь понять – что это было, а в душе ничего вразумительного… лишь некое сентиментальное томление: гаснущее сияние чистого счастья, прошедшего мимо тебя.

Бабье лето по неумолимой логике календаря все-таки уже не лето. Это всего лишь некий бонус сезона, пренебрежительно характеризованного нелестным сравнением –

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет и нет… *)

Солнце уже как бы приостывшее, а воздух, пронизанный юркими ветерками, вплоть до полудня холоден на вдох и горек на вкус.

Заканчивается сельская страда. Завершается отпускная пора. Улетают перелетные птицы и возвращаются отложенные заботы. Начинается осеннее обострение неразрешимых проблем. В столице в минувшую субботу прошел «Марш миллионов», в котором приняли участие сознательные (а также просто активные) граждане всякого разбору: левые и правые, националисты и либералы, монархисты и анархисты. В общем, всякой твари по паре. По паре тысяч. А то и больше…

18 сентября вторник

На Руси испокон веку всего в избытке, но чего-то нужного всегда недостает. То одного нет, то другого. Кто только не сокрушался о недостатках, кто только не досадовал на нехватки. Тот же Пушкин как-то сетовал:

                          … только вряд

Найдете вы в России целой

Три пары стройных женских ног. **)

Бог да простит ему этот русофобский выпад! видать, не под те юбки поэт заглядывал; чего-чего, а уж стройных ног на Руси – частоколы. (Не далее как сегодня, пройдя по Ленинской, я насчитал… виноват, – отвлекся). А вот найти хотя бы несколько честных лиц, способных авторитетно выразить наши мнения и чаяния… это, действительно, задача. Вернее, незадача.

На верхнем этаже несистемной оппозиции прописались люди, которые никого, кроме самих себя, в социальном смысле не представляют. Чего они хотят и кто за ними стоит – бог весть. Очевидно одно: нашего интереса они точно не имеют в виду. Решительно не понимаю! Если некоторые прожженные политики были противны обществу во главе правительства, с чего бы они стали любезны народу во главе оппозиции? Или думский деятель, похожий на вороватого кота, за двурушничество лишенный полномочий, – он что, теперь будет распоряжаться ресурсами массового протеста? Черт знает, что у него в душе, но ежу ясно, что у него на уме; будь он некоторым образом вынужден к искренности, мог бы, наверное, постулировать свое политическое кредо афористичным выражением кота Матроскина, – совместный труд для моей пользы…

Согласно древнему еврейскому поверью, мир держится на двенадцати неведомых праведниках. Ради них Бог терпит всех остальных. Но если в каком-либо поколении недостанет хотя бы одного – быть концу света. Никто не знает, кто эти праведники, и сами они себя не ведают – но достаточно того, что они есть, по большому счету… Я думаю иногда: ладно, праведных среди нас во все времена раз-два и обчелся, но неужто в целой стране не найдется дюжины доверенных лиц, способных стать во главе оппозиции, чтобы надежно консолидировать благие намерения всех людей доброй воли?

Пока что-то не видно. Пребывая в хроническом недоумении относительно реального направления действующей власти, я одновременно чувствую острое недоверие к темным намерениям оппозиции. Не тот ли это случай, когда лекарство может оказаться хуже болезни?

19 сентября  среда

Впрочем, не берите в голову то, что я тут сгоряча нагородил. Часто критическая риторика заводит прямую речь за незримую грань беспристрастности, но, увлеченный внутренней логикой рассуждения, я не притормаживаю на опасном повороте мысли, дабы не пропадал втуне природный дар злоязычия…

Тем не менее. Я понимаю и принимаю мотивы тех, кто выходит на площадь, чтобы противостоять опасной тенденции сосредоточения российской государственности в неприступной крепости Кремля, но не разделяю и не поддерживаю провокативную стратегию лидеров протестных акций. Опять же, пользуясь пушкинской строкой, хочется отмежеваться от претензий организационного комитета представлять интересы общества:

Ты для себя лишь хочешь воли… ***)

Оскорбленная совесть восстает против самодурства чиновной власти, а  возмущенный разум не приемлет самодовольства бесчинной оппозиции. Площадь оказывается тупиком. Я думаю, большинство сограждан, переживших крах своих социальных иллюзий, чувствует в себе то же самое общественно-политическое расстройство. Назовем это тотальное подозрение посттравматический синдром неудачной реформации. Стреляных воробьев на мякине не проведешь.

Собирательным требованием «Марша миллионов» оппозиция выдвигает лозунг «Россия! Без! Путина!». Тем самым в ходе протестного движения стремление масс к справедливости поворачивается в сторону беззаконности. Нравится это кому или нет, но Путин избран большинством голосов, и никому не удалось доказать обратное. Весь правопорядок держится на краеугольном камне его легитимности. Что же тогда значит мутная греза о переделе власти? Всем понятно, что свято место пусто не бывает, а уж тем более злачное место на самой вершине иерархии, но никому не ясно, каким образом должна произойти ревизия и ротация государственного аппарата и кто займет главенствующие позиции, если их потеряет нынешняя конгломерация сильных мира сего? Чья будет власть и каким образом устроится? Вот на это наше вопрошание оппозиция не дает никакого внятного ответа, оставляя за собой право поделить добычу по негласному соглашению. Так было в августе 1991 года. Двадцать лет спустя в подоплеке оперативных планов оппозиции просматривается та же схема.

После буйного опьянения неизбежно наступает жестокое похмелье. Этот урок каждый из нас проходил в личном плане (хотя бы единожды), а все мы вместе – в плане историческом (неоднократно). Как же плохо в мире и как пусто в душе после того, как на пороге нового дня всякая ловкая сволочь, переступая через поверженные нами порядки, злорадно вытрет ноги о лозунги революции…  Не рано ли забылись лихие девяностые годы? Не слишком ли мы расслабились ленивым и праздным задним умом?

20 сентября четверг

Другим стержнем массового протеста стало требование отмены сурового приговора трем участницам панк-группы Pussy Riot, учинившим скандал в храме Христа Спасителя. В этом пункте повестки дня намного больше позитивного смысла. Наказание несоразмерно преступлению. Пользуясь случаем, государство досужими рассуждениями о нравственности прикрывает ужесточение внутренней политики.

Знаменитый философ Славой Жижек, скрестивший в своем мышлении марксизм и психоанализ, характеризует репрессивную направленность законодательства как превентивный метод авторитарного правления: Одна из стратегий тоталитарных режимов заключается в том, чтобы установить нормы настолько строгие, что если понимать и применять их буквально, в чем-то виноватыми оказываются все, – но затем воздержаться от их полного применения. Таким образом, режим может выглядеть милосердным («Если бы мы захотели, мы могли бы вас всех арестовать и осудить, но не бойтесь, мы добрые…») и в то же время обладает рычагом постоянного давления («Особо не зарывайтесь, не забывайте, что в любой момент мы можем…»). ****)

Поэтому и только поэтому многие из нас подвергают сомнению судебные решения в делах, имеющих ту или иную политическую подкладку. То государство социально устойчиво, в коем сила закона не зависит от интересов законодателя. Выгоды власти не должны приниматься в расчет в процессе судопроизводства. Добиться этого невозможно, но добиваться этого необходимо.

21 сентября пятница

Вызывает возражения внедрение в практическую юрисдикцию таких чужеродных ей понятий, как кощунство. Поругание святынь – занятие гнусное, но меры по пресечению духовного хамства не должны принимать вид уголовного или политического преследования. Общество, утверждающее нормы морали, должно ограждать их статьями гражданского права.

Почему меня так тревожит регрессия архаичных пластов менталитета в общественном сознании? Мне кажутся весьма сомнительными расчеты на божью помощь в делах, требующих работы разума. Ускоренное воцерковление населения способствует лишь торжеству фарисейства. Без религии хорошие люди поступали бы хорошо, а плохие люди – плохо, но лишь религия может побудить хороших людей поступать плохо. Это мнение философа Стива Вайнберга история подтверждает с мрачной неотвратимостью – вплоть до наших дней.

Церковь декларирует как принцип канон об осуждении греха и сострадании к грешнику. На деле же выходит совсем иначе: жизнь идет с грехом пополам, а вот неудачно согрешившим приходится быть козлами отпущения (или козами, как в инциденте с девами, нашкодившими в храме).

22 сентября суббота

Всякая власть замешана на страхе. И страх божий в исторической церкви служит прежде всего укреплению ее власти.

Неизвестно, имеет зло онтологическую природу или оно суть лишь мучительное отсутствие добра; за тысячи лет дискуссий философам и богословам так и не удалось прояснить эту великую тайну. Но что несомненно, – зло не может действовать иначе, чем через злодеев всякого разбора. А для них таинство покаяния как бы страховой полис. Церкви не так угодны праведники, как грешники, желающие откупиться от высшей кары.

23 сентября воскресенье

Из века в век неведомые праведники втуне вопиют в своей внутренней пустыне: за отсутствием хормейстера одинокие голоса ума, чести и совести не сливаются в согласный хор. В то время как наглые горлопаны устраивают массовые спевки, ловко манипулируя лучшими чувствами собравшихся людей. Толпа униженных и оскорбленных концентрирует потенциал недовольства, требующий выхода. И если для их негодования нет ясной цели, энергия прорывается в случайном направлении, уводящем прочь от здравого смысла.

Маниакальные и параноидальные идеи, овладев массами, становятся движущими силами социальных потрясений. И зачем только Карл Маркс открыл этот сволочной закон…

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям