Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

"Орловский альбом" художника Василия Максимова

19.03.2015

В истории русского изобразительного искусства было много замечательных художников, но таких бытописателей и знатоков народной жизни, каким стал за несколько десятилетий своего творчества член Товарищества передвижных художественных выставок, академик живописи Василий Максимов, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Из крестьян – в Академию художеств

Он родился 17 января 1844 года в деревне Лопиной Санкт-Петербургской губернии в семье государственного крестьянина. Отец будущего художника, Максим Терентьевич, был единственным грамотным во всей большой деревне, он успел научить Василия читать и писать, а потом скоропостижно скончался. Мать отвела шестилетнего сына в монастырскую школу Николаевского Староладожского монастыря, где мальчик и продолжил обучение грамоте.

Страсть к рисованию появилась у Василия Максимова с раннего детства. А в монастыре нашлись просвещенные люди, которые помогли развитию его способностей – направили его в Санкт-Петербург для обучения в иконописную мастерскую. Семь лет Василий постигал секреты иконописного мастерства, дополнительно занимаясь в воскресной рисовальной школе при Технологическом институте (туда, по представленным рисункам, его приняли сразу в третий класс).

А осенью 1862 года Максимов поступил в Петербургскую Академию художеств и всего за три года, огромным трудом, упорством и целеустремленностью, освоил академический курс. Впереди оставался конкурс на золотую медаль, дававший право на заграничную поездку на шесть лет со стипендией, а впоследствии – звание профессора. К этому стремились многие академисты – но не Василий Максимов.

В первом ряду национальных талантов

Он, решив посвятить жизнь служению народу, отказался от конкурса и поездки за границу. Получив аттестат художника третьей степени и чин 14-го класса, будущий передвижник покинул академию и вернулся на родину. С этого времени Максимов начинает – с возможной полнотой и правдой – изучать и изображать крестьян, в которых он всегда видел личностей.

Одна за другой появляются картины Максимова, в которых мастер постепенно находит свой стиль, наполненный любовью и теплотой к простому народу.

На творчество Василия Максимова зрители обратили внимание очень рано. Его картину «Бабушкины сказки», написанную художником в 23 года, купил для своей знаменитой галереи меценат П. Третьяков, который позже приобретал все крупные произведения Василия Максимовича.

Известный критик В.В. Стасов публично приветствовал каждую новую значительную работу Максимова, ставя художника в первый ряд национальных талантов, наряду с И. Репиным и В. Перовым.

Картина Василия Максимова «Приход колдуна на деревенскую свадьбу» представляла русскую живопись на Всемирной выставке в 1878 году в Париже и стала затем визитной карточкой художника. А Петербургская Академия художеств в ноябре того же года присвоила художнику звание академика живописи.

40 неизвестных рисунков

Стремясь как можно лучше познать быт и душу народа, Максимов неоднократно совершал путешествия  по России, запечатлевая увиденное. О большинстве таких поездок художника хорошо известно его биографам. Но вот об одном из маршрутов – в Малоархангельский уезд Орловской губернии – до недавнего времени информации не было никакой.

Но пару лет назад Новоладожский историко-краеведческий музей (это родные места художника Максимова) стал готовить к 170-летнему юбилею Василия Максимовича выпуск иллюстрированного каталога его произведений. При подготовке выяснилось, что в запасниках Русского музея Санкт-Петербурга хранится альбом под номером А-100/Р37758-37797, в котором представлено 40 рисунков Максимова, никогда и нигде не публиковавшихся и не выставлявшихся (размер каждого – 10,3 на 17,8 сантиметра). Научный сотрудник Новоладожского музея Наталья Федоровна Морозова, участвовавшая в подготовке каталога, внимательно ознакомилась с этим альбомом, получившим название «Орловский». Поскольку на всех рисунках Максимова были записи-пометки, имевшие отношение к Малоархангельскому уезду, она решила поискать какие-то сведения об этом в Интернете. Так Наталья Морозова вышла на сайт «Мастера», где я опубликовал несколько очерков по интересовавшей ее теме. Она обратилась ко мне с просьбой ответить на несколько вопросов, в результате чего началась наша электронная переписка, завершившаяся с большой пользой для обеих сторон.

Лики орловских крестьян

Что же выяснилось? В мае 1882 года художник Максимов, скорее всего, как корреспондент петербургских иллюстрированных газет посетил Малоархангельский уезд Орловской губернии. Здесь он гостил две недели у местного помещика Николая Петровича Покатилова в его имении в сельце Хорошее (ныне – составная часть райцентра Покровское одноименного района). Отставной майор Покатилов был известной личностью в здешних местах, к тому же держал каретную мастерскую на почтовом тракте Орел – Ливны. Как и когда художник Максимов познакомился с ним, неизвестно, но что Николай Петрович и Василий Максимович тесно и дружески общались, не вызывает сомнения.

Пребывание Максимова в сельце Хорошем было не праздным времяпровождением, а усердной работой профессионала. С 10 по 22 мая Василий Максимович сделал 40 восхитительных бытовых зарисовок крестьян нескольких населенных пунктов Покровской волости Малоархангельского уезда: села Покровское-Липовица, села Перехожая Липовица, сельца Хорошее и деревни Волковой (они располагались в радиусе десяти верст от места, где гостил Максимов, в настоящее время это поселок городского типа Покровское и соседние с ним село Липовец и деревня Крутое).

Василий Максимович с утра выезжал на лошади хозяина имения на поиски подходящих его замыслам крестьянских лиц. Листая эти альбомные зарисовки, можно сделать вывод, как много удачных моментов «схватил» в наших краях острый глаз живописца: здесь и крестьянин с пилой, и стрижка овец, и пение слепцов. Собранные вместе, образы земляков-орловцев составляют выразительнейшую даже не картину, а симфонию народной жизни.

В «Орловском альбоме» Максимов предстает как очень сильный портретист. Вот один из рисунков. На нем изображен крестьянин Митрофан Новиков. Крепкий, еще не старый крестьянин сидит, опираясь рукой на мощный сундук с замком. Наверное, он не сразу согласился позировать и не привык к такому занятию, застыл, думая о своем. А лицо! Не лицо – лик, как на иконах.

Василий Максимович всегда рисовал конкретных людей, поэтому многие рисунки подписаны: вот, кроме Митрофана Новикова, другие крестьяне Покровской волости – Филипп Косарев, Корней Сова, дед Феоктист (кстати, потомки Новикова и Косарева до сих пор проживают в поселке Покровское).

Орловские зарисовки показывают склонность Максимова к этнографическим наблюдениям, он выхватывает и отражает тонкие детали, которые позволят ему потом стать корреспондентом Этнографического бюро.

На последнем, сороковом листе «Орловского альбома» есть набросок женской головы с подписью «Голова свекрови». Эта работа, сделанная в наших краях в мае 1882 года, через 11 лет превратилась в одну из самых знаменитых картин Василия Максимова «Лихая свекровь». И еще один рисунок, «Нищий под окном избы», стал в том же 1882 году известной картиной под названием «В деревенском дворе» (она находится в экспозиции Днепропетровского художественного музея).

Хочется верить, что издадим

Лучшие произведения по-настоящему народного художника Максимова: «Семейный раздел в крестьянском быту», «Бедный ужин», «Кто там?», «Больной муж», «Все в прошлом» – и многие другие не утратили своей силы воздействия и в наши суматошные дни. В них зритель видит подлинную горячую страсть и глубокий смысл, они приносят эстетическое наслаждение, возвышают мысли и чувства, имеют огромную познавательную ценность.

Но и рисунки из «Орловского альбома», о которых я рассказывал, ничуть не уступают полноценным картинам замечательного художника, ведь в них отражена  глубина народной жизни, да еще на примере Орловщины.

Из 40 набросков в большой иллюстрированный каталог произведений Василия Максимова, увидевший свет в 2014 году в петербургском издательстве «Площадь искусств» (автор – Денис Арутюнов), вошли только пять.

Наталья Морозова, прислав мне в подарок этот каталог (за помощь в консультациях), выразила надежду, что Орловский музей изобразительных искусств заинтересуется поднятой темой и издаст все 40 рисунков «Орловского альбома» отдельной книгой.

А напоследок, уважаемый читатель, посмотри на рисунок знаменитого художника, увековечившего «Дом с мезонином» помещика Н.П. Покатилова, в котором, скорее всего, и жил сам живописец 130 с лишним лет тому назад.

Александр Полынкин

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям