Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

16.05.2012

  23 апреля, понедельник

Всемирный день книги. Всю свою сознательную жизнь я был читателем. Из всех чудесных явлений разума самым главным я считаю Книгу. В начале было слово; из слов соткалась речь; речь конденсировалась в язык; язык абсорбировал время; время отложилось в книгах.

Всю свою сознательную жизнь я хотел быть писателем. Честно сказать, до сих пор хочу. И потому пишу книги. Не для самоутверждения, а для самопознания. Может быть, хотя бы в конце жизни удастся понять, зачем она случилась.

Быть писателем – быть свидетелем собственного существования. Это ремесло из тех, что порождает экзистенциальное отчуждение. Через собственное сиротство в мире писатель обнаруживает утраты сути в сущем – и пытается собрать потерянное в виртуальном пространстве языка.

Оправданием писателя в этом безнадежном деле является призвание. Что же до общественного признания… чего нет, того нет: ремесло литератора с некоторых пор не входит у нас в реестр престижных профессий. В рыночной экономике, подмявшей под себя обыкновенную жизнь, литература или продается – и тогда прогибается под покупателя… или не продается – и тогда перебивается пустым тщеславием.

Тем не менее, родная словесность год за годом откладывается культурными слоями, наращивая национальную почву. Журнал «Литература», систематизируя представления о современном состоянии литературной среды, распространил среди литераторов анкету; среди поставленных вопросов был один, на который я не смог дать ответа, но в качестве замены предложил свои сомнения.

ВОПРОС Назовите литературные и культурные события календарного XXI века, которые представляются Вам наиболее значительными и перспективными.

ОТВЕТ Затрудняюсь с ответом, ибо живу в стороне от основного течения культуры. На мой взгляд, событий как таковых нет, но есть тенденции. Характер современной культуры определяют кризисные факторы. –

1. Сдвиг структуры восприятия от символа к образу.

2. Утрата литературой доминантного положения в культурной иерархии.

3. Вытеснение понимающего чтения осведомительным.

4. Распад художественной литературы на беллетристику и эссеистику.

5. Системный переход общественного интереса от качественных критериев личности к количественным показателям престижа, меняющий мотивацию творчества.

Пока не осознан скрытый смысл происходящего, в литературной работе остается только следовать интеллектуальной интуиции, исходящей из тайны языка и природы речи.

Литературный процесс сегодня замыкается на двух столицах. Все ограниченные возможности писательского успеха сосредоточены в Москве и Петербурге. А вокруг них – ничейная земля. Мертвая зона. Безмолвное пространство. Вся Россия…  Впрочем, отчасти так было всегда. В писательской среде издавна бытовало такое мнение: поэту должно родиться в провинции, а умереть в столице.

Мое самолюбие провинциального литератора немало утешило саркастическое замечание К.Н. Батюшкова (в эссе 1811 года) о состоянии столичной литературы: Многие книги здесь родятся и здесь умирают или, по крайней мере, на ближайших ярмонках. *)  Пока за перо не взялся Пушкин, русская литература была в большей части напечатанного продуктом одноразового употребления. Похоже, два века спустя ситуация вернулась в исходное состояние. На каждой Московской книжной выставке-ярмарке презентуются тысячи модных новинок, о которых через год уже никто не помнит.

Зато запоминаются имена авторов, сумевших удачно оскандалиться.

24 апреля, вторник

Самодержавная администрация и православная иерархия, судя по тому, как сближаются интересы чиновничества и духовенства, намерена внедрить в массовое сознание проект благочестивого верноподданства в качестве альтернативы гражданскому обществу. Для удовлетворения духовных запросов населения, по мнению правительства, достаточно официального культа и профессионального спорта.

Что бы ни воображали идеологи великодержавности, эта стратегия ведет в тупик. В геополитической конкуренции традиционные технологии власти обрекают страну на поражение. Мир – система немыслимой сложности, и эта сложность не поддается упрощению. Более того, только за счет множества открытых возможностей человечество сможет избежать множества неведомых опасностей.

Социальная солидарность рождается из сотрудничества. Потому напрасны попытки концентрировать искомую общность россиян в храмах и на стадионах. Ни для церкви, ни для спорта, если судить объективно, нет значительной роли в консолидации социума. Современный профессиональный спорт, превратившийся в индустрию азарта, способствует не оздоровлению народа, а росту нездоровых тенденций. Претензия церкви на духовное лидерство при полном истощении ее эпистемологического потенциала вызывает недоумение и неприятие. Как сказал Иосиф Бродский, 

Есть истинно духовные задачи.

А мистика есть признак неудачи

 в попытке с ними справиться… **) 

Тем более что в проповеди клерикального православия каким-то лукавым образом одновременно артикулируются его всемирная отзывчивость и национальная нацеленность. То есть, как сказал бы Пушкин, две вещи несовместные.

Не знаю, как остальные, а я, современник миллениума, не вижу в церковности своего удела. Теология исихазма ***) мне не по уму, а идеология иосифлянства ****) не по душе. Власть с постным лицом предстоит у алтаря, избранные благоговеют в трапезной, а опоздавшие к торжеству православия толпятся на паперти…

25 апреля, среда

Небо над городом, с юга на север, перелетает сверхзвуковой самолет. Самолет летит высоко-высоко, и оттого кажется, что медленно. Инверсионный след распускается пушистой облачной прядью; серебряная искра – словно кончик незримого скальпеля: кто-то извне осторожно взрезает голубую подкладку небосвода…

Самолет летит по безупречно прямой траектории; сразу видно, что летчик трезвый…

26 апреля, четверг

Канал РЕН ТВ дал в эфир интервью с глашатаем джихада – успешным столичным юристом, от имени правоверных требующим введения в Москве шариатского суда, в противном случае грозящим залить город кровью.

Канал «Дождь» в обзоре важнейших событий подробно осветил фестиваль гомосексуальных фильмов, призывая активно поддержать требования людей нетрадиционной сексуальной ориентации, вплоть до однополых браков и социальных преференций геям и лесбиянкам.

А в либеральной Германии некий художник-концептуалист устроил провокацию. Он соорудил настоящую гильотину, чтобы публично обезглавить барана; веб-камера будет транслировать это реалити-шоу в Сеть. Судьба животного отдана на волю интернет-сообщества: казнить нельзя помиловать. Как народ решит, так и будет. Пока голоса распределились примерно пополам. Власть не может воспрепятствовать проведению акции, но обещает в случае казни привлечь художника к суду; согласно закону о защите прав животных, палача могут посадить на три года.

Я вспомнил репортажи столичного телевидения, когда во время праздника курбан-байрам, по случаю окончания священного месяца рамадан и завершения поста, правоверные на глазах непривычных к такому москвичей резали на улицах и площадях вокруг мечетей баранов, заливая город жертвенной кровью…

Православные, правоверные, гомосексуалисты, концептуалисты… Люди добрые, вы что-нибудь понимаете про эту жизнь? Я уже ни фига не понимаю…

26 апреля, пятница

Предчувствуя и предвосхищая кризис западной идентичности, Фридрих Ницше ввел неприятное для современников понятие: ресентимент *****) – подавленная враждебность к окружающей действительности; бессильная зависть ко всему превосходящему. Синдром неудачника – сублимация чувства обиды: желание переложить ответственность за свои утраченные иллюзии на другого. На роль вездесущего врага назначаются масоны и моджахеды, иноверцы и инородцы, мигранты или мутанты… черт их всех разберет, но кто-то же должен быть виноват, что все не так, как надо!

Кажется, мы живем в эпоху Ресентимента.

27 апреля, суббота

Вера, надежда, любовь… Отлучите их от мудрости, от матери их Софии – и во что они выродятся без разумного присмотра?

Самоуверенность, самонадеянность, самовлюбленность… В одном из многих я с отвращением узнаю самого себя.

28 апреля, воскресенье

Вечный вопрос о свободе воли и предопределении относится к числу неразрешимых. Вот пришла как-то в голову аналогия…

Допустим, что душа у человека есть. Но данная при рождении душа пуста и безвидна, как только что сотворенный мир. В ней, как в новеньком компьютере, заложены определенные возможности. Жизнь суть самопрограммирование и апгрейд. Многочисленные вирусы проникают извне и норовят внедриться в базовые программы. Контент – то, что стоит вечного хранения.

Бог как системный администратор: в конце отведенного срока, когда списывается устаревшая и изношенная материальная часть (тело), решает, есть ли что в этом персональном компьютере достойное сохранения на сервере, или все мощности процессора были загружены кретинскими играми, словесными испражнениями и припрятанной порнографией…

30 апреля, понедельник

Проследив до корней традиции разных народов, приведя к общему знаменателю метафоры мировой мудрости, ученые кафедры клинической психологии Мичиганского университета сделали вывод, что во всех обществах и всех культурах, известных истории, самоценными являются шесть свойств человеческой личности:

мудрость

мужество

доброта

справедливость

умеренность

духовность

Стоило тратить время и деньги, чтобы обнаружить очевидное…

Наверное, стоило. Собственно, это заключение есть диагноз глубокого кризиса нашей цивилизации. Все классические добродетели, идеальные параметры человечности, нами утрачены.

Глобалисты, националисты, монархисты, марксисты, сталинисты, исламисты, феминисты, анархисты, антихристы… каждый мерит человечество своим аршином – и норовит отрезать лишнее. Я чувствую, как в мою съежившуюся душу впивается кончик беспощадного скальпеля и – режет –– режет ––– режет –––– по живому…

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям