ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №23 (1270) 18 июля 2018 гИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

ОГИИК – alma mater, где учатся по призванию

31.08.2011

1 сентября в учебных заведениях Орловщины начинаются трудовые будни. Открывает свои двери для студентов и Орловский государственный институт искусств и культуры – alma mater тех, кто решил связать свою жизнь с прекрасным. Об итогах приема-2011, о том, чем славен вуз сейчас и к чему стремится в будущем, а также о предстоящем юбилее высшего учебного заведения – в интервью «ОВ» с проректором ОГИИК, профессором Натальей Куделько.

Качественный прием

– Наталья Александровна, до начала нового учебного года осталось буквально несколько дней, и теперь уже наверняка можно подвести окончательные итоги приема этого года. Есть мнение, для российских вузов он получился весьма нервным…

– Итоги приема в институт в 2011 году мы оцениваем положительно. Вместе со всеми вузами страны с 1 сентября мы переходим на новые федеральные государственные образовательные стандарты. С этого года мы начинаем готовить бакалавров по 13 направлениям и 21 профилю. Профессиональная структура подготовки не изменилась, пополнившись новым направлением 100400.62 Туризм, на которое успешно впервые осуществлен прием.

– В итоге вузу удалось выполнить план по набору?

– Мы объявили дополнительный прием, в результате чего нам удалось выполнить план. Он у нас небольшой. В этом году планировалось набрать 341 человека: 212 – на дневное отделение и 129 – на заочное. Но самое главное даже не выполнение плана. Прием получился очень качественный, потому что к нам идут молодые талантливые люди, которые хорошо знают, чего хотят, словом, приходит так называемый «наш абитуриент».

– Вы уже упомянули о переходе с 1 сентября на обучение по новым образовательным стандартам. Институт полностью успел подготовиться к переменам?

– Единственное, что мы пока не успели сделать, – полностью завершить работу по учебно-методическому обеспечению бакалавриата. Но благодаря напряженной работе в течение всего прошлого года мы близки к ее завершению.

«Большое недоразумение»

– Раз уж коснулись вопроса о бакалаврах и магистрах… Насколько, как вам кажется, логичен переход на эту систему в вузах искусства и культуры?

– На мой взгляд, введение в наших вузах бакалавриата и магистратуры по некоторым направлениям – большое недоразумение. Если поразмышлять, ситуация отчасти абсурдная. Вот, к примеру, мы готовим руководителей хореографического коллектива. Раньше велась подготовка специалистов, все было предельно ясно. Теперь же у нас будут выпускаться бакалавры и магистры. Но, скажите, чем хореограф-магистр отличается от хореографа-бакалавра? Мне это совершенно непонятно.

В результате преобразований специалитет оставлен только при подготовке актеров, режиссеров и звукорежиссеров. Видимо, со временем мы и к этому привыкнем. Фактически с начала 90-х, когда в России начался почти непрерывный процесс реформирования, в том числе и системы образования, мы сталкиваемся ежегодно с теми или иными изменениями, а потому нас уже трудно чем-то удивить. Так что, в какие бы рамки нас не ставили, мы все равно будем существовать и делать свое дело.

– Неужели в этом отношении все выглядит таким бесперспективным?

– Сейчас подготовлен третий вариант проекта Закона «Об образовании». Ранее в проекте не было раздела о художественном образовании. Ныне появилась надежда на то, что система непрерывного художественного образования в стране все-таки будет сохранена.

Нам светит юбилей

– Наталья Александровна, так или иначе, в следующем году Орловский государственный институт искусств и культуры отметит 40-летие. С какими перспективами, успехами, надеждами вуз приближается к своему юбилею?

– Можно с уверенностью сказать, что за прошедшие годы институт стал в регионе подлинным центром и учебно-методической, и творческо-исполните-льской, и научно-иссле-довательской работы. Достаточно привести несколько фактов в подтверждение. Например, при защите выпускной квалификационной работы всегда оценивается, внедрена ли она в практику или рекомендована к внедрению. Этот показатель у нас серьезно вырос. Если в 2009 году он составлял 39 процентов на дневном отделении, в этом повысился уже до 57. Причем у нас есть такие специальности, по которым дипломная работа заказана и внедрена в учреждениях социокультурной сферы, образования на 100 процентов, в их числе Режиссура театрализованных представлений и праздников, Музыкальное образование и т. д. Скажу еще об одном показателе. У нас есть специальность Документоведение и документационное обеспечение и управление. В этом году у всех 22-х выпускников имелись на момент госов публикации в сборниках всероссийских или региональных научных студенческих конференций.

В нашем вузе достаточно высокий научный ценз, который ежегодно повышается. В этом году он составил 71,2 процента. Уже больше 10 лет средний возраст наших преподавателей – около 45 лет, и это говорит о том, что рядом с опытными преподавателями-наставниками работают молодые коллеги, зачастую выпускники наших кафедр.

Конечно, многое в институте, в том числе и его особая атмосфера, – заслуга нашего ректора Николая Александровича Паршикова. Он всячески поддерживает молодежь. В 2005 году в вузе была открыта аспирантура. Поэтому сейчас с омоложением кадров трудностей не возникает.

Возвращаясь к теме предстоящего юбилея института, можно отметить, что юбилей, конечно, это подведение итогов, возможность еще раз по-новому о себе заявить. Сейчас мы составляем план подготовки мероприятий, приуроченных к празднованию. Вся информация появится на нашем сайте.

Проблема, которую не разрешить?

– В целом создается почти безоблачная картина. Но наверняка вузу приходится сталкиваться и со сложностями в работе…

– Конечно, проблемы существуют. Но связаны они не только и не столько с работой института, а с тем социальным положением, в котором находятся сегодня работники культуры. Нас часто спрашивают: куда ваши выпускники идут работать? Так вот, сейчас в сфере культуры в Орле и области очень много вакансий. Но какие зарплаты там могут предложить? Вот, к примеру, Орловская хореографическая школа является одной из лучших в России. Зарплата же молодого специалиста, который придет, допустим, из нашего вуза – 4300 рублей. В результате человек устраивается, поработает год, а потом все равно уходит, потому что перспектива повышения дохода отсутствует полностью, проще заработать где-то еще.

В районах области вакансий еще больше, зарплата несколько выше, если работать на две ставки, но ведь жилья никто не дает. Наш ректор постоянно говорит о том, что в Орле уже давно пора строить дом для молодых специалистов в сфере культуры, образования, чтобы люди имели возможность получить жилье, видели хоть какую-то перспективу. Как можно сегодня специалисту высокого класса платить минимальную зарплату?! Конечно, он либо поменяет работу, либо уедет за рубеж, где профессионалов оценивают соответственно. Словом, проблема трудоустройства сегодня существует, но она не может быть разрешена только нами.

Учиться интересно

– И все же, в ваш вуз приходят и приходят в основном по призванию. Чем, помимо самого учебного процесса, вы заинтересовываете студентов?

– Конечно, сама организация учебного процесса должна быть устроена таким образом, чтобы интерес у студента не пропал. Мы очень много делаем, например, для организации практики студентов. В частности, наши музейщики посещают не только Спасское-Лутовиново и Ясную Поляну. В рамках ознакомительной практики мы вывозим студентов в Москву и Санкт-Петербург, где они посещают практически все известные музеи. Для них существует и археологическая практика: по договору с историческим факультетом Тульского государственного университета наши ребята вместе с туляками каждое лето выезжают на раскопки в Крым. Причем основное финансирование берет на себя наш институт. Наши музейщики стали основоположниками поисковых отрядов в вузе. Студенты настояли на том, чтобы в институте был открыт музей поискового движения, который на сегодняшний момент прекрасно функционирует. Можно много говорить о каждом факультете и направлении. Институт развивается. Это главное. Девиз и нашего ректора, и всех нас: «Прошло мероприятие – забыли о нем. Это было вчера, давайте будем думать о том, что будет завтра».

– Образ ОГИИК во многом ассоциируется с факультетом художественного творчества. Расскажите немного о нем.

– Большое достижение института в том, что наши коллективы продолжают ездить на гастроли и фестивали, несмотря на то, что зарубежные поездки весьма затратные. Традиционно наши театральные коллективы регулярно выезжают со своими спектаклями на фестиваль в Евпаторию. В этом году хореографы посетили три фестиваля в Хорватии и везде стали лауреатами. Студентка второго курса, пианистка Диана Пинчук, (рук. – профессор кафедры фортепиано Людмила Ивановна Дугина) побывала на международном фестивале-конкурсе в Финляндии и Швеции, где заняла второе место. Поездок действительно много, и самое приятное, что большинство из них сопровождается победами наших студентов.

– Наталья Александровна, какие основные задачи стоят перед вузом в материальной сфере?

– Благодаря тому, что мы смогли попасть в программу «Культура России 2006 – 2011», нам удалось построить новый корпус института. Теперь наша основная задача в сфере укрепления материальной базы – попасть в федеральную программу «Общежитие», которая начинает действовать с 2012 года, а также завершить преобразование старого учебного корпуса института. Учитывая возможности коллектива, талант руководителя, которым обладает Н. А. Паршиков, институту многое по плечу.

Биография

Наталья Александровна Куделько первый проректор ОГИИК, доктор филологических наук, профессор.

Родилась в Хабаровске в 1950 году.

Образование

Филологический факультет Хабаровского педагогического института.

Работа

С 1971 года работает в высшем образовании, с 1976 – в ОГИИК.

Беседовала Ольга Захарова

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям