Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

11.07.2012

25 июня понедельник

Из понизовья неба, из слабого зеленого свеченья, оставшегося от ушедшего дня, поднимается острый серп нового месяца. Злоба дня исчерпывает время суточного цикла, уступая место мистической тайне ночи. Но до утра в наших снах еще будут бродить неясные тени минувшего. Или кошмары. В кошмарах реальность искажается ужасным образом. Впрочем, наяву тоже хватает всякого…

В Египте названо имя нового президента: избран лидер исламистов Мухаммед Мурси, сторонник возврата страны к шариату. Толпа ликует. Религиозный фанатизм праздником мракобесия захватывает больные людские сообщества. Вспомнилось, что и у нас радикальные клерикалы, осердясь насмешками в свой адрес, требуют ужесточения мер против вольнодумства – чтобы впредь любое неуважение к персоне святейшего патриарха стало уголовно наказуемым деянием. В то же время сторонники однополой любви добиваются права жениться и венчаться наравне с гетеросексуальными парами. Шизофрения в мировом масштабе: одно полушарие грезит о футуристической утопии, другое – о патриархальной пасторали. И все норовят обустроить мир на свой манер. Притом с такой слепой и упорной яростью, что базовые принципы цивилизации начинают опасно поддаваться их усилиям. Для прежней жизни места на Земле скоро уже не останется.

В Эквадоре умер Одинокий Джордж. Видимо, от тоски. Сто лет одиночества, из них половина в зоопарке – кому ж такое под силу вынести?! Как полагают биологи, это был последний представитель подвида галапагосских слоновых черепах, подсобивших Дарвину сообразить свою теорию происхождения видов. И вот – увы… Все больше живых существ оказываются неспособны сосуществовать в одной биосфере с самодержцем планеты – homo sapiens. *) За пятьсот лет чуть ли не тысяча уникальных видов исчезла с лица Земли, – лица, изуродованного человеком до неузнаваемости. Если и дальше будет так, с нами останутся разве что собаки и свиньи, крысы и вороны, комары и тараканы. Так нам и надо.

В Подмосковье молодая женщина выбросила с верхнего этажа высотки двух своих малолетних детей, потому что они ей надоели. Психиатры по поручению следствия провели обследование для установления вменяемости. Предварительное заключение: психические реакции в норме… Выходит, нормальная. Такая же, как все. Человек в полном смысле слова. Человек! Это – великолепно! Это… звучит гордо! **) Когда к месту и не к месту цитируют эту знаменитую сентенцию, по пути из текста в речь ораторы теряют сарказм, который присущ ей изначально. Не случайно же Горький вложил эту декларацию гуманизма в монолог подонка, почти потерявшего в себе человеческий образ. Так что основания для нашей гордыни спорны и сомнительны…

Бывают моменты, когда хочется отказаться от звания человека.

26 июня вторник

Подумалось: в сонме нечистой силы по грехам нашим должны быть узкие специалисты. Слишком уж сложно и страшно устроена душа человека, ни один черт в ней до конца не разберется. Потому на каждый грех должен быть свой греховодник. Так скупого рыцаря курирует павший ангел, разжалованный из хранителей в стяжатели: скупидон. А сексуально озабоченного страдальца ведет по кривой дорожке к машине желаний особый бес-искуситель, сталкер эрогенной зоны. Ну и так далее.

От блудного беса в старину отчитывали по требнику Петра Могилы. Эта церковная книга у знающих людей имеет некий магический авторитет. В фондах краеведческого музея хранится редчайший экземпляр, отнесенный экспертами к XVII веку. Правда, изгнание бесов в музейном реестре платных услуг не значится. Да и будь иначе, вряд ли кто смог бы древним обрядом развеять эротический морок. Ибо блудные бесы взяли над нашими нынешними нравами такую власть, что сакральная терапия уже вряд ли поможет.

27 июня среда

День молодежи. Заканчиваются экзамены, и начинаются выпускные вечера – парадный смотр поколения, вступающего в жизнь. Вчерашние школьники и студенты – завтрашние… кто? Это уж у кого как выйдет. Растроганные родители в растрепанных чувствах: им ли не знать, что настоящие испытания только начинаются...

Сакраментальный вопрос: легко ли быть молодым? – лично мне кажется риторическим. Я не предполагаю однозначного ответа на него. Свою молодость плохо помню, нынешнюю плохо понимаю. Чтобы сказать что-нибудь в тему дня, не обременяя себя, однако, ответственностью за сказанное, достал из архива и довел до ума старый стихотворный набросок –

О МОЛОДОСТИ

Вольницею нестройною

на рубеже веков

впархивает в историю

множество мотыльков;

перелетают поверху

опыт, мораль и власть…

все им как будто по фигу,

все им, как видно, в масть –

словно волей Всевышнего

все земные труды

были залогом нынешней

праздничной суеты;

пустоши или пажити

времени впереди –

век им вечностью кажется,

черти их подери! –

им не страдать за истину,

им не тужить в нужде;

им все законы писаны

вилами по воде;

всё им в открытом доступе,

даром и насовсем…

будет ли века вдосталь им,

чтобы хватило всем?

будут ли по колено им

омуты бытия?

Новое поколение!

Старое – это я…

Как хорошо незнающим,

как мимолетны дни!

Кажется, я вчера еще

был таким, как они.

 

28 июня четверг

Как утверждают знатоки потусторонних тайн, черти подходят к людям с пониманием и разбором. Мой брат, уверовавший и воцерковленный, однажды в богословской беседе толковал мне о злокозненности бесов. Он рассуждал с глубоким убеждением и знанием дела, – понеже ему самому на пути к спасению пришлось не раз обходить ловушки лукавого. Я спросил его (с иронической уверенностью в диалектическом превосходстве скептицизма), почему же меня, не вакцинированного церковностью и, значит, ipso facto ***) принадлежащего к группе повышенного риска греховности, бесы не осаждают соблазнами? – А чего им зря стараться? они знают, что ты и так их, – со скорбным сочувствием ответил сердобольный брат.

Тайна бытия, вторгающаяся в пределы обыденного сознания, вызывает неадекватные состояния критического разума: шизофрению религиозности, неврастению агностицизма и паранойю атеизма. Что есть норма, по себе никто судить не может.

29 июня пятница

Общественность отмечает юбилей главного орловского художника Владимира Блинова. Вообще-то у людей искусства главного быть не может, но кто-то должен решать по доверенности товарищей административные вопросы творческого процесса. Вот и взвалили коллеги эту ответственность на толерантного и дипломатичного Владимира Николаевича. И он артистично справляется с этой ролью – нимало не теряя в творческом и человеческом аспектах.

На юбилейной выставке в краеведческом музее представлены основные моменты широкого спектра его творческого диапазона. Конечно же, не все, сотворенное им, в равной мере удачно, но все, здесь показанное, так или иначе интересно.

 

30 июня суббота

Благоволением судьбы я с юности вхож в художественную среду и весьма дорожу косвенной причастностью к изобразительному искусству. Мне кажется, что сосредоточенное всматривание в мир больше приближает к его сути, чем напряженное размышление. Созерцание глубже проникает в тайну сущего, чем умозрение.

Уинстон Черчилль, один из великих людей минувшего века, был человеком весьма разносторонним. Сыграв выдающуюся роль в мировой истории и получив за свои мемуары Нобелевскую премию по литературе, он не остановился на достигнутом. И на склоне лет профессионально занялся живописью. Войдя во вкус творчества, сэр Уинстон утверждал, что в искусстве намного больше смысла, чем в политике. И еще он сказал так: Счастливы живописцы – ибо им не бывать одинокими. Свет и цвет, мир и надежда будут с ними до самого конца. Чего еще желать художнику? Мир поворачивается к нему передом, открываясь с лучшей стороны, и надежда обретает в его работе видимый образ, неясно проступающий в действительности.

О СВЯТОСТИ ****)

1 июля воскресенье

Однажды во время оно в одной стране к берегу реки, где не было ни моста, ни брода, подошли два монаха. Паромщик, промышлявший при переправе, брал за перевоз по мелкой монетке с каждого путника. Денег же у монахов не оказалось. И тогда один из них, сосредоточенно помолившись, сошел к урезу реки и пошел по воде аки посуху. (Бывшие тому очевидцами удивились, но не слишком: как хорошо известно ученым людям, во времена благочестивого невежества чудеса случаются гораздо чаще, чем в просвещенные эпохи). А второй монах, неодобрительно покачав головой, обратился к тем, чьи пути сошлись на переправе: – Люди добрые, благослови вас Бог! не пожертвует ли кто из вас монетку бедному страннику? Получив сверх просимого, смиренный монах перебрался вместе с прочими на челне на другую сторону реки, где воссоединился с поджидавшим его товарищем, – и они пошли дальше своей дорогой.

Один из свидетелей чуда сказал попутчикам: – Воистину первый монах – святой человек, поелику по молитве его Господь повелел воде стать твердью!

На что другой, помолчав, отвечал так: – А мне думается, что истинно свят другой монах, иже по мудрости своей не стал просить Божьей помощи, когда в его нужде с лихвой хватило нашего участия.

Третий же, сведущий в богословии, согласился со вторым и так истолковал случившееся: – Конечно же, больше истинной веры в том, чтобы молиться об устроении своих земных дел в установленном Господом порядке, чем в том, чтобы для своего удобства понуждать Его изменять законы мироздания.

ГЛОССА *****)

Богу возможно все: и умягчить сердца людей, и утвердить текущую воду – но пути Его неисповедимы. Значит, всякая божья тварь должна идти своим путем, следуя заложенному предназначению. И человек в первую очередь. Бог дал человеку душу, чтобы вместить в нее свой образ, и дал разум, чтобы человек мог обустроить мир по совести и справедливости. Значит, каждый должен жить по-божески – но своим умом. Только и всего.

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям