ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №23 (1270) 18 июля 2018 гИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Началось в колхозе утро

Орловские маршрутки: без руля и ветрил

13.07.2018

С выходом орловских чиновников на просторы социальных сетей жить стало, может, и не лучше, но однозначно веселей. Вся широта народной любви вместе с неудержимым потоком жалоб на все и вся хлынули на личные странички высокопоставленных лиц. И вот эта встреча лицом к лицу с рядовыми горожанами, не отягощенная правилами личных приемов и рамками письменных обращений, показала: формат общения удобен и местами полезен. Но в режиме ручного управления решаются лишь частные вопросы, как то: закатать яму или спилить куст. Реакция на системные проблемы предсказуема: образцово-показательные отчеты о решении конкретного вопроса даже близко не подходят к решению проблемы. Самый яркий пример – транспортное обслуживание населения в Орле.

Кому это надо

Разумеется, в первую очередь речь идет о так называемых маршрутках – автобусах частных перевозчиков, обслуживающих пассажиров по договору с городской администрацией. О ПАТП-1 и ТТУ говорить, к сожалению, уже не приходится. Директор второго не перестает твердить о необходимости дополнительных дотаций из бюджета города либо увеличения стоимости проезда, иначе «мы потеряем предприятие». Директор первого уже ничего не говорит, потому что ПАТП-1 благополучно признано банкротом.

Складывается впечатление, что потеря муниципальных транспортных предприятий городским чиновникам не представляется каким-то бедствием. Во всяком случае, ПАТП «умирало» у всех на глазах несколько лет, а администрация города все эти годы гуманно поддерживала умирающего деньгами, закрывая кредиторку и подкидывая на насущные нужды.

Действенные меры, такие как перекройка транспортной сети в 2016 году, предпринимаются только в интересах частных перевозчиков. Кто еще, как не они, выиграли от дробления маршрутов так, что доехать «по-старому» от пункта А в пункт Б без пересадки уже нельзя? Никак не троллейбусы и трамваи, привязанные в прямом смысле слова к одному пути. Стоит иметь в виду, что эти самые маршрутки перевозят более двух третей всех пассажиров в городе. А значит, кто еще, как не они, выиграли от увеличения стоимости проезда (помним про вынужденные пересадки!) без введения отчетности о собранных деньгах? Попробуй кондуктор троллейбуса не оторви талончик. А сколько «нала» проходит через руки водителя маршрутки, знает только он и его хозяин. Как только хозяин и чиновник знают, почему перевозчики постоянно жалуются на недофинансирование за перевоз льготников, но в суды не идут. «В Орле поднять денег можно только на должности или в маршрутке», – сию сентенцию выдал недавно водитель маршрутного такси своему невидимому собеседнику по ту сторону линии.

Путешествие по замкнутому кругу

Разумеется, при этом водитель вел автобус, прижимая телефон к уху левым плечом. И вот так, с телефоном у уха и руками, отдающими сдачу, гоняют они по городу. Проезжая остановки, не заезжая на «неудобный» Силикатный или «Ремстанок», выезжая на встречку, чтобы обогнать соперника по маршруту и т.д., и т.п. С полным и регулярно пополняемым перечнем «косяков» маршрутчиков можно ознакомиться в комментариях на страничках ответственных чиновников, если вдруг вы сами чего не знаете.

И чиновники реагируют, надо сказать. Вот, к примеру, есть жалоба на сломанное сиденье – есть результат: автобус отправлен на ремонт. Есть жалоба на хама за рулем – извольте, проверим и накажем. Водитель курит? Снимайте на телефон и присылайте, отучим от вредных привычек. А как его снимать на телефон, если при попытке зафиксировать таким способом отвратительное поведение водитель маршрутки №421 ударил (!) меня по руке? Тут лайфхак от начальника областного департамента транспорта Дениса Блохина: собирайте показания свидетелей и пишите заявление в полицию, чиновники тут ни при чем. В полиции, к слову, куда я обратилась сразу после этого происшествия, мне не менее вежливо советовали… звонить в департамент транспорта!

Но совсем уж игнорировать жалобы граждан на маршрутки наши чиновники не могут. Хотя бы потому, что Федеральным законом №131 «О местном самоуправлении» организация транспортного обслуживания населения отнесена к вопросам местного значения городского округа.

Последние несколько недель оперативные совещания в городской администрации стабильно начинаются с транспортной темы. Так, сообщается, что за прошлую неделю аж три раза были проведены выездные проверки на транспорте. Санитарное состояние автобусов признано удовлетворительным, а срывы графиков подтвердились, перевозчикам направлены претензии, сообщил замглавы администрации Николай Ванифатов.

– Претензии вы можете направлять сколько угодно, но автобусы должны ездить по графику. Если перевозчик не соблюдает условия заключенного муниципального контракта, с ним нужно расставаться, – сказал Александр Муромский.

Нужно. Вот только почему не расстаемся? Контракты заключены уже года два как. Жалобы не прекращаются годами. Воз и ныне там.

Слова, слова, опять слова, одни слова

«Администрация города Орла ужесточает требования к перевозчикам», – гласил один из пресс-релизов. Перевозчикам его почитать, видимо, не дали. Они и сами все знают про жесткость требований к ним. Главное из которых, на самом деле, – сдавать план. На каждом маршруте он свой, в среднем три-пять тысяч рублей за смену. И еще успеть передать автобус напарнику прежде, чем вскроется какая-то поломка. Потому как ремонтировать автобус, как и мыть, и заправлять его, водителю приходится за свой счет.

Апофеозом такой «экономики» стало ДТП 19 июня на «Трансмаше» в Орле. Маршрутка проскочила мимо остановки и вылетела на островок зелени перед светофором. Пострадали все пассажиры, полтора десятка человек. По предварительным данным, причиной ДТП стало ненадлежащее техническое обслуживание и нарушение правил эксплуатации. «Из-за сильного износа тормозных колодок при резком торможении у машины оборвался суппорт и произошла разгерметизация тормозной системы – в результате водитель не справился с управлением», – прокомментировала ДТП пресс-служба Горьковского автозавода.

Это случилось, конечно, до «ужесточения» требований. Но как можно ужесточать то, что должно (!) быть прописано в контрактах?! Чистота в салонах, соблюдение графиков, исправное техническое состояние автобусов, предрейсовые осмотры и т.п. – это должно быть в порядке вещей, а не из ряда вон выходящим «требованием».

Если хотите чего-то требовать, господа чиновники, то потребуйте от собственников автобусов перевести водителей на «белую» зарплату с нормальным окладом. У водителей сразу пропадет охота гонять, им просто незачем будет. Налоговой, опять же, удобнее будет разбираться, что почем. Работе фискального органа поспособствовало бы и введение обязательных билетиков в маршрутках.

Потребуйте, чтобы все (!) маршрутки, и трехзначные тоже, вошли в систему bus57 и их график отображался на электронных табло. И хорошо бы сделать так, чтобы на этих табло отображалось именно то, когда маршрутка приедет, а не то, когда она должна приехать.

И да, потребуйте установить видеорегистраторы, и в салон тоже. Хорошо для борьбы с курением и хамством помогло бы. Но… «Не всякий водитель захочет, чтобы его записывали», – вошел в положение извозчиков экс-глава транспортного отдела горадминистрации Виталий Гришаков. И еще раз показал тем самым, о ком на самом деле в первую очередь думают чиновники.

Начальники «транспортного цеха» приходят и уходят. Но политику перевозок диктуют на более высоком уровне. Диктуют те, кто может что-то требовать. Что же не требуете, господа?

Свежо предание

2014 год. Александр Коршунов, начальник УГИБДД УМВД РФ по Орловской области, комментирует «ОГТРК»: «Произошло наложение пригородных маршрутов на городские. Почему маршрут «Знаменка – Мезенка» идет не до автовокзала, то есть по городу, а от Знаменки до Мезенки? И деньги он собирает в основном в городе. И все это приходится на Комсомольскую и Московскую, и эти улицы в пробке стоят: из пятидесяти машин – сорок автобусов».

2012 год. Начальник городского транспортного комитета Виталий Гришаков: «470 автобусов будут осуществлять пассажирские перевозки в Орле после проведения конкурса перевозчиков. Это почти на сто машин меньше, чем сегодня. Мы хотим навести порядок. Но это не устраивает многих из тех, кто сегодня занимается пассажирскими перевозками. Беспорядок им удобней. Поэтому нет расписания движения, поэтому салоны грязные, поэтому после 19 часов не уехать».

2011 год. Ефим Вельковский, тогда – внештатный советник мэра Орла: «Не надо ждать всяких конкурсов. Понадумали эти конкурсы, я имею в виду по обследованию пассажиропотока... Если мы сейчас немедленно не приведем маршрутную сеть в порядок с помощью милиции, с помощью прокуратуры, всех фискальных органов, то будет беда».

Елена Майорова

ВаноКрыладзе, смотрящий по области:

«Не нравится – не ехай», – вот весь сказ,

Одобренный чиновниками свыше.

Вон сколь маршрутов, все они для вас!

И совершенно зря нам люди пишут.

Мы заседаем с зорьки до темна,

Пытаясь облегчить карманы граждан,

Конечно же, желательно до дна...

Об этом знает горожанин каждый.

А те, кому доселе невдомек

Суть распальцовки денег и маршрутов,

Никак не могут выучить урок:

Работают все в мэрии (как будто)!

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям