Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

02.10.2012

10 сентября понедельник

В день рождения Льва Толстого на Ясную Поляну навалилась непогода. Словно гений места не желал, чтобы пришедшие в усадьбу люди поминали его торжественными речами, в которых невероятное событие его жизни и невозможное явление его мысли подгонялись бы под расхристанное мировоззрение постмодернизма или загонялись в расхожее поприще традиции…

Веймутова сосна, посаженная некогда Львом Николаевичем, ежилась под настырными порывами холодного ветра, и поздние цветы на клумбе никли под обволакивающей тяжестью затяжного дождя. Все гости, высокие и не очень, укрылись от ненастья на веранде толстовского дома – словно владелец усадьбы, как ни сердился на непрошеных гостей, а все ж пустил укрыться от ливня – взял под свою крышу. И вышло славно! – невольное стеснение непосредственно перешло в сближение; собравшийся народ перемешался самым демократическим образом, и никто не чувствовал себя обиженным. И то! – в сравнении с величиной Толстого и в свете его учения можно ли было кому бы то ни было выказывать свое условное превосходство?

И потому собравшиеся как бы являли собой идею единства всех людей доброй воли.  Плечом к плечу (стараясь отодвинуться подальше от залетавших брызг) стояли: британский писатель Alex Preston и яростный обличитель западного фарисейства Петр Краснов;  колумбийский поэт Ramono Flores и уральский казак Александр Ялфимов; именитый историк литературы Людмила Сараскина и известный кинорежиссер Галина Евтушенко; ведущий писатель классического направления русской прозы Алексей Варламов и полномочный представитель постмодернистского тренда Александр Иличевский; Павел Басинский, литературовед и литератор в одном лице, и Павел Флоренский, внук и наследник великого философа.

Основоположниками Международных яснополянских писательских встреч были Владимир Толстой, праправнук великого писателя и директор музея-заповедника, Анатолий Ким, широко известный на Западе и на Востоке русский писатель, и Валентин Курбатов, главный хранитель лучших традиций нашей культуры. В авторах и кураторах проекта представлены первые лица отечественной словесности: великолепный и великодушный критик Лев Аннинский, маститый писатель и сценарист Михаил Кураев, знаменитый прозаик и эссеист Владислав Отрошенко; на разных этапах формирования традиции в нее внесли свой вклад многие другие паломники в Ясную Поляну.

В течение времени участниками встреч стали ветераны и новобранцы родной словесности, состоявшиеся писатели и признанные критики – Андрей Битов, Владимир Маканин, Юрий Мамлеев, Леонид Бородин, Валентин Распутин, Василий Белов, Виктор Лихоносов, Борис Екимов, Виктор Потанин, Игорь Золотусский, Игорь Волгин, Евгений Водолазкин, Валерий Попов, Евгений Попов, Михаил Рощин, Александр Эбаноидзе, Ренат Харисов, Равиль Бухараев, Дина Рубина, Тимур Зульфикаров, Андрей Волос, Юрий Петкевич, Василий Голованов, Антон Уткин, Владимир Березин, Олег Павлов, Владимир Бондаренко, Владимир Личутин, Анатолий Буйлов, Андрей Танцырев, Александр Яковлев, Александр Карташов, Александр Кузнецов, Александр Иванченко, Афанасий Мамедов, Сергей Дмитренко, Захар Прилепин, Игорь Малышев, Илья Бояшов – и так далее.

За прошедшие годы в этих встречах приняли участие литераторы и литературоведы из многих стран, в том числе – Милорад Павич и Мома Димич (Сербия), Марек Вавжкевич (Польша), Бойко Ламбовски (Болгария), Шота Иаташвили (Грузия), Абдижамил Нурпейсов и Роллан Сейсенбаев (Казахстан), Випул Кальяна и Пракаш Н. Ша (Индия), Сунь Ен и Ким Хён Тхэк (Корея), Недим Гюрсель (Турция), Костас Валетас (Греция), Марья-Леена Миккола (Финляндия), Карола Ханссон (Швеция), Кнут Одегард (Дания), Антонио Порпетта и Педро де ла Пенья (Испания), Габриелла Импости и Донателла Поссамай (Италия), Жорж Нива, Рене Герра, Доминик Фабр и Паскаль Роз (Франция), Розмари Титце (Германия), Тибор Фишер и Джеймс Мик (Англия), Джон К. Блеймайер и Джеймс Морроу (США), Сельма Ансира и Франсиско Сеговия (Мексика) – et cetera.

Вот и в этот раз собрался весьма представительный форум. Основное содержание первого дня вместил круглый стол: свободная дискуссия о проблемах современной русской литературы. Валентин Курбатов, первая скрипка и одновременно дирижер этого умозрительного концерта, обладает удивительным талантом превращать обмен мнений в праздник духовного общения. Чего так фатально не хватает нашей интеллигенции – счастливого чувства единства во множестве. В Ясной Поляне такое случается.

Вечером был праздничный ужин, на котором вопреки ненастной погоде установилась теплая и светлая атмосфера. Большинство участников встреч знакомы между собой давно и близко, а харизматическое присутствие четы Толстых превращало дружеское застолье в нечто возвышенное. Не скажу за всех, а нам с женой ни в каком другом избранном обществе не было так легко и свободно, просто и радостно. И в то же время ответственно. Нет, что ни говорите – быть накоротке с советником президента… такое доверие греет тщеславие даже самых независимых натур, – где уж мне ручаться за свою провинциальную самодостаточность...

С этого лета Владимир Ильич Толстой стал одной из самых влиятельных фигур в культурной политике государства. Я не уверен, что он сможет радикально изменить к лучшему отношение власти к культуре (хотя очень на это надеюсь), но что сам он нимало не изменится под влиянием власти, в этом я убежден. Он – Толстой, и этим все сказано. Он скорее откажется от статуса особо важной персоны, чем от собственного достоинства.

11 сентября вторник

Я представил общему вниманию текст под заглавием «Правда прозы и тайна поэзии». Отталкиваясь от знаменитой сцены из романа «Война и мир», где Наташа Ростова в театре оказывается не в состоянии принять условность оперного спектакля, я предложил рассматривать интенцию прозы как стремление к правде. Наташа видит все, как есть на самом деле, без коэффициента как бы. И вот что из этого выходит: Она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что это все должно представлять, но все это было так вычурно-фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. *) Виктор Шкловский на основании этого эпизода обосновал остранение как художественный прием; мне показалось важным выделить здесь целенаправленную работу сознания по демифологизации и демистификации действительности, составляющую приоритет прозы как жанра. Проза стремится разоблачить все идеологии и развеять все иллюзии, и в этом ее великое предназначение.   

Но как всякое человеческое начинание, проза заходит дальше, чем нужно для дела. Голая правда неприглядна; в расчетливом сочетании явлений жизнь пуста и скучна – до невыносимости. И другой великий мастер прозы приходит к странному выводу: Чтобы жить в действительности и терпеть ее, нужно все время представлять в голове что-нибудь выдуманное и недействительное. **) Это миссия поэзии в мире. Действительность, стерилизованную прозаиками до полной идейной бесплодности, поэты заражают надеждой.

12 сентября среда

Заседания продолжаются, наращивая потенциал общего смысла. Нарочито мрачный Михаил Кураев в дискуссионной теме «Сила прозы» активировал концепт внутренний рост как необходимое условие писательского дела: только каторжная работа над собой дает писателю право на общественное признание его труда. Раскованно остромысленный Владислав Отрошенко рассмотрел тему в другом ракурсе: а чем вообще занят писатель, занимаясь литературным делом? Важнейшую особенность словесного искусства он определил как трансляцию мировоззрения. Иначе – зачем вымучивать слова и выпускать книги? Не затем же только, чтобы получать гонорары и стяжать лавры, тем упрочив свое благополучие и утешив свое тщеславие…

Но и затем – тоже; писатель, как и любой другой труженик, хотел бы жить за счет своего профессионального умения.

13 сентября четверг

К этому дню основная программа яснополянских писательских встреч исполнена и исчерпана. Но форум продолжился еще на день – уже в Москве, где в музее Льва Толстого в Хамовниках в торжественном порядке объявлен короткий список претендентов на премию «Ясная Поляна» в трех номинациях.

14 сентября пятница

Эту очень престижную премию с весомым денежным содержанием финансирует компания «Самсунг». Мог ли представить себе Лев Николаевич такой странный порядок вещей? Я глубоко уважаю корейскую производственную корпорацию за поддержку российской литературной традиции, – настолько, что при прочих равных возможностях покупаю продукцию именно этой марки: стиральная машина, холодильник – и даже монитор, на котором сейчас собирается эта строчка, все у меня от этой уважаемой фирмы… если решусь завести ноутбук, цифровой фотоаппарат или еще какой гаджет, буду присматривать тот же логотип. Чтобы таким образом действий по мере возможности поддержать экономику, которая поддерживает культуру.

15 сентября суббота

Все-таки глухая взаимная неприязнь между славянофилами и западниками, почвенниками и либералами, тлеющая в нашей культурной подпочве, так и не перегорела за три века – от Петра Романова до Владимира Путина. Чуть где обвалится регламент, как тут же из темной глубины подсознания вырвутся злые и обидные слова, на которые так скор язык амбиций… и только дух Толстого, который веет от Ясной Поляны в наш суматошный мир, может непротивлением злу насилием в самом начале загасить искры раздора. Так иногда случается на стыках крайних мнений в ходе писательских встреч. И великая важность этой традиции, ставшей уже институцией, именно в том, что из вероятности противостояния возникает возможность взаимопонимания.

Владимир Ермаков

16 сентября воскресенье

Владимиру Толстому, взявшемуся за государственный гуж, надо сделать одно-единственное дело – распространить опыт яснополянских писательских встреч на все наше культурное пространство. Если солидарность и толерантность возобладают в истинной элите, за будущее России можно уже не тревожиться. Остальное постепенно приложится.

*) Лев Толстой «Война и мир»: т. 2; ч. 5;  IX.

**) Андрей Платонов «Записные книжки»: 1935-1936.

_

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям