Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

«Она была одета всегда по моде и к лицу…»

11.02.2015

По одежке встречают – по уму провожают. Справедливость этой народной мудрости, я думаю, хотя бы раз осознал каждый человек. Внешнее и внутреннее в этом вроде бы немудрящем афоризме сошлись в гармоничном единстве, в очередной раз доказав, что делать ставку на что-то одно – непростительное легкомыслие. Хотя, конечно, стоит помнить, что каждый век рождает свои представления о красоте. На взгляд нашего современника, они иногда крайне оригинальны, если не забавны. А в какой-то момент представляются весьма интересными и актуальными. Убедиться в этом, погрузиться в атмосферу ХIХ века, познакомиться с эволюцией модных тенденций орловцы могут уже с 20 января этого года в музее И.С. Тургенева, где открылась выставка «Мода времен И.С. Тургенева», приуроченная к именинам нашего выдающегося земляка.

Коллекция от Александра Васильева

Инициаторами небывалого проекта, его тщательными разработчиками и авторами сценария выступили заведующая музеем И.С. Тургенева Елена Мельник и старший научный сотрудник Людмила Балыкова. До середины марта выставка будет радовать наших земляков.

Пожалуй, это одно из самых масштабных и трудоемких музейных мероприятий последних лет, поскольку оно объединило несколько культурных центров: Государственный исторический музей, Театральный музей имени А.А. Бахрушина, конечно, хозяев выставки, из фондов которых поступили экспонаты. Кроме того, на предложение о сотрудничестве откликнулись заслуженный учитель РФ Т.Е. Сиянова, предоставившая предметы из своей частной коллекции, и главный художник театра кукол Л.Е. Жмакина, изготовившая эксклюзивные манекены. Но главным экспонентом стал историк моды, театральный художник, телеведущий Александр Васильев, который из своего уникального собрания предметов быта ХIХ века прислал эксклюзивные модели платьев, аксессуаров, а также картины.

Царственная мода

Выставку открыли директор ОГЛМТ В.В. Ефремова и заместитель директора по научной работе Л.В. Дмитрюхина, а предварил разговор о моде доцент УНПК-Госуниверситет Д.М. Корнев. Как могли убедиться гости праздника в ходе последующего действа, речь выходила далеко за рамки моды и расширялась до размышлений об изящном, элегантном, прекрасном. Да и временные рамки оказались гораздо шире, чем заявлено в названии выставки, ведь авторы шли от истоков. Согласно описи вещей, находившихся в Спасском после смерти его основателя И.И. Лутовинова, дом был полон самых изысканных предметов роскоши. Неслучайно хозяин его провел юность при дворе Екатерины Великой, навсегда сохранив привычки того времени, «столетия безумного и мудрого». А его восприимчивый к прекрасному внук Иван жил в окружении этих вещей, ощущал их великолепие и очарование. Очевидно, этот житейский опыт помог Тургеневу в создании повестей «Три портрета», «Старые портреты», «Бригадир», романа «Новь».

Оправданно и закономерно в главе «Царственная мода» звучали цитаты из тургеневских произведений, дуэт из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» (Екатерина Поздняк, Алена Кузнечикова, концертмейстер Ольга Парамонова, музыкальный колледж), стихотворение Н. Заболоцкого «Любите живопись, поэты», прочитанное научным сотрудником Светланой Жидковой. А полонез в исполнении образцового ансамбля танца «Цветы планеты» Орловской хореографической школы радовал глаз многочисленных гостей, среди которых на этот раз были директора российских музеев, коммерсант Наталья Черникова, официальный представитель Александра Васильева в Орле, которая помогла с доставкой костюмов, и многие другие.

Как в сказке

Все, кто оказался на выставке, конечно, сразу поняли, что вкус нашего известного писателя формировался не только под влиянием галантной эпохи, но и под воздействием семейного уклада, домашних традиций. Матушка Варвара Петровна следила за модой, выписывала журналы с «модными картинками» и после путешествия в Европу подарила русской актрисе аналог французского сценического наряда. Случай, согласитесь, в наши дни беспрецедентный! Сергей Николаевич с одинаковым шиком носил как военный мундир, так и статское платье, что и запечатлелось в повести «Первая любовь». И уж совсем удивительным покажется нашему современнику, что супруги Тургеневы играли в домашнем театре, возможно, к действу привлекались и дети. Согласитесь, как нам сейчас не хватает этого сотворчества, культурного азарта, созидательной творческой энергии.

Специально к празднику научный сотрудник музея И.С. Тургенева Антон Бушунов перевел с французского отрывок из сказки Шарля Перро, чтобы он прозвучала в оригинальном переложении на именинах писателя, который тоже отдал дань детской литературе. На фоне изысканных туалетов особенно трогательно звучали слова маленькой Золушки (Настя Сонина):

В стареньком платье присяду к камину…

Пламя уснуло, остыла

зола.

Долго без устали гнула

я спину:

Мыла, месила, таскала,

скребла.

Мачеха мне не дает

передышки:

Завтрак подай ей,

погладь ей белье.

Золушка – кличка

для серенькой мышки,

Золушка – жалкое

имя мое.

В замечательной детской интермедии участвовали также лесник-отец (Миша Суганов), сестры (Даша Буланова и Ульяна Сорокина) и просто потрясающая мачеха Катя Ветрова. Роль тетушки феи исполнила научный сотрудник Алина Легостаева. В этой части праздника волшебное преображение с помощью сказочного наряда, конечно, дарило надежду на самое лучшее.

Зрелищное действо

Но жизнь не состоит из праздничных раутов, поэтому на открытии выставки гости могли узнать о буднях представителей разных сословий, об их предпочтениях в одежде, о бытовых привычках. Интригу поддерживал и длинный список возможных прототипов тургеневских образов. Неслучайно на сцене появлялись маски (актрисы «Ювенты» Юлия Локтионова и Екатерина Чадаева). А уж разговоры о кринолинах, фижмах, шлейфах, комических и трагических случаях, связанных с ними, никого не могли оставить равнодушными. Мастерство ведущих (Елена Мельник, Антон Бушунов), талант актеров драмтеатра имени И.С. Тургенева Сергея Бурлакова, Екатерины Гусаровой, Андрея Царькова придавали действу зрелищность и продуманное смысловое наполнение. Полагаю, никто из присутствующих не сможет забыть «Мелодию» из оперы Глюка «Орфей» в исполнении Ирины Фоминой, концертмейстер Алевтина Колесникова, и романс на стихи Булата Окуджавы (Рахим Рахманов).

А если кто-то вдруг пожалеет, что не смог оказаться на открытии выставки, то пусть не печалится, потому что она пробудет в музее И.С. Тургенева до середины марта, и каждый будет на ней желанным гостем. Мода – это не роскошь, это средство познания мира, истории, себя!

 Наталья Смоголь

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям