Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

03.11.2014

20 октября. Неделя начинается с дождя. Под осенним дождем все кажется хуже, чем есть. Как будто все хорошее исчерпано или испорчено. О чудище осени! – обло, огромно, огульно… почто так нещадно разоряешь земные красоты?! Боже! Как непригляден по утрам образ зримого… Словно наведенная видимость, дивная прелесть окружающего пейзажа, срывается ветром и смывается дождем с картины мира. Живописная палитра сужается в спектре от ярких крайностей до усредненного и уплотненного серо-бурого колорита. Воздух пропитывается сумрачностью и горечью. С серостью и сыростью в сердце просачивается хандра…

 

Хандра ниоткуда,

На то и хандра,

Когда не от худа

И не от добра. *)

Так ничтоже сумняшеся Пастернак перевел парижскую грусть Верлена в русскую тоску. Переложил с бульварного арго, пропитанного полынной горечью абсента, на язык родных осин, трепещущих под злым ветром. Тоска – такое особенное страдание: метафизическая тошнота, выматывающая душу. В структуре тоски земная мука замещена вселенской скукой. Повыть, что ли…

Один сумрачный германский гений, родом из русских немцев, до того, как стал философствовать в европейском контексте, успел проникнуться российской национальной спецификой: его размышления похожи на наши раздумья. Опасная склонность сомневаться в критериях рассудка помутила его центростремительную рефлексию и подпортила его философскую репутацию. Вот как он комментирует кризис рационализма, случившийся, что характерно, без всякой к тому причины. Меня охватила та бездонная тоска, для которой только у русских есть подходящее название: уныние. Я ничего не хочу и ни о чем не жалею, мне не о чем печалиться; просто у меня тоска. Душа моя словно опустошилась…**)

Другой западный мыслитель, родом из румын, выходец из православной традиции, видит причину своего душевного кризиса в самой основе существования: Тоска – это чувство своей разносущности с миром. ***) Чужие мы в реальном мире, оттого и не можем прижиться в нем…

В периоды тоски, в кризисном состоянии сознания, человеку куда как худо. Он сам себе не нужен. И не знает, куда деться. Не так ли, задолго Кайзерлинга и Чорана, странствуя по свету, тосковал Карамзин? Ныне ввечеру чувствовал я в душе своей великую тягость и скуку: каждая мысль, которая приходила мне в голову, давила мозг мой; мне не ловко было ни стоять, ни ходить. ****) Пойми, попробуй, с чего человек задурил! Кругом – доступные прелести Европы, давно и страстно желанные, – а ему вдруг все стало по фигу. Такова русская натура, хоть и привитая западным рационализмом. В плавном течении эмпирических забот вдруг обнаруживается тихий омут – и злые черти затягивают потерянную душу в темную бездну…

Тоску просто так из сердца не изведешь; врастает крепче репейника, жалит злее крапивы. Избывать ее надо терпением, принуждая себя к исполнению житейского долга – неустанным усилием воли вытягивая жизненный воз из депрессивной трясины безвременья в наезженную колею календаря.

21 октября. Сегодня – День яблока. Эта символическая дань осени, установленная английской традицией, выплачивается понемногу и в других странах. В отличие от нашего Яблочного Спаса, этот праздник начисто лишен религиозных аллюзий; его поэтика настолько близка к прагматике, что не смущает душу. Как и в начале времен, мужчины и женщины лакомятся райскими яблоками… но – запеченными в домашних пирогах. Что банальнее дежурного чаепития? Ни в пирогах сладости, ни в едоках радости.

Качество пресности суть свойство постмодерна: есть все, что надо и не надо, – но во всем, чем жив человек, не хватает чего-то сокровенного, что стоило бы метафизического риска. Для разумной жизни нет перспективы в ином мире. Раньше вроде как была, а теперь не стало. В параметрах постмодерна координаты личности в четырех измерениях имеют только прагматическое значение: как код доступа к базе данных, составляющих некий виртуальный анклав в информационном пространстве.

В темной глубине подсознания, в подвале критического разума, разлагается мертвое тело смысла жизни, ставшего жертвой борьбы страстей за власть над рассудком. По молчаливой договоренности публичные интеллектуалы избегают разговоров о пропавшем смысле – как будто его и не было. Но в просторных интерьерах современного мировоззрения, созданных дизайнерами умозрительного пространства на основе принципов политкорректности и толерантности, поселяется призрак убитого смысла, смущая сны нашей совести.

Интуитивная онтология естественного человека помещает его в середину мировой сферы – его самость скрывается в образе жизни, как семечко в сердцевине яблока: когда яблоко сорвется с ветки, из семечка зачнется росток инобытия…

Метафизическое явление нельзя выразить иначе, чем опосредованно: через метафорическое остранение сущего. Когда поэзия конденсируется из обыденности, в обычной жизни обнаруживается нечто мистическое; все, что сложено в уме, сопричастно общей судьбе –

и бархат лужи с кружевным ледком,

и облаков разрозненное стадо,

и воробьи, застывшие рядком

на паперти обобранного сада,

и снегом опушенные листы,

опавшие, лежащие навалом,

и смутная, как приступ суеты,

тревога о своем, привычном, малом, –

все сковано сознанием зимы;

надолго ли? – почудится: навеки…

и сердце дрогнет на пороге тьмы,

как яблоко, забытое на ветке…

22 октября. Ночью выпал первый снег. Лучше сказать – снежок. Едва прикрывший нежной марлей земные пролежни. Но как явился, так и исчез. Зима заглянула в наш край одним глазком: не время ли навалиться всеми снегами, запасенными на замороженных заполярных базах? Нет, еще не время…

23 октября. День работников рекламы. Реклама – ментальный стимулятор всех функций социального организма. Естественное равновесие потребностей и возможностей принесено в жертву молоху маркетинга. Неутолимое желание иметь подобно хроническому алкоголизму. Абсурд потребительского отношения к жизни с философской точки зрения просто непостижим. Люди любят тратить деньги, которых у них нет, на вещи, которые им не нужны. *****)

Хрестоматийная пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» есть предвидение и предсказание идеологии потребительского общества, устремленного в дурную бесконечность. Необеспеченное производством (реальным уловом старика) повышение уровня жизни жадной и глупой старухи за счет волшебного кредита закономерно кончается моральным и реальным банкротством. Уклад жизни, чудесным образом перестроенный под мировые стандарты, рушится в одночасье…

Каждому дураку, если он даст себе труд задуматься, должно быть понятно, что счастья в рассрочку не бывает, – однако морок рекламы парализует резоны здравого смысла. Реклама лезет во все щели, вплоть до почтовых сообщений на мобильные телефоны. Мастера соблазна, чтоб им пусто было! Чертям есть чему поучиться у наших менеджеров по продажам…

Хорошая реклама не должна содержать вранья. Как правило, она и не содержит. Другое дело – умолчание. Вот пример правильно построенной рекламы.

ООО «Волчья стая»

по случаю своего образования

приглашает на дармовое

пиршество

там-то и тогда-то.

Адресат рекламы чувствует некоторую недоговоренность, – но слишком уж заманчива возможность поживиться на халяву. Когда же козел или баран обнаружат, что приглашены на ужин в качестве жратвы, уже поздно. Никто не позволит им сорвать хорошо подготовленное мероприятие.

Так что когда банк говорит о выгодных условиях кредита, он не врет; он просто не уточняет, чья выгода имеется в виду.

На рекламе построена индустрия шоу-бизнеса. Это хорошо отлаженный процесс, когда спрос на товар организуется помимо потребности в нем. Массовое искусство – это тоже искусство. Искусство сделать из говна конфетку. Главное, чтобы фантик был привлекательным. Свойства исходного материала при этом, ясен пень, не меняются. Так что вкус у продукта остается специфическим. Но, как гласит золотое правило светской тусовки, о вкусах не спорят: вкус утверждается культовыми персонажами в соответствии с модными трендами в производстве дерьма.

24 октября. Чего, на мой взгляд, не хватает в календаре – Дня памяти. Памятных дат больше, чем надо, причем большая часть их посвящена каким-либо трагическим событиям в истории, – а вот повода перебрать наше собственное прошлое, чтобы порадоваться всему хорошему, что случилось у каждого в его жизни, как-то не находится. Вот и надо бы учредить такой праздничный день: торжественный сбор воспоминаний…

25 октября. Отрезанный ломоть замороженного времени хранится где-то в глубине души, в темном погребе забвения, в непосредственной близости от небытия… Стоит вынести воспоминание в сферу сознания, как прошлое начинает оттаивать, порождая в воображении иллюзии чистой воды. Ностальгия воссоздает образы, очищенные от случайностей. Темная тоска становится светлой печалью. Так талая вода целебнее той, что была до льда…

Может, какой баловень судьбы скажет, что разницы между тоской и печалью нет, – хрен редьки не слаще. Но что знают о жизни те, кто не разбил об нее сердца?

26 октября. Не всякое страдание возвышает грешную душу, что бы ни говорили великомученики. Кто от тоски на стенку лезет, кто в петлю, а кто на рожон. Нет, не страдание как таковое спасает людей, а сострадание: сочувствие страдальцев друг другу.

Стихийная тоска, укрощенная силой воли и обузданная резонами разума, осаживается в экзистенциальную философию. Счастья это не дает. Как утверждает Екклесиаст, во многой мудрости много печали. Но дело жизни стоит того. Как учил русский последователь иудейского мудреца, научись скорбеть, а блаженствовать – это и дурак сумеет. ******) В дураках оставаться никому не хочется.

Кто не знал тоски, тот не познал себя. Преодоление долины смертной тени есть условие становления личности. Кто не научился печали, не узнает радости. Если даже прекрасные надежды будут водить хоровод вокруг него, он не сможет угадать свою суженую.

*) Поль Верлен «И в сердце растрава…».

**) Герман Кайзерлинг «Путевой дневник философа».

***) Эмиль Мишель Чоран «После конца истории».

****) Николай Карамзин «Письма русского путешественника».

*****) Дэвид Лисс «Этичный убийца».

******) Венедикт Ерофеев «Записные книжки».

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям