Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

28.06.2012

11 июня понедельник

Органы правопорядка, воодушевленные досрочным принятием Закона об усилении ответственности за нарушения при проведении митингов и манифестаций, провели в столице в канун государственного праздника показательные мероприятия. Аресты, обыски, допросы… Заключение подозрительных лиц под стражу; изъятие литературы вредного содержания, а также денежных средств, возможно предназначенных для подрывной деятельности…

Новый виток развития демократии наводит на размышления и выводит на обобщения. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. *) Прение власти и вольности – как игра в казаки-разбойники (исторические варианты: жандармы и революционеры, чекисты и диссиденты): гонка с преследованием по замкнутому кругу. По логике вещей далее должны последовать организованные изъявления поддержки генеральной линии партии и правительства. И коллективные требования покарать врагов народа по всей строгости закона. А если закон недостаточно строг, то охранительного рвения законностью не стеснить.

12 июня вторник

День России. Этот государственный праздник, несмотря на самые добрые намерения властей предержащих, не столько возвышает душу патриота, сколько напрягает разум сознанием дезориентации патриотического чувства. Словно некто, облеченный высшей властью, говорит мне внушительно и строго: Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан! **) – а я стою на распутье в эпистемологической неуверенности.

Ну ладно; хоть лиру посвятил народу своему, стихами никому докучать не стану, – но что до прочего… и рад бы исполнить свой гражданский долг, да не ведаю, в чем именно он состоит. И где сегодня истинное место патриота – среди тех, кому за державу обидно, или с теми, кому горько за родину? Куда податься бедному интеллигенту? Направо пойдешь – совесть потеряешь, налево повернешь – чести лишишься, а прямо – … прямо у нас проходу нет: все пути к правде у нас окольные и кривые…

На устроенных властью праздничных мероприятиях собираются граждане, которых эта власть устраивает. Наиболее впечатляющей была демонстрация в городе Грозном. Во главе колонны шествовал лично президент Чечни Рамзан Кадыров с портретом президента России Владимира Путина; одесную и ошую шли соратники с портретами Ахмада Кадырова и Рамзана Кадырова. В порядке мысленного эксперимента я представил, что Рамзан Кадыров несет портрет Рамзана Кадырова… в этом умозрительном перформансе мне показалась некая постмодернистская завершенность.

На организованных оппозицией митингах протеста собираются граждане, несогласные с действительностью, таким образом проявляя свое недовольство. Идейные лидеры разных направлений (иже с ними беспринципные авантюристы) призывают к эскалации протестного движения. Как некогда провозглашали эсеры, – в борьбе обретешь ты право свое. Собственно, честные участники санкционированных акций сами не вполне понимают, чего они добиваются. Зато левые и правые радикалы не упускают случая заявить о себе.

Системная оппозиция по определению – часть системы. Всем давно уже понятно, что каких-либо решительных действий ждать от нее напрасно: наши парламентские партии представляют во власти собственные интересы. Что же до несистемной оппозиции, это табун темных лошадок. И ставить на азартных аутсайдеров общественные средства – дело рискованное.

В чем мессидж митингов несистемной оппозиции? В протесте как таковом. Люди выходят на площадь, чтобы отстаивать возможность отстаивать возможность отстаивать возможность… И не надо считать это как бы действие политической тавтологией. Это действительно важнейшая вещь: выражение несогласия государству и оказание давления на правительство лежит в основе общественного договора. Хочется надеяться, что наше общество, оказавшееся перед вероятностью глубокого системного кризиса, все же изберет лучшую участь. Если не светлое будущее, но хотя бы достойное настоящее.

13 июня среда

Все понимают благо России по-своему и видят судьбу России по-разному. Кто-то теперь везде как дома, а кому-то и родной край уже вчуже. Одни сокрушаются, что Святая Русь пресеклась во времени, другие сомневаются, что она вообще была. Для одних советское прошлое – утраченное счастье, для других – потерянное время. Вот и сталкиваются на узких дорожках общественного движения крестный ход и гей-парад, русский марш и марш несогласных… люди добрые, да что ж мы все опять подались  в разброд и в раздор?! А лидеры государства и вожди протеста все повышают ставки в игре. Притом и те, и другие играют втемную.

Идет трагедия.

            Набрали без разбора

Актеров с улицы.

            Своих ролей никто

Вперед не вытвердил.

            Все смотрят на суфлера.

Суфлер молчит

            иль говорит не то.

По сцене мечется

            толпа в переполохе.

То невпопад кричит,

            то шепчет лицедей…

Довольно… Оттого

            душе не веселей,

Что драму мрачную

            играют скоморохи. ***)

В попытке разобраться в логике событий, составившихся из столкновения непопулярных действий правительства и несогласованных стремлений общества, возникает и крепнет эпистемологическое подозрение, что эпоха, в которой мы живем, лишена как исторических причин, так и социальных целей.

14 июня четверг

Отечественная история испробовала две разных варианта социальной систематизации многонационального государства:

   1. Православная вера

   + господствующая церковь

   + самодержавная монархия.

   2. Коммунистическая идеология

   + правящая партия

   + авторитарное руководство.

Оба цивилизационных проекта окончились катастрофическими неудачами. Какие выводы логически следуют из разбора поражений? Что-то в системе было порочно или непрочно – или догма идеологии, или аксиома системности, или парадигма власти. В любом случае необходим анализ причинно-следственных связей и пересмотр фундаментальных принципов.

Однако не похоже, чтобы в общественном сознании возобладала критическая рефлексия. Горизонт нашей духовной пустыни определяют миражи прошлого. Коммунистическая партия с тем же тупым упорством стремится вернуть страну на руины утопии, а православная церковь в прежней слепой гордыне призывает откреститься всем миром от вызовов и соблазнов современности. С коммунистами полемизировать бестолку; весь мировой опыт не заставил их усомниться в догмах учения и в методах борьбы. Спорить с клерикалами тем более бессмысленно, – вера следует интуиции, религия держится традиции, а церковь живет по инерции.

15 июня пятница

Внутренняя политика высшего руководства наводит на подозрение, что державная идея в умах наших административных мыслителей основана на сакральной природе власти, и наших государственных деятелей занимают лишь вопросы перераспределения могущества и богатства в пределах правящей элиты. А чтобы вывести новый образ державности, идеологи режима по засекреченному плану скрещивают и размножают пережитки автократии, партократии и теократии. В логистике такие мутанты именуются химерами.

16 июня суббота

Есть ли выход? Конечно. Единственная открытая историческая возможность – исходить из того, что есть, целенаправленно укрепляя правовое государство и последовательно утверждая гражданское общество. Надо судиться с сильными мира сего. Надо рядиться с властями предержащими. Надо ладить меж собой. Это трудно и накладно, – но ничего лучшего в политическом прейскуранте современности нет.

То, что дано, надо перестраивать в то, что надо. Нельзя откладывать на завтра, что не сделано вчера. Историческое время поджимает стратегическое пространство. Иллюзия великой державы, внедренная политтехнологами в массовое сознание, не совпадает с эмпирической реальностью. Но и для новой социальной утопии в нашей действительности места нет. Велика Россия – но все ж не беспредельна.

17 июня воскресенье

ПУТЬ НЕВОЗВРАТНЫЙ

опыт постмодернистской драмы

Действие 1.

Сцена представляет столбовую дорогу, ведущую в Третий Рим. На остановке ждет оказии разочарованный странник в цилиндре и крылатке: это Николай Гоголь. Из-за кулис мировой истории выкатывается Русь, в сарафане и кокошнике, и несется как оглашенная.

Гоголь (озабоченно):

– Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. ****)

Русь (с сердечной  досадой):

– Ну вот, закудыкал! Теперь пути не будет.

Обиженный классик достает из дорожного баула рукопись и жжет второй том своей поэмы. *****)

Действие 2.

Сцена представляет русский простор, озаренный закатом Европы. На переднем плане романтическая личность – то ли в поэтическом экстазе, то ли просто в подпитии: это Александр Блок. По авансцене, тяжело дыша духами и туманами, дефилирует Русь, разодетая как чудо в перьях.

Блок (отрешенно):

– Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной, в твоей тоске, о Русь! И даже мглы – ночной и зарубежной – я не боюсь. ******)

Русь (с необоснованной надеждой):

– Мужчина, не угостите папироской?

Поэт шарит по карманам и ничего не находит: их уже обшарили босяки Максима Горького; за сценой крики: «Долой!» (Блок поникает гордой головой) и «Даешь!» (Русь поддается зову плоти и подается во тьму).

Действие  3.

Сцена представляет край света. На самом виду модный писатель и циничный соблазнитель: это Виктор Ерофеев. Русь уже дошла до края и стоит на краю в драных джинсах от Dolce & Gabbana и в полной прострации.

Ерофеев (вкрадчиво):

– Русь! – все говно по сравнению с твоей необъяснимой и необъятной тоской. *******)

Русь (с гибельным восторгом):

– Ээээх! пропадать так с музыкой…

На сцену, приплясывая, является популярный фольклорный ансамбль «Бурановские бабушки»; под всеобщее ликование исполняется удмуртская песня на английском языке.

Конец.

Владимир Ермаков

*) Екклесиаст: 1; 10.

**)  Николай Некрасов «Поэт и гражданин».

***) Алексей Жемчужников «Современные заметки».

****)Николай Гоголь «Мертвые души».

*****) Примечание для постановщика и для пожарника: рукописи не горят!

******) Александр Блок «На поле Куликовом».

*******) Виктор Ерофеев «Болдинская осень».

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям