Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

14.11.2014

27 октября. Всемирный день туризма. Смысл праздника, учрежденного Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации, в том, чтобы всемерно пропагандировать путешествия как способ укрепления связей между странами и народами. Каждый год выбирается новый ракурс вечной темы; девиз этого года – туризм и развитие обществ. Предполагается, что чем больше мы шатаемся по свету, тем лучше устраиваемся у себя дома. Тезис, мягко говоря, не доказанный. Что привозят туристы домой, кроме случайных впечатлений и стандартных сувениров? Праздный гуляка в чужом краю легче подхватит дурную болезнь, чем добрый пример.

Можно согласиться, что хождение на сторону расширяет житейский опыт. Начиная с Века Просвещения, путешествие входит в канон западного образа жизни. К нашему времени охота к перемене мест стала навязчивой идеей. Все куда-то хотят. Кажется, даже куры, и те с приближением поры, когда надо считать цыплят, мечтают куда-нибудь улететь. Куда? За кудыкины горы – где кур кормят отборным жемчугом, чтобы несли золотые яйца…

Травелог, то есть книга странствий, пишется автором как оселок самости: сравнивая свое и чужое, человек познает себя через других. Письма русских путешественников, взятые в крайних параметрах, представляют историю очарования и оскудения сердца – от эксцентричного романтизма Карамзина к эгоцентрическому цинизму Ерофеева. На сегодняшний день общий вывод всех отчетов по командировкам сводится к парадоксу, выродившемуся в очевидность: там хорошо, где нас нет.

Писатель Василий Голованов (один из тех природных бродяг, кто извлекает из странствий экзистенциальный смысл) видит перспективу путешествия в обратном ракурсе: Путешествовать – измерять мир собой. *) Такая нетрадиционная ориентация в пространстве опасна в принципе. Даже имея общую меру, люди не могут договориться о форме мира, а уж если каждый станет измерять его своим аршином… Тем более, что сам странник в пути меняется. Порой до неузнаваемости. До того, что никто, кроме старого пса, не может узнать Одиссея, истаскавшегося по миру. Зато он узнал о людях много чего… о своих земляках тоже.

Как утверждал известный английский парадоксалист, - Высшая цель путешествия не в том, чтобы увидеть чужую страну, а в том, чтобы увидеть свою страну как чужую. **) Кажется, нынешние русские путешественники, привилегированные обладатели шенгенской визы, явно перестарались, следуя этой заповеди. И если в связи с антироссийскими санкциями возможности счастливых заблуждений для наших людей сужаются, это не так уж и плохо. Может, наши люди (особенно имеющие влияние) свой пустой интерес повернут к родной стороне, и, вглядевшись в русскую жизнь без страха и упрека, найдут в ней много достойного удивления.

По всей вероятности, стремление к расширению окружающего пространства коренится в архаических пластах критического разума. Однако если обратиться к мифологическому истоку, это отнюдь не божий дар: это наказание божие. И сказал Господь Каину: <…> ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу: наказание мое больше, чем снести можно. ***)

По ходу истории мобильность адамова племени лишь возрастала. Иконой стиля жизни Нового времени стал не Христос, а Агасфер. В эпоху великих географических открытий человечество, словно панургово стадо, устремилось за Вечным Странником в бесконечное странствие по замкнутой поверхности земного шара. Наверно, во всем подлунном мире не осталось угла, в который бы хоть кто-нибудь не заглянул. А в наше время самые крутые туристы уже норовят выбраться за пределы обитаемого мира. Теперь праздные ротозеи готовы дорого заплатить за возможность побывать в космосе. Космические агентства форсируют новые программы; глядишь, к середине века на склонах лунных кратеров появятся гордые надписи: Здесь был Вася…

28 октября. Конечно же, путешествия расширяют наши представления о человеке. У кого-то из классиков XX века это подмечено с неожиданной стороны; когда одна высоконравственная дама выражает возмущение моральными принципами своего собеседника: – Я никогда не встречала такого негодяя, как вы! – тот отвечает ей серьезно и резонно: – Это оттого, мадам, что вы мало путешествовали…

В парадигме разума различимы два базовых образа мира: дорога и берлога. Ими мотивированы два способа обустройства сознания – мировоззрение и миросозерцание. По сути своей люди делятся на странников и отшельников. Одни стремятся распространиться в мире, другие – укорениться в бытии. И то, и другое – трудно. А большинство не могут разобраться в себе. И не могут решиться на выбор. Этих больше всего. Этим хуже всего.

Что есть путешествие в конечном счете и в высшем смысле? Обретение пространства – и потеря времени. Опасность бесцельного и бесконечного странствия заключается в том, что вместо метафизической озабоченности душу томит экзистенциальная обеспокоенность.

29 октября. Насколько я сам верю в то, что утверждаю? Может быть, во мне говорит моя врожденная душевная леность и благоприобретенная умственная усталость? Ну, наверное, отчасти так. А все же в сказанном, как мне кажется, остается достаточно резона, чтобы задуматься, насколько стремление внутрь и вглубь важнее и нужнее для самопознания, чем движение вдаль и вширь.

30 октября. День памяти жертв политических репрессий в России. Отмечают этот день сдержанно. Скорбь о погибших в застенках у нас не принято уравнивать в пафосе с печалью о павших в сражениях. А ведь участь репрессированных намного трагичнее: они не имели даже последнего утешения в смерти – надежды на добрую память. Будь ваша воля выбрать свою участь – пасть с честью на поле боя или быть растертым в лагерную пыль – что бы вы предпочли? Вот то-то же…

Можно реабилитировать незаконно репрессированных, но как оправдать страдания безжалостно затравленных и безвинно замученных? Верен ли и тут опорный постулат исторической справедливости – никто не забыт, ничто не забыто?

Надо полагать, что основная национальная идея, обозначенная Александром Солженицыным как сбережение народа, обретет реальное государственное признание только тогда, когда этот черный день календаря получит такое же трагедийное значение, как траурная дата 22 июня. Ибо утраты в структуре народа, понесенные в ходе гражданской войны и классовой борьбы, сопоставимы в масштабе с потерями в Великой Отечественной. А еще страшнее нравственные потери, которые поразили наше общество настолько глубоко, что до сих пор всякая общественная активность остается у нас под подозрением.

Вот характерный анекдот тоталитарных времен. При проверке документов у человека выявляют судимость. – За что сидел? – Да ни за что… – Ты, сволочь, не клевещи на советскую власть! Ни за что у нас больше пяти лет не дают, а у тебя десять. ****) При нынешнем режиме ни за что пока не карают, но в законодательном процессе все отчетливее запретительная тенденция. Так что – не зарекайтесь…

Когда кто-либо в прении о державности начинает оправдывать времена террора, ссылаясь на некие секретные мемуары тайного советника вождя, я сворачиваю разговор. Тут спорить не о чем. И не с кем. Если оппонент не клинический кретин (что вряд ли), значит, параноик. Или провокатор, – секретный сотрудник особого отдела, составляющий впрок очередной список врагов народа, подлежащих изоляции и ликвидации.

31 октября. Международный день экономии. Вот уж поистине пример лицемерия! Система современного мира построена на росте трат. Трат всего: денег, времени, вещей. Причем темпы мотовства опережают темпы производства. Качеством жизни полагается количество полученных благ…

Может, кому-то для полноты жизни достаточно иметь много денег, - а мне бы даже много денег было мало, если бы жизнь свелась к тому, что можно иметь за деньги.

День экономии – как день трезвости в календаре запоя. Сегодня возьму себя в руки… и не поддамся желанию что-нибудь поиметь. Пусть все с утра занимаются шопингом, а я, как кот Матроскин, экономить буду. Как наставляла меня ученая (жизнь выучила!) тетка, - жми денежку, чтоб пищала. И если олигархи встревожатся, не досчитавшись в своих прибылях моих денежек, - пусть не обижаются: придется им тоже ужаться в расходах, урезав сметы на новые яхты.

1 ноября. Если (как утверждают финансисты) деньги – кровь экономики… то в России правят бал вампиры. И свои оргии они устраивают на наши кровные… А банк крови где-то в тридевятом царстве, в тридесятом государстве – в оффшорной зоне.

2 ноября. Американский славист Джеймс Х. Биллингтон движущей силой русской истории полагает напряжение между двумя крайностями, символами которых являются два артефакта, имеющих для русских непреходящее значение – икона и топор…*****)

3 ноября. Мистика и эмпирика русской действительности: без иконы не спастись, а без топора не выжить.

4 ноября. День народного единства. И день иконы Казанской Божьей матери. В этот день все россияне воедино, - но православные единее всех.

5 ноября. Крыса, грызущая икону – кошмар, смущавший душу Достоевского. А другой образ погибели, смутивший его ум – топор под полой студенческой тужурки.

6 ноября. Две напасти на нас – реакция и революция, а которая хуже – бог весть.

7 ноября. День Октябрьской революции. Согласно новой концепции, все события этого времени отныне объединяются в рамках общего понятия Великая русская революция. Может, лучше подошло бы название Вторая Великая Смута? Тогда светлый период от рассвета до заката империи уложился бы аккурат в три века: от Первой Смуты (1598-1613) до Второй (1917-1920).

8 ноября. Главное, чего добились большевики – исцелили народ от веры в царя… и внедрили в массы культ вождя; все равно, что вылечили гонорею, но заразили сифилисом.

9 ноября. Что делать последним людям в стране, захваченной упырями и осажденной зомби – звать Русь к топору или пойти крестным ходом против хода истории? Ни то и ни другое.

Стоять в себе. Стоять на своем. Стоять до последнего.

*) Василий Голованов «Остров».

**) Гилберт Кийт Честертон «Человек с золотым ключом».

***) Бытие: 4; 9, 12-13.

****) Миша Мельниченко «Советский анекдот».

*****) Джеймс Х. Биллингтон «Икона и топор». 

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям