Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Одна, но пламенная страсть

05.07.2017
 Открывая VII Международный театральный фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI, его директор, худрук «Свободного пространства» Александр Михайлов сказал, что в этом году театральный праздник с многозначительным названием сделает акцент не на своей игровой составляющей, а на людях. Орел действительно встретился с Людьми, ранее незнакомыми, но теперь неразрывно близкими. Актеров, режиссеров, зрителей объединило искусство и реальность, страдание и очищение… Но первую скрипку в общем настроении – непростом, драматичном, заставляющем думать – все же играла любовь.
 
Верю в нее, как в бритву
Государственный театр «Суббота» из Санкт-Петербурга поведал зрителям «Пять историй про любовь» (гран-при фестиваля) и много всего про жизнь.

В основу постановки режиссера Татьяны Ворониной легла пьеса Елены Исаевой. Спектакль запомнился и остался в душе ощущением светлой радости и благодатной печали. Затронул самые тонкие и звонкие струны. Его герои словно делают ряд недолгих остановок в бесконечной погоне за счастьем. Искренние незамысловатые воспоминания, рассказанные на бегу, полны предвосхищения и надежды, возможно, грусти, боли, но никогда не сожаления.

Чемоданно-литературная канва сценического повествования обрамляет отдельные эпизоды жизни маленькой (Кристина Якунина) и большой (Анна Васильева) Лены в бесценные картины музея человеческой души. Здесь нет статики, второго шанса и плана. Нужно жадно хватать возможность уловить, запечатлеть, понять. Стучат колеса поезда, музыка звучит, снег идет, все стремится и уносится. Живи сейчас! В череде событий, радостей и разочарований видится священная неразрывность времен, героев, поступков, актеров и зрителей. Актеры, такие разные, плетут клубок судьбы, как мифические парки. Достигают апогея интимности во взглядах и жестах, балагурят, не пытаются сдерживать слезы, прощают, удивляются. Главное, всем существом понимают, что говорят и что делают, проживая на сцене сокровенное, родное.

Моноспектакль «Это я – Эдит Пиаф» Вологодского камерного драматического театра – тоже про любовь – в образе сильной и слабой, простой и необыкновенной женщины, которая любила, страдала и пела – как дышала. Героиня заслуженной артистки России Ирины Джапаковой, сотканная из фактов биографии неповторимой певицы, литературных размышлений Нины Мазур и режиссерского видения Якова Рубина, не могла оставить равнодушными.

Монолог о жизни, полной радости творчества и отчаяния потерь, Пиаф начинает с совершенно неожиданных слов: «Я умру». Рефрен этого трагического ожидания, словно страшная  констатация, будет пронизывать весь спектакль. Но вместе с тем он рождает истину и доверительность в наивысшей степени. Героиня со страстью хочет вписать собственную маленькую жизнь в историю огромного мира, опасаясь остаться непонятой. Черным скотчем на стене она выводит свое имя. Неблагозвучие этого жуткого скрипа контрастирует с богатством вокала, как рождение и смерть, горе и радость. Порой воспоминания приносят не то что душевную – физическую боль певице, прошедшей путь от маленького воробышка до прекрасного лебедя… Черного…

Обязательство счастья
Спектакль «Мой бедный Марат» Московского театрального центра «Вишневый сад» – больше чем любовный треугольник, хотя действо в пьесе Арбузова строится именно на чувствах троих. Ансамблем виртуозно руководит режиссер-постановщик Вера Анненкова.

Война сожгла все без остатка, но она не властна над светлыми сильными чувствами – «удачливой» Лики (Алина Мазненкова) и «веселого» Марата (Михаил Маликов). До срока повзрослевшие, привыкшие ко всему, даже к смерти, люди теперь вместе. Но вот готовы ли они понимать друг друга, противостоять собственной гордости и великодушию… Актеры вдохновенно и трепетно показывают, как персонажи отогреваются, когда закончилась тишина одиночества. На волнах неистового океана горя кружится лодка, в которой двое счастливы. И совершенно в этом не виноваты.

В уютное логово волей судьбы попадает Леонидик (Максим Дементьев). Ревность сначала кажется даже комичной, забавной, пока не понимаешь, сколь серьезны ее муки. Далее в спектакле рефреном, как разрывы мин: выбор, выбор, выбор. Психологизм, завязанный на общечеловеческой трагедии, переходит в разряд личностного. В обыденных для своей эпохи и страшных для человечества ситуациях актеры проносят вечную мысль: люди должны жертвовать чем-то для окружающих и при этом всегда хранить верность мечте. Эти слагаемые парадокса счастья порой настолько противоречат друг другу, что уравнение не имеет решений.

Любая любовь, любая
Театр «Свободное пространство» в «Клятвенных девах» («Лучший актерский ансамбль») возвел любовь до наивысшей степени жертвенности. Режиссер Владимир Ветрогонов своих героинь при первом сближении со зрителем рисует скорее как плодородную пашню, в которой от многовековой засухи томятся так и не проросшие зерна чувств. Для всех изголодавшихся по счастью этот неурожай оборачивается ненавистью, словно червь, подтачивающей изнутри.

В семье бурнеши дяди Кеки (заслуженная артистка России Нонна Исаева) уже давно одни тени: сестра Теута (заслуженная артистка России Маргарита Рыжикова), спасающаяся от мира таблетками и алкоголем, племянница Лири (Виктория Саленкова), прикованная к инвалидному креслу, Эдона (Олеся Балабанова), после потери мужа и трагической болезни сына взявшая на себя обет полусумасшествия и немоты. Осветить непроглядную тьму колодца этих жизней должна невестка Розафа (Эльвира Кузнецова).

Судьба не поцеловала дядю Кеки в макушку. Она шершавым языком слизала красоту, чувства, надежду. Заковав себя в мужскую суровость, этот персонаж слишком туго затянул железные обручи. Никто вокруг не может свободно дышать. Однако у колосса вместо глиняных ног – больное сердце. Лири каждый новый день приходится встречать, пряча за грубостью – ранимость, за невинными шутками – скуку, за монотонной работой – свой внутренний мир, за независимостью – тягу к трепетной дружбе. Спектакль, как безжалостный доктор, ломающий неправильно сросшиеся кости, завершает сцена своеобразного завещания дяди Кеки. Это не последние слова на смертном ложе. Это жестокая схватка со своими чувствами и чужими мечтами. Это завет любить.

Душа поэта
Постановка Орловского муниципального драматического театра «Русский стиль» имени М.М. Бахтина «И плывет корабль…» ушла от атмосферы драматизма, удивительным образом возведя красоту бунинского образа в степень. Режиссер – заслуженный артист России Валерий Симоненко – переносит публику не на десятилетия назад, а в новое измерение. Его герои – творцы событий – выходят на сцену-палубу воспоминаний, располагаются, как удобно, думают, вдыхают соленый от слез и расставаний воздух прошлого. Рождается ощущение абсолютной внешней гармонии, но внутреннего успокоения персонажам вряд ли удастся достичь. Действо наполнено не только кристальной печалью и воспоминаниями, но и бесшабашной энергией, лукавым озорством, счастливым предвкушением. (Евгений Безрукавый удостоен специального приза жюри «За талантливое актерское прочтение прозы И. Бунина.)
 
Окончание – в следующем номере.
 Ольга Сударикова, фото Олеси Суровых и Николая Рожкова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям