Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Наш человек

"Одна война" Марины Сасиной

07.04.2010

Фильм, снятый по сценарию нашей землячки - Марины Сасиной, обещает стать сенсацией

8 апреля на экраны кинотеатров выходит «Одна война» – фильм, который еще до начала широкого проката получил признание зрителей в России и за рубежом. На международных и отечественных кинофестивалях «Одна война» завоевала девятнадцать призов, пять из которых – гран-при. Ни одна картина, снятая в России в 2009 году, не была оценена столь высоко.

Режиссер фильма – Вера Глаголева, известная по ярким ролям в кино. Автор сценария – Марина Сасина, около пяти лет проработавшая журналистом в орловских газетах. Накануне премьеры «Одной войны» сценарист рассказала корреспонденту «ОВ» о киносъемках, актерах и о себе.

- Марина, правда ли, что фильм «Одна война» предложили номинировать на кинопремию «Оскар»?

- Действительно, на фестивале «Московская премьера», где наша картина получила гран-при, к нам с Верой Глаголевой подошли представители «оскаровского» комитета и сказали, что включили «Одну войну» в короткий список из пяти российских фильмов, которые они рекомендуют «выдвинуть» на «Оскар». Мы очень удивились и, конечно, обрадовались. Но от предложения пришлось отказаться, поскольку наш фильм еще не был в прокате, а это обязательное условие для «оскаровских» номинантов. Продюсеры «Одной войны» приняли решение не изменять график проката – даже ради возможной номинации на престижнейшую кинопремию. Пусть наше кино сначала увидят российские зрители. Если все сложится удачно, можно будет подумать об «Оскаре» в следующем году…

История одного фильма

- Как родилась идея сценария «Одна война»?

- Почти десять лет назад (я тогда работала журналистом в Орле) один пожилой человек рассказал мне случай из своей жизни. В конце 1944 года миноносец, на котором он служил юнгой, причалил в Северном море к острову Диксон, чтобы пополнить запасы пресной воды. Матросы обнаружили на острове брезентовые палатки, в которых жили молодые женщины с маленькими детьми. Матери рассказали, что их привезли сюда с бывших оккупированных территорий Украины, Белоруссии и России, а дети рождены от немцев.

Три года назад (я уже заканчивала сценарный факультет ВГИКа и думала о дипломном сценарии) мне удалось найти документальное подтверждение этой истории. Колонии поселения для «жен врагов» и их детей действительно существовали. Мне показалось, что фильм, открывающий неизвестные страницы истории нашей страны, может быть интересен зрителям. Мне хотелось показать, что могли чувствовать и о чем, возможно, думали женщины, живущие со своими детьми в подобном месте, 9 мая 1945 года – в самый счастливый день для миллионов жителей нашей страны.

Я начала писать «Одну войну» 9 мая 2007 года. Ровно через год Вера Глаголева начала съемки. Фильм был закончен в 2009 году, тоже 9 мая. Вот такая нумерология.

- У ваших героинь есть реальные прототипы?

- Нет, женщин с такими именами не было. Но это не значит, что их истории не правдивы. Судьбы и характеры героинь сложились из воспоминаний очевидцев. Работая над сценарием, я разговаривала с многими людьми, пережившими немецкую оккупацию, в том числе, и с жителями Орла. Кстати, одна из героинь фильма – орловчанка.

В картине не показаны военные действия, нет «окопной правды». Это история о людях, которым выпало родиться в двадцатые годы прошлого века. О женщинах, чьи судьбы искалечены войной. О милосердии, о прощении, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни. И о том, что не все способны стать героями...

- Где проходили съемки?

- В Карелии, в городке Питкяранта, на Ладоге. Раньше эта территория принадлежала Финляндии. Там суровый климат: шторма, холодный ветер.

Сначала предполагалось, что съемки будут в другом месте. Был арендован очень красивый остров, тоже на Ладожском озере. Но перед выездом киногруппы выяснилось, что у острова появился хозяин, который против присутствия киношников. Поэтому Вере Глаголевой с оператором Русланом Герасименковым и художником-постановщиком Игорем Коцаревым срочно пришлось выбирать новую натуру. В окрестностях Питкяранты они нашли небольшой полуостров и островок, находящиеся рядом. В апреле вся «натура» была под снегом, и художнику пришлось взорвать фьорд, чтобы понять, подходят ли эти места для нашей истории.

Самым трудным было создать на съемочной площадке атмосферу сорок пятого года. И Игорю это удалось. Ребята из его команды сделали потрясающие декорации: соединили деревянными мостками остров и полуостров, по бревну собрали настоящие русские избы, купленные в Тверской области, построили сараи и сушилки для рыбы. Лодки и рыболовные сети – тоже настоящие, сороковых годов – привезли из Костромы.

Общее дело

- Как вышло, что режиссером фильма стала Вера Глаголева? Если верить информации, обсуждаемой в Интернете, снимать «Одну войну» собирался Алексей Учитель…

- Действительно, снимать фильм должен был Алексей Ефимович. Но, пока он был занят другим проектом, сценарий прочитала Вера Глаголева. Она уговорила Учителя уступить сценарий ей. И я рада, что фильм сняла именно Вера. Мне было очень приятно работать с ней. Кино получилось очень искренним.

- В одном интервью Вера Витальевна сказала, что ждала этот сценарий всю жизнь…

- Мне об этом не известно.

- Не было ли у режиссера желания что-то добавить или, наоборот, убрать из сценария?

- Вера очень бережно отнеслась к истории, и не хотела ничего вычеркивать из сценария. Хотя я бы убрала некоторые реплики… Но Вера настояла, чтобы они остались.

По просьбе режиссера я добавила две сцены, дающие намек на симпатию, которая могла бы возникнуть между одной из героинь и майором НКВД.

- А кто занимался подбором актеров?

- Режиссер. Но я присутствовала на кинопробах и участвовала в утверждении актеров на роли. Мне кажется, актерский ансамбль сложился удачно: Александр Балуев, Наталья Суркова, Михаил Хмуров, Анна Нахапетова, Наталья Кудряшова, Ксения Суркова, Юлия Мельникова, Федор Копосов. И конечно, дети…

- Правда ли, что Александр Балуев отказался сниматься в военной форме? Дескать, надоело играть офицеров…

- Балуев играет сотрудника НКВД, который после ранения демобилизован с фронта. Прочитав сценарий, Саша сказал, что представляет своего героя человеком мирным, не солдатом. Это не противоречило нашей истории. Поэтому Балуев снимался в вязаном жилете, под которым не видно погон на гимнастерке, в трофейных американских ботинках и слегка ушитых галифе…

- А как проходили съемки? Все ли сразу получалось?

- Что-то сразу, а что-то нет… Были сцены, которые снимали по несколько дней – ждали подходящую погоду. Иногда штормило, дул сильный ветер с Ладоги, но актеры все это выдержали. Я недолго была на съемках, чуть больше недели. Киногруппа начала работу в мае, а закончила в конце июня 2008 года.

- Местные жители вам помогали?

- В Карелии живут замечательные люди. Они помогали нашей группе и на площадке, и в организационных вопросах. Пятеро детей, которые снимались в фильме – из Питкяранты. Их родители постоянно присутствовали на съемках, и очень нас понимали и поддерживали.

- На 8 апреля запланирован премьерный показ в российских кинотеатрах. Как, по вашему мнению, отнесутся к фильму те женщины, которые прошли через войну? - Увидим. Я понимаю, что фильм не может понравиться всем, поскольку люди разные. Да и тема неоднозначная. Но все знают о том, что война была, и ее нельзя забывать. Наш фильм о простых людях, у которых не было другого времени на то, чтобы любить и взрослеть. Осуждать кого-то из них мы не имеем права. Но и не оправдываем. Так сложилась их судьба.

Уже год мы показываем фильм в разных странах. Картину очень тепло приняли в Канаде, Испании, Франции, Болгарии. Мы даже получили гран-при на фестивале мусульманского кино, проходившем в Казани, и приз «За художественные достоинства» на престижном каирском фестивале. Люди принимают нашу историю сердцем, и это для нас очень много значит.

Ближайшее будущее

- Марина, расскажите о своих творческих планах.

- На сегодняшний день у меня шесть проданных сценариев. Из них поставлены два. Кино, к сожалению, дело не быстрое. В ближайшие дни на экраны выйдет 12-серийный телефильм, в котором я – автор диалогов. Если все сложится удачно, скоро начнутся съемки кинофильма по моему сценарию. Этот фильм тоже о войне. Но история более масштабная. Действие происходит в нескольких странах, и герои картины говорят на трех языках.

Беседовала Катерина КАШИНА

Из досье «ОВ» 

Марина Сасина родилась в городе Мценске. Окончила Орловский государственный университет (филологический факультет) и ВГИК им. С. А. Герасимова (сценарный факультет, мастерская Аркадия Инина, «красный» диплом). Более десяти лет работала журналистом и редактором «бумажных» и электронных СМИ. В настоящее время работает киносценаристом. Живет в Москве. Автор сценария фильмов «Призрак черной смерти», «Одна война». Член Союза журналистов России, член Союза кинематографистов Российской Федерации.

СправкаКинокартина Марины Сасиной и Веры Глаголевой «Одна война» получила 19 призов на кинофестивалях.

17-й МКФ актеров кино «Созвездие» (г. Тверь). Приз за лучший женский дебют, лучший мужской дебют, приз «Новая звезда» (лучший дебют), приз «Золотая звезда» (лучшая главная мужская роль), специальный приз жюри «За лучшую работу режиссера с актерами».

17-й кинофестиваль «Окно в Европу» (г. Выборг), 2-й приз «Серебряная ладья».

Кинофестиваль «Московская премьера». Гран-при.

7-й кинофорум «Амурская осень» (г. Благовещенск). Приз за лучшую женскую роль, за лучшую работу оператора, за лучший актерский ансамбль.

Кинофестиваль «Золотой феникс» (г. Смоленск). Гран-при «Золотой феникс».

5-й международный кинофестиваль «Золотой минбар» (г. Казань). Гран-при «Золотой минбар».

6-й международный кинофестиваль «Лучезарный ангел», 2-е место.

29-й международный кинофестиваль в Каире (Египет). Специальный приз жюри имени Юсуфа Шахина «За художественные достоинства фильма».

17-й фестиваль русского кино в г. Онфлере (Франция). Гран-при фестиваля и приз зрительских симпатий.

15-й МКФ «Сталкер» (г. Москва). Специальный приз имени В. Фрида.

14-й Международный кинофестиваль «София Фильм Фест» (Болгария). Гран-при.

Премия киноизобразительного искусства «Белый Квадрат» за лучшую операторскую работу в полнометражном художественном фильме производства 2009 года.

Фильм – участник русских программ 31-го ММКФ и 33-го Всемирного кинофестиваля в Монреале (Канада).

InternationalFilmGuide-2010 включил картину «Одна война» в пятёрку лучших фильмов России.

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям