Орелстрой
Свежий номер №28(1232) 17 августа 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Вот чего бойся

Орловская область: ждем антикризисных управляющих?

21.12.2016

Посмотрим правде в глаза. Финансовое положение Орловской области ухудшается с каждым годом. В качестве одной из иллюстраций можно привести такой пример: из Орла за последние годы ушли практически все головные офисы иногородних компаний, которые, собственно, и принимают финансовые решения. Осталось считанное количество крупных налогоплательщиков. Растет закредитованность области. И в довершение всего, так сказать, в качестве вишенки на торте, на прошлой неделе вышло в свет исследование агентства S&P Global Ratings, которое включает наш регион в список двадцати областей, находящихся в предбанкротном состоянии. Чем это грозит нашему региону? Нет ли намерения у федерального центра объединить нас с какой-нибудь из более успешных областей, «ОВ» поинтересовался у известных политологов.

Взрывоопасное объединение

Отвечая на последний из вопросов, первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин справедливо вопрошает:

– А с каким именно регионом такое объединение может произойти?

И действительно, многие соседние области, хоть и не выглядят столь удручающе, но по финансовым показателям недалеко ушли от Орловской.

– Думаю, что объединение – это политически сложный процесс, который так просто не решается, – уверен Макаркин. – В свое время объединялись «матрешечные» субъекты Федерации, то есть ликвидировались автономные округа, которые были явно нежизнеспособными. И там люди с удовольствием голосовали на референдумах за объединение, рассчитывая на дополнительное финансирование. А сейчас проводить административную «перекройку» в условиях кризиса, да еще и с референдумами – это взрывоопасно.

Имиджевые издержки

– Включение Орловской области в число 20 регионов, которым грозит дефолт, событие, безусловно, неприятное, – считает доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии, политологии и гуманитарных дисциплин Воронежского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Дмитрий Нечаев.

Вместе с тем, он полагает, что этот факт касается пока только имиджевых потерь. И не столько для самого субъекта РФ, сколько, в первую очередь, для губернатора Вадима Потомского.

– Почему только имиджевыми? Дело в том, что на 1 сентября 2016 года совокупный государственный долг всех российских регионов, а их, поверьте, немало, составляет 2 триллиона 226 миллиардов рублей. Это приблизительно одна шестая часть федерального бюджета, – говорит Дмитрий Нечаев. – При этом Орловская область по данному показателю не держит «пальму первенства». К примеру, ваш регион опережает в этом рейтинге преуспевающий Краснодарский край (госдолг – порядка 145 миллиардов рублей).

Нечаев уверен, что подвести один из 85 российских регионов под дефолт возможно, но это сразу ударит по инвестиционной привлекательности страны в целом. За Орловской областью нужно объявлять дефолт еще одной четвертой части субъектов РФ. И добавляет:

– Образовавшийся госдолг – это и не совсем хорошие деяния профильных финансово-экономических министерств, своей несбалансированной политикой загоняющих под полный контроль региональных лидеров. Препарирование данного аспекта неизбежно высветит и неурегулированность межбюджетных отношений. Нужно ли это сейчас федеральному правительству, большой вопрос. Ведь можно открыть ящик Пандоры…

Технология устрашения

Кроме того, Нечаев напоминает, что нынешний бюджетный кодекс подразумевает процедуру введения временной финансовой администрации в регионы, которые не могут на определенном этапе платить по долгам. И критерий на этот счет имеется – если просроченная задолженность субъекта превышает 30 процентов собственных доходов областного бюджета.

– Но такое положение, скорее всего, психологическая технология устрашения для региональных администраций (правительств), – говорит политолог. – На практике, на мой взгляд, это не действует, и еще долго не будет действовать. Так что Вадим Потомский как губернатор Орловской области с таким «грехом» пока может спать спокойно.

С этим мнением вполне согласен и руководитель «Политической экспертной группы», автор «Индекса избираемости глав субъектов РФ» Константин Калачев. Он уверен, что никакого внешнего управления не будет. Это страшилка и не более. И успокаивающе заключает:

– Вы такие не одни.

Конечно, обнадеживающие высказывания. Но интерес, как быть, а самое главное, что делать при таком раскладе, нет-нет да и приходит в голову. Как с этой ситуацией будет справляться региональное правительство и что будет предпринимать федеральный центр, остается под большим вопросом.

Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий

Внешнее финансовое управление – это прямая ответственность центра за ситуацию в регионе. Не столь драматично, но все равно не оптимально с политической точки зрения. Более вероятный сценарий – «укрепление» руководства вашего региона за счет делегирования федеральных управленцев, которые будут выполнять антикризисную функцию.

Наталья Балакирева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям