Орелстрой
Свежий номер №19(1223) 7 июня 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Онлайн-СМИ как бизнес

21.10.2015

Одни руководители орловских интернет-СМИ говорят, что больших денег в этой сфере не заработаешь, другие уверены в успехе.

Доходы и расходы

Если сравнивать онлайн и печатные СМИ, даже тем, кто не очень разбирается в тонкостях, понятно: с финансовой точки зрения затраты несопоставимы. Что нужно, чтобы заработал новостной сайт? Почти ничего: оплатить доменное имя и хостинг (это очень недорого), пара-тройка компьютеров, выход в Интернет с хорошей скоростью, деньги на аренду офиса (не всегда), редактор и несколько толковых авторов. Да, разумеется, новое онлайн-СМИ еще нужно и раскрутить. Но даже с учетом этого накладные расходы выглядят несерьезными по сравнению с негуманными ценами на печать, доставку и прочие прелести, с которыми сталкивается обычная газета.

Затратное предприятие

Однако если рассматривать орловские онлайн-СМИ как бизнес, то картина в общем-то складывается удручающая. Их главные редакторы и владельцы говорят: хороших денег тут не заработаешь. Средств вроде бы достаточно для оплаты текущих расходов и выплаты заработной платы. Но на развитие – скажем, чтобы привлечь новых авторов, сделать редизайн ресурса, вплотную и профессионально заняться продвижением в поисковиках – денег уже нет.

«Онлайн-СМИ результативно, когда работает как спутник большого успешного проекта. Например, у тебя студия веб-дизайна или мебельная фабрика – тогда ты можешь вкладывать что-то в развитие онлайн-СМИ. А на самоокупаемости это практически исключено», – считает редактор «ОКО-Фото» Евгений Борисов, оценивающий свой проект как «достаточно затратный».

Есть и другой путь: развиваться не как собственно новостное СМИ (отводя при этом достаточно большое место новостям), а привлекать читателей и рекламодателей масштабами, создавая крупные порталы. Так работает старейшее онлайн-СМИ Орла infoorel.ru.

«Если речь о финансовой успешности, то, как показывает наша практика, новостной формат – далеко не единственное, что нужно рекламодателю», – уверена Марина Коденцева, заместитель директора ООО «Инфо-сити».

Так думают не все.

Деньги из новостей

У генерального директора ООО «Орловские новости» Андрея Мазова другая бизнес-стратегия. «Реклама в Газете.ру стоит в районе 1900 рублей на 1000 показов, а в «Одноклассниках» – в районе 40 рублей на 1000 показов. Поэтому, добавляя на новостной портал развлекательный контент, вы просто снижаете цену. Мы очень понятны для рекламодателя, в «Орловских новостях» – только новости, то есть премиум-аудитория, без всяких примесей», – объясняет он.

Аудитория без примесей, однако «Орловские новости», кажется, пока без рекламодателей. По крайней мере, на сайте newsorel.ru рекламных баннеров что-то не видно.

В отличие от «Вечернего Орла», специализирующегося, как и «Орловские новости», исключительно на новостях. «Я не могу сказать, что новости не приносят никаких доходов. Исходя из нашего опыта, можно сказать: огромных денег в Орле не заработаешь, но выручить средства на поддержку проекта и получение каких-то доходов возможно. Даже с учетом нынешнего кризиса. Если заниматься этим серьезно», – рассказала «ОВ» Екатерина Глазкова.

«Проблема онлайн-СМИ у нас не в том, что новости пишутся плохо. Хотя да, можно и получше иной раз. И не в том, что якобы новостей мало – об этом часто говорят коллеги не только из онлайн-ресурсов: «Какие у нас новости, о чем писать…», – считает один из орловских журналистов, работающий в онлайн-СМИ. – Неправда: посмотрите на те же «Орловские новости» – как-то им удается делать очень много и в основном хорошо. «Орелград» – на любителя, конечно, но тоже нормально. «Вечерний Орел» – пусть мало контента, но качественный, за редким исключением. Хорошие новости в «Российской газете». Примеры можно еще приводить. Не в качестве и количестве новостей дело, а в том, что город маленький и, соответственно, относительно мало интернет-пользователей. Посещаемость в принципе не может быть выше, чем у Infoorel.ru, который уж чем только не заманивает к себе. Или, скажем так: намного выше не может быть, чем у них».

С этим трудно спорить. Мало не только читателей. Количество потенциальных рекламодателей исчисляется в лучшем случае десятком-другим.

Феномен AdMe.ru

Однако опыт других показывает: возможно все. Или почти все.

«AdMe.ru начинался как сайт о рекламе – сначала маленький новостной, потом – аналитический. Но в какой-то момент расти в этой нише ему стало некуда. AdMe стал менять формат и от рекламы ушел к доброте, свету и котикам», – рассказала порталу «Лениздат.ру» главный редактор издания Ксения Лукичева.

Добавим: AdMe родился и продолжает жить и более чем хорошо здравствовать вовсе не в Москве или Питере. В Казани. Вся редакция AdMe – 13 человек, полный штат сотрудников – 25 человек. Меньше, чем в областной газете.

За день AdMe успевает опубликовать больше 15 материалов, каждый из которых просматривают в среднем более 200 тысяч человек, месячная посещаемость AdMe – больше 23 миллионов пользователей. Во многом популярность AdMe объясняется нестандартным подходом к выбору контента.

В тот день, когда в небе над Украиной был сбит «Боинг», в редакции долго не знали, как поступить. «Мы не понимали, что писать. Десять утра. Надо что-то ставить первым постом в Facebook. Мы запостили ролик, где енот ест виноград, – вспоминает редактор. – И внезапно получили шквал комментариев: «Спасибо за то, что есть хоть какое-то место без ужаса, без безнадеги». И люди к нам пришли, и мы на этом еноте улетели просто в небеса по статистике. Потому что люди пришли к нам смотреть енотов и отдыхать от ужаса».

Происшествия, горы трупов, политические разоблачения – от этого в AdMe всегда отказываются. «Есть банальнейшая фраза: «Проснулся – приведи в порядок свою планету». Мы занимаемся приведением в порядок своей планеты и надеемся, что это еще кому-нибудь может быть полезно, интересно, важно. AdMe не пишет про чернуху, грязь, негатив и злобу. Вообще», – говорит Ксения Лукичева.

«Новости в фотографиях»

Bigpicture.ru появились 1 мая 2009 года, его создала девушка из Харькова Евгения Молчанова. Через месяц к ней присоединился Сергей Барышников. «Проект сразу был коммерческий, мы планировали на нем зарабатывать денег, и первого же клиента я привел в июле. За какие-то номинальные деньги, 100 или 200 долларов, я разместил пост от Philips, и понеслось», – рассказал Сергей Барышников в интервью для vc.ru.

Работали они много, буквально сутками. «Мы отрабатывали информационные поводы. Допустим, умер Майкл Джексон – и в этот день у нас были посты «Джексон в детстве», «Семья Джексона», «Поклонники по всему миру грустят» и так далее. Я не спал двое или трое суток, сидел в ЖЖ, участвовал в комментариях, постил ссылочки, они расходились. И так мы отрабатывали любой значимый информационный повод», – объяснил Сергей.

Через тринадцать месяцев после старта «Новости в фотографиях» стали самым популярным блогом в российском Интернете. Ежемесячный оборот Bigpicture.ru – 1,5–2 миллиона рублей, посещаемость – в среднем три миллиона в месяц. Делают Bigpicture.ru не больше десятка человек: кто-то занимается бухгалтерскими вопросами, кто-то – продажами рекламы и спецпроектами, несколько человек ежедневно пишут тексты, часть из которых собирает до нескольких десятков тысяч лайков в социальных сетях.

Все это кажется чудом, но «Новости в фотографиях» обошлись без каких-либо внешних инвестиций.

 Денис Яковлев

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям