Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

27.03.2015

К проекту памятника Сталину. В связи с системным кризисом либерализма, сторонники тоталитарного порядка, свойственного отмененной советской системе, просматривают возможность реставрации старого режима. Апостолы авторитарной власти собирают силы и средства к возрождению культа личности, исподволь внедряя в массовое сознание веру во второе пришествие вождя.

Вот и в Орле целеустремленные энтузиасты намерены поставить памятник Сталину. Догматики старой закалки, иже с ними демагоги новой выделки, высказались в поддержку этой инициативы. Возражения инакомыслящих в расчет не принимаются. Мнения орловцев, ставших прямыми или косвенными жертвами сталинских репрессий, тем более не учитываются. Хотя молчание мертвых не означает их согласия.

 

В связи с намерением заново восславить Иосифа Сталина возникает ряд вопросов. Будет ли реабилитирован верный соратник вождя Лаврентий Берия? Это было бы столь же разумно. Насколько генералиссимусу народ обязан победами в войне, настолько же министру госбезопасности страна обязана достижениями науки (особенно в ядерной физике). Следующий вопрос: будут ли коммунисты аннулировать решения XX и XXII съездов КПСС, осудивших культ личности? И еще: будут ли партийные идеологи стремиться к тому, чтобы изъять из обращения большую и лучшую часть русской литературы, являющейся приговором сталинизму? Это было бы вполне логично. Тем, кто ставит монумент Сталину, для начала надо убрать памятник Бунину. Иначе, извините, в пространстве репрезентации образуется когнитивный диссонанс, по мере патриотического усердия, превозмогающего рассудок, разрастающийся в шизофренический дискурс.

Если бывшая правящая, а ныне оппозиционная коммунистическая партия настаивает на установке памятника вождю всех народов, и демократическая власть отдает ей вдовью долю в идеологии – что ж, в конце концов можно найти компромиссное решение. Ниже предлагается к разработке альтернативный проект.

Воссоздать многометровую мраморную скульптуру, некогда подавлявшую собой окружающий ландшафт, нереально – да и нецелесообразно. Будет вполне достаточно восстановить постамент. А фигуру генералиссимуса представить не полностью, а частично. Применив к монументальному искусству поэтический принцип метонимии. То есть выразить символическое целое через семантически наиболее значимую часть. А именно: выставить на всеобщее обозрение сталинские сапоги. Как говорится в народе, sapienti sat. *) Причем оную инсталляцию исполнить не в мраморе (несуразно) и не в бронзе (сопрут!), а в чугуне. То, что надо: дешево и сердито.

Для того чтобы всесторонне сориентировать умозрительное восприятие художественного образа, на постаменте памятника Иосифу Сталину после льстивых титулов следует высечь строки поэта Осипа Мандельштама, заплатившего за них жизнью:

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

И слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются глазища

И сияют его голенища…

Два громадных сапога каслинского литья, вознесенных над головами людей, – вот символ, передающий дух эпохи вернее и выразительнее, чем серп и молот.

И вот еще пара вопросов, последних по порядку, но не по существу.

1. В какой степени оправдание организатора массовых репрессий отвечает социальному принципу сбережения народа, объявленному основой государственной стратегии?

2. Каким образом наличие в Орле памятника тирану повысит инвестиционную привлекательность региона для зарубежных буржуев, которых мы так настойчиво заманиваем в наши края?

О реванше коммунизма

Кому же не терпится вернуть на пьедестал поверженный идол тоталитаризма? Как вопрошается в суде, cui prodest? **). Да уж ясно, кому…

Кто не любит и не умеет трудиться не за страх, а за совесть, тот хочет, чтобы можно было жить припеваючи, работая наоборот. А для этого надо упростить системную сложность социума: заткнуть рты, закрутить гайки и запереть двери. Такое простое решение многим пришлось бы по вкусу – и в кайф, и в кассу. Особенно кто при власти… Страх в стране навести легче, чем порядок.

Как создавалась советская лояльность, которой так не хватает российскому чиновничеству? Рецепт известен. Народ разделяется подозрением и разбирается на составные части; твердые ингредиенты социальной структуры пускаются в расход или растираются в лагерную пыль; оставшийся человеческий материал выдерживается под гнетом и маринуется в собственном соку; полученная масса тщательно перемешивается и доводится до полного разложения. И все. Обратный процесс – возвращение человеческого достоинства и возрождение гражданского чувства – стократ сложнее. Облаченные в мундиры политруки оставляют после себя такое опустошение ценностей мира и моральный смрад, что мы будем бродить в этом еще целые десятилетия. Так говорил Станислав Лем – писатель и мыслитель, по капле выдавивший из себя коммуниста.

Не знаю, как теперь, а прежде на партбилетах красовался ленинский слоган: Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи. Круто! Правда, когда партия играла в стране руководящую роль, народ оценивал эту игру прямо по Станиславскому: не верю! Как раз этих похвальных достоинств партийным сатрапам, подмявшим эпоху под себя, явно не хватало. Ладно; дело прошлое. Поражение – хорошая школа. Активно включаясь в политическую борьбу в режиме реального времени, коммунисты хотят получить второй исторический шанс. Электоральная поддержка этим надеждам у них есть. Ибо наш незлобивый народ, удрученный грехами нынешней власти, оглядывается в былое с некоторой ностальгией.

Если бы коммунисты начали свою борьбу с организации движения за возвращение всего хорошего, что было в СССР (прежде всего – социальных гарантий трудящихся), тогда еще можно было бы допустить, что нынешнее партийное руководство готово к тому, чтобы не только проявить волю к власти, но и впрямь явить при этом ум, честь и совесть… Так ведь нет! стремление к реставрации культа личности свидетельствует о том, что ничего хорошего от коммунистического реванша ждать не приходится.

Сравнивая нравственные ресурсы КПРФ и КПСС, я прихожу к выводу, что хрен редьки не слаще. В отношении реальной политики я стал закоренелым скептиком, потому что в свое время был завзятым идеалистом, полагавшим, что homo sapiens ***) по статусу своему заслуживает лучшей участи, чем быть расходным материалом истории. Увлеченный прекрасными иллюзиями братьев Стругацких, я верил, что единственным достойным состоянием разумного человечества может стать только коммунистическое общество. Стыдно сказать, но я до сих пор в это верю. Чем эта вера хуже любой другой? Коммунизм, если как следует постараться, в принципе построить можно… вот только коммунистов к строительству светлого будущего близко нельзя подпускать.

Тайная доктрина христалинизма

Конечно, нынешние коммунисты все-таки отличаются от своих предшественников. Судя по всему, КПРФ переосмыслила уроки КПСС, и партийные теоретики сделали выводы. Как всегда, неверные…

Поддавшись искушению конспирологической теорией, можно вообразить, что в идеологическую основу КПРФ негласно внедрено эзотерическое учение, в котором противоестественным способом сочетаются марксистские догмы и христианские догматы. Химерический синтез большевизма и клерикализма можно назвать христалинизмом – теоретической основой мирового соглашения двух внутрипартийных уклонов: красногвардейцев и черносотенцев. Помимо открытой для электората программы, представляющей пустую демагогию, в руководстве партии, по всей вероятности, разработана секретная стратегическая концепция, доступная лишь посвященным. Можно предположить, тайная доктрина примерно такова –

ВВЕДЕНИЕ

Коммунизм есть не что иное, как Царство Божие на Земле, а потому его не надо строить – в него должно верить. Православные россияне суть авангард человечества и богоизбранный народ. По Божьему промыслу и под руководством Партии все люди станут праведными, понеже мы не оставим им никакой другой возможности.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Всеми путями и любыми способами получив власть, Партия от имени и волею народа первым делом устроит либеральный погром и учинит благодарственный молебен.

2. В целях введения единомыслия в России будет создана чрезвычайная комиссия по отделению овец от козлищ – с последующим изгнанием козлов отпущения и строгой изоляцией паршивых овец.

3. Для исцеления социальных язв будет разработана программа целенаправленных экспроприаций и целесообразных репрессий, для чего в структуре государства будет учреждено ведомство справедливости, наделенное особыми полномочиями.

4. Для исцеления народного духа к различным контингентам населения будут применены специальные процедуры: церковное покаяние и общественное осуждение, усиленное питание и лечебное голодание, а также химиотерапия, шокотерапия и трудотерапия.

5. Если принятых мер окажется недостаточно для народного благоденствия, во всех социальных стратах должны быть выявлены вредители, подлежащие ликвидации как враги народа.

6. Ввиду опасной эпидемической обстановки в мире и угрозы распространения либеральной заразы в стране к нарушителям общественного порядка, имеющим неправильное мнение о действительности, будет превентивно применяться высшая мера социальной защиты – дабы не допустить введения людей в соблазн.

7. Главной и единственной задачей Партии является захват и удержание власти; все остальное Бог устроит – согласно священным догматам исторического материализма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тайная доктрина есть святая антитеза «Протоколам сионских мудрецов», призванная заветы Христа утвердить методами Сталина.

Учение христалинизма как основа всеобщего согласия восторжествует, – потому что в пределе работы по утверждению справедливости несогласных не останется.

ПРИМЕЧАНИЕ

Новая программа есть священная тайна: нарушение режима секретности является смертным грехом; за оный налагается епитимья – десять лет без права переписки.

Советский строй и советская власть

Продолжая осмысливать свое отношение к потерянному прошлому, я все настоятельнее ощущаю необходимость разделять в реальном социализме две вещи, оказавшиеся несовместными – советский строй и советскую власть. Как говорится в рекламе, почувствуйте разницу.

Советский строй – это настрой страны на бесклассовое государство и бесконфликтное общество. Скажете, идеализм? Да, наверное. Но этот объективный идеализм суть квинтэссенция классического гуманизма. Социализма по большому счету у нас не вышло, но в процессе социального строительства, несмотря на все усилия партии, получилось много хорошего.

Советская власть – это отчужденное принуждение, утратившее целесообразность. Всякая власть, как известно исстари, развращает властителей, а советская еще извращает смысл власти. Не имеющее цели вне себя, ненасытное самовластие подобно змее, пожирающей собственный хвост.

Как свидетельствуют косвенные источники, в конце жизни великий вождь намеревался репрессировать ближайших соратников. Жаль, что не успел. Потому что по логике вещей на следующем обороте репрессивного маховика ему пришлось бы разоблачить врага народа Иосифа Джугашвили, под личиной Сталина занявшего высшие посты в партии и правительстве, где он получил неограниченную возможность заниматься вредительской деятельностью, нанесшей невосполнимый ущерб советскому народу и непоправимый урон делу социализма.

*) (лат.) – умному достаточно.

**) (лат.) – кому выгодно?

***) (лат.) – человек разумный.

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям