Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Жилищно-коммунальные хроники

Они опять хотели как лучше

02.05.2017
 Пресловутая проблема ОДН, кажется, «достала» всех. Очередные изменения в порядке оплаты общедомовых нужд вызвали у людей шок и возмущение. И четырех месяцев не прошло, как то, что они натворили, поняли даже сами авторы недавних новшеств.
 
В интересах монополий
Судорожные разъяснения Минстроя за подписью заместителя министра Чибиса на шестнадцати страницах о том, как применять новый порядок, как исчислять нормативы, мало что изменили в отношении людей к очередному новшеству профильного министерства. Чиновники и депутаты разъясняют: они ни при чем. Все дело теперь в жителях и в управляющих компаниях. Хотят платить по счетчику, пусть проводят собрание и платят, хотят по нормативу – пусть будет по нормативу. Называют они это «платить по реальному потреблению».
Здесь либо лукавство, либо невежество. Речь ведь опять идет о том, что платить ресурсникам за весь объем ресурса, поставленный в дом, будут управляющие компании. Их превратили вроде как в мытарей в интересах монополистов.
Ресурсоснабжающие организации без стеснения говорят, что управляющие компании воруют их деньги. Безусловно, монополисты громко заявляют о своем желании получать свои деньги напрямую с собственников, но, оказывается, категорически не хотят исключения управляющих организаций из цепочки оплаты: монополист – управляющая компания – потребитель. Ведь УК и ТСЖ даже при прямых расчетах населения с ресурсниками остаются исполнителями коммунальных услуг. Они несут всю полноту ответственности за их качество да еще и оказываются должниками перед РСО по обязательствам собственников, если те, потребляя коммунальные услуги, вдруг решили за них не платить. При этом исполнитель коммунальных услуг выступает для РСО в качестве бесплатного коллектора, работающего с должниками-потребителями. Он расходует на это свои финансовые и человеческие ресурсы. Не оставляя себе ни копеечки, не компенсируя свои расходы на «выбивание» этих денег, да еще дополнительно тратя средства на банковские переводы, в полном объеме обязан перечислить деньги в РСО.
Пока есть такие понятия, как исполнитель коммунальной услуги и общедомовый прибор учета, ни о какой плате по реальному потреблению речи быть не может. Ресурсоснабжающие организации привыкли жить хорошо во все времена. А в кризис особенно. Но у нас-то с вами, у граждан, другая ситуация.
Забытое старое
14 апреля в Государственной Думе обсуждали законопроект, который в очередной раз меняет правила игры. Поправки устанавливают приоритет показаний приборов учета над нормативами потребления электроэнергии, тепла, холодной и горячей воды, которые используются на общие нужды дома. Законопроект должен существенно изменить порядок учета потребляемых коммунальных ресурсов. При обсуждении законопроекта депутат профильного комитета Госдумы Осипов заметил, мол, «мониторинг показал, что часть регионов ответственно подошла и контролирует ситуацию, а в некоторых регионах управляющие компании позволили себе снимать приборы учета, выводить их из строя».
Очередная негодная попытка свалить все с больной головы на здоровую! Ни управляющие компании, ни регионы здесь ни при чем. «Накосячили» Государственная Дума и правительство России. Это уже поняли, пожалуй, все.
Но вот как представляет новый законопроект один из его авторов, первый заместитель председателя профильного комитета Александр Сидякин: «Речь идет о том, чтобы АСКУЭ (автоматизированные системы контроля учета энергоресурсов) устанавливались в домах, где это возможно, как при проведении капремонта, так и при строительстве новых домов. Будет понятно, где, кто, сколько потребил. Это такая «революция счетчиков», которая меняет уклад, складывавшийся десятилетиями, когда каждый месяц до 25 числа людям приходится вручную переписывать показания. Вмешаться в работу новых автоматических приборов будет невозможно».
«Это раз и навсегда закроет проблему включения небаланса ресурсов на якобы общедомовые нужды. Это станет в чистом виде жилищной услугой. Логика в этом есть. Поскольку коммунальные услуги – это вода, чтобы помыться, температура батареи в комнате и так далее», – подчеркнул депутат. Так и хочется написать: бурные аплодисменты! Наконец-то дошло то, о чем мы талдычим вот уже одиннадцать лет. Блестящее открытие: если электроэнергию, воду и тепло можно измерить прибором, надо измерять. И никаких нормативов, никаких формул.
Это что, открытие, инновация? Для сведения депутатов и чиновников, первые системы АСКУЭ в нашей стране начали работать в 1980 году. При наличии АСКУЭ потребитель полностью контролирует весь процесс энергопотребления. Он имеет возможность по согласованию с поставщиками гибко переходить к разным тарифным системам. Есть тарифы дневные, ночные, тарифы пиковых нагрузок. В мировой практике уже применяется до шести уровней оплаты потребленной электроэнергии. У нас их пока только три. Но и этих трех при разумном использовании достаточно, чтобы снизить расходы семьи по оплате электроэнергии на 30–40 процентов.
В любую минуту можно посмотреть, сколько энергии потребляет та или иная квартира. Воровство электроэнергии, махинации со счетчиками исключены. Прекрасная система четкого учета, кто сколько энергии купил и по какой цене. Единственный ее недостаток, о котором, видимо, не подозревают депутаты: она не приспособлена для сложившегося у нас типа экономики. Это особый тип. Она у нас не рыночная, а раскрадная и откатная. Не надо забывать, с кем мы имеем дело.
Электроэнергетику реформировал Чубайс, провернувший грандиозную аферу не только с ваучерами. То, что он сделал с электроэнергетикой, будет почище. Извлечение прибыли из ничего здесь поставлено на постоянную основу. Он создал посредников в лице гарантирующих поставщиков, и бороться с ними в рамках сегодняшнего законодательства бесперспективно. Это все равно что играть с наперсточником. Такие правила надо менять. И это, пусть вам не покажется странным, в наших силах.
Правила игры
Поясню на примере. Многоквартирный дом по адресу: Старо-Московская, 23. Окончание строительства – 2016 год. Заказчик – ЗАО «Зенит Строй». Вот акт от 31 мая 2016 года о проверке работоспособности оборудования АСКУЭ, смонтированного согласно проектно-сметной документации (260-12-АСКУЭ) ОАО «Гражданпроект». Заключение комиссии: считать пригодной к эксплуатации.
Ну и что? Посчитали пригодной. А жители каждые 25 числа месяца передают (или забывают передавать) показания счетчиков. Как и раньше, все на глазок. Почему? Да потому что техническое задание на проектирование системы АСКУЭ проектировщику выдают застройщик и ОАО «Орелоблэнерго». Они договариваются между собой и закладывают в проект монтаж одного общедомового счетчика с дистанционным снятием показаний, который передает их энергетикам. А все, что касается квартир, по старинке. Кассовый разрыв в этом случае неизбежен. И по суду вы ничего не докажете. Проектное задание выполнено, работа принята, система сдана в эксплуатацию.
Граждане возмущаются, но их аргументы в суде – мол, это манипуляции, смахивающие на мошенничество, – никогда не примут во внимание. Действенным мог бы стать законодательный акт, хотя бы на уровне регионального законодательного собрания, запрещающий принимать в эксплуатацию дома с такими, с позволения сказать, системами АСКУЭ. К ней должны быть подключены все потребители. А, возможно, помогло бы решить проблему пристальное внимание следственного комитета: нет ли здесь надувательства граждан, которые за систему АСКУЭ заплатили, а получили, простите, кукиш.
Кому это надо
Эта мутная вода крайне выгодна ресурсникам. С их мощными возможностями лоббировать свои интересы и влиять как на депутатский корпус, так и на высокопоставленных чиновников бороться чрезвычайно сложно. Как ловко они превратили управляющие компании в своеобразных коллекторов, орудующих в интересах монополистов. Вот почему у нас не идет АСКУЭ – автоматическая система контроля учета, которая есть за границей, в таких городах постсоветского пространства, как Баку, Астана, Гянджа, Ленкорань, Атырау, Актау и другие. Там проявили политическую волю. Там введен механизм, когда за счет бюджета поставили автоматическую систему контроля учета энергии.
Установка приборов учета у нас 261-м законом вменена в обязанности ресурсоснабжающим организациям. Они же этого не делают, потому что им это невыгодно, потому что норматив, как правило, выше, плюс постановлением правительства введены повышающие коэффициенты, то есть норматив, умноженный еще на 1,5. А власть попросту закрывает глаза на то, что федеральный закон об энергосбережении, принятый пять лет назад, не действует.
Перевод отношений на прямые договоры между жителями и РСО и внедрение системы АСКУЭ – это единственное решение ситуации. Есть деньги у человека на его счете – есть у него электроэнергия. Нет денег – автоматически отключился. Как с мобильным телефоном. И до тех пор, пока этого не будет, никакие государственные меры не смогут урезонить «воров управдомов». И штрафы увеличивают, и судопроизводство переводят из гражданского в уголовное, и перечень обязанностей УК постоянно пополняют – а проблема все равно живет. И прокуратура, и жилищная инспекция, и общественные организации, включая целые политические партии, которые всегда готовы оказать помощь простым гражданам в борьбе против «недобросовестных управляющих компаний», бессильны административным путем решить элементарную экономическую проблему.
 Алексей Кузьмин

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям