Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

О сохранении культурного наследия Орловщины

13.04.2017

Эта проблема уже давно не сходит с повестки дня в нашем регионе. А недавние события – разваливающаяся после зимы «реконструированная» Ленинская, возобновление разговоров о застройке исторического центра Орла – заострили ее с новой силой. В этой связи мы решили вновь поговорить с известным орловским архитектором-реставратором Михаилом Скоробогатовым – о том, что происходит с культурным наследием нашего края сегодня, как не допустить гибели существующих архитектурных памятников, насколько целесообразно вторгаться в историческую зону города со строительством новоделов, наконец, чего не хватает облику Орла сегодня, чтобы он – этот облик – выглядел завершенным…

Исчезающие усадьбы

– Михаил Борисович, в своих статьях и интервью вы неоднократно говорили о плачевном состоянии памятников истории и культуры в регионе в настоящий момент. Могли бы вы обозначить главные болевые точки в этом смысле, ситуации, требующие скорейшего вмешательства?

– К сожалению, многие историко-культурные памятники и по области, и в городе измордованы до неузнаваемости. Не будем говорить о том, что многое уже не исправить. Надо постараться не допустить гибели или уничтожения «реставрацией» (в принципе, это одно и то же) уникальных сооружений, еще имеющихся на Орловщине. В области я бы назвал в первую очередь следующие объекты. Церковь Михаила Архангела в селе Ново-Михайловка Корсаковского района (автор – великий архитектор Доменико Жилярди) находится в аварийном состоянии много лет. Причем проект реставрации имеется, требуется лишь корректировка.

Значительнейший памятник – комплекс усадьбы князей Голицыных в селе Голунь Новосильского района (автор – великий архитектор Воронихин) – уже давно пребывает в крайне плачевном аварийном состоянии. Не менее значимы и дворянские усадьбы во Мценском, Болховском, Дмитровском и других районах области – список имеется в ВООПИиК. Почти все они бесхозные, в полуразрушенном состоянии. Также в полуразрушенном состоянии находятся и уникальные церкви в Болхове, в селе Ретяжи, в Хотынецком, Орловском и других районах. Как правило, они стоят бесхозные или – что еще хуже – уже измордованы приходскими советами да «умельцами от реставрации».

Наконец, стоит обратить пристальное внимание на захоронения Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. За почти уже 73 года со дня Победы памятники пришли в полную негодность.

Орловская монументомания

– А какие основные проблемы, связанные с сохранностью памятников, вы видите в Орле?

– Что касается нашего города, в первых проблемных рядах хотелось бы отметить те же воинские захоронения – не один раз говорилось, что наши герои-воины порою лежат под чужеродными памятниками, перетащенными с католических и даже с масонских захоронений. В их числе, к сожалению, и генерал-майор Л. Гуртьев. Удручает покраска всех зданий, особенно имеющих статус памятников. Что касается последних, говорю со всей ответственностью: нет ни одного, покрашенного верно, в стиле своей архитектуры. Полностью забыто такое понятие, как проект покраски.

Я уже не раз говорил, как важен вопрос о въездах в Орел, и повторю вновь. Не понятно, почему этот вопрос не поднимается при обсуждении градостроительных тем. Все проекты, меняющие облик города, необходимо обсуждать с его общественными организациями и жителями, тогда не появлялись бы в визуально важных точках фигуры, подобные той, что «украшала» Привокзальную площадь. Там мог бы стоять достойный символ города.

– А как вы вообще относитесь к своего рода «монументомании», захлестнувшей наш город некоторое время назад?

– Я убежден, что самое главное в этом смысле – не устанавливать монументы, вызывающие отторжение у многих жителей города, такие как не выставленные на всеобщее обсуждение памятники И. Баграмяну и Ивану Грозному (или, как его стыдливо называют некоторые историки, «памятник основанию города»).

У нас есть достаточно прекрасных образцов монументального искусства, историю которых хорошо бы знать и ей гордиться. К примеру, памятник Н.С. Лескову, сооруженный в 1981 году к 150-летию со дня рождения писателя. Его авторы – скульпторы Ю.Г. и Ю.Ю. Ореховы, архитекторы А.В. Степанов и В.А. Петербуржцев. В 1982 году этот памятник, представляющий собой знакомый всем орловцам ансамбль, был удостоен Государственной премии. Композиции его решены камерно, сложны по силуэту, исполнены с документальной точностью. По общему признанию искусствоведов, это один из лучших памятников русским писателям XIX века в России. Его художественная ценность бесспорна.

Или памятник авиаконструктору Н.Н. Поликарпову, установленный в 1958 году в сквере возле кинотеатра «Родина» с ориентацией на улицу Московскую (авторы – скульптор Г.И. Кепинов, архитектор Г.А. Захаров). Он также решен камерно, воспринимается с близкого расстояния. Авиаконструктор изображен в момент творчества – он сидит на скамье, держа в одной руке модель самолета, другой придерживает разложенный на коленях чертеж. Самолет И-16 тип-28, сконструированный под руководством Поликарпова в 1933 году и принятый на вооружение ВВС в 1935-м, в начале войны был самым массовым в Советской Армии. Испытывал его В. Чкалов, применялся он на Халхин-Голе, в войне с Финляндией. 22 июня 1941 года над Брестом в 3 часа 30 минут им был сбит первый немецкий самолет.

В 1970 году на пересечении улиц Брестской и 7-го Ноября установлен памятник героям войны «Каховка» скульптора А.Н. Бурганова и архитектора А.А. Заварзина. Динамичная композиция высотой 14 метров доминирует в окружающем пространстве и ясно читается на фоне неба. Этот монумент – произведение искусства социалистического романтизма, зародившегося в конце 20-х годов прошлого века. Ценность художественного произведения определяется временем, и уже сейчас этот памятник стал яркой достопримечательностью Орла.

Это лишь несколько примеров того богатства, которое уже есть у нас. Возвращаясь к идее установки новых памятников, хочется сказать еще вот что. Барьером, заслоном от поспешных, непродуманных решений по установке городских стационарных сооружений (монументов и малых форм), отражающих социально значимые темы и несущих в себе идейно-смысловую нагрузку, должно служить широкое предварительное ознакомление с ними, обсуждение в СМИ и творческих коллективах. В Орле этот защитный механизм, к сожалению, не работает.

Бедная Лиза

– В следующем году весь мир будет отмечать 200-летие Ивана Сергеевича Тургенева. В Орле же, на его родине, в одном из красивейших мест города уже много лет стоит полуразрушенный особняк – домик Лизы Калитиной – который, кажется, так никогда и не дождется реставрации… Есть какой-то выход, на ваш взгляд?

– Надо, наконец, понять, что знаменитые писатели-орловцы заслуживают того, чтобы к местам, помнящим о них, относились бережно. Необходимо прекратить говорильню не одного десятилетия о Дворянском гнезде и определиться, что можно сделать для сохранения этого уникального кусочка города Тургенева (вернее, остатков кусочка). Реставрация дома невозможна – это очевидно. Кто не согласен – надо добиваться проведения профессиональной полной экспертизы, а не смотреть на разрушающееся здание десятки лет. Невозможно соединить гниющие останки с новыми стройматериалами. Скорее всего, возможен полный новодел с какой-либо консервацией хоть малых частей старого – макет в натуральную величину.

Надо решить вопрос, что там разместить, чтобы вдохнуть жизнь в Дворянское гнездо. Стыд и позор, что с 1980-х годов город, славный на весь мир именем Тургенева, не нашел возможности привести в порядок такой мизерный кусочек. Это смотрится как заведомая провокация: пусть запустение разрушит домик до основания – нет здания, нет проблемы. И строй себе здесь, что вздумается! Но дело не только в доме, Дворянское гнездо – это уголок Орла со сквером, с бережком, с видом на горизонт. И это дивное место непременно нужно сберечь.

Не уродуйте город

– Михаил Борисович, наверняка мимо вас не прошла новость о том, что в Орле чиновники вновь заговорили о строительстве торговой галереи у Александровского моста и элитной многоэтажки на Пролетарской горе рядом с гостиницей «Салют». В завершение беседы хотелось бы услышать ваше мнение об этих проектах. Нужны ли они городу?

– Строительство галереи противоречит здравому смыслу, так как подобные новоделы не соответствуют историческому архитектурному стилю города, появление галереи лишь изуродует облик старого центра Орла и категорически не может сочетаться с прекрасным памятником Н.С. Лескову.

Строительство дома на Пролетарской горе – следующая безумная идея. Здание закроет памятник Бунину, закроет перспективный вид, соединяющий районы города, что уже частично было сделано при сооружении пристройки к зданию мэрии. Где там место для стоянок автомобилей?! Центр и так перегружен ими. Новые сооружения – «свечки» на свободных пятачках – лишают город воздуха, пространства… Логика в их размещении отсутствует полностью.

Судить о воплощении в жизнь каких-либо проектных измышлений нашего теперь уже бывшего главного архитектора нужно по искореженной улице Ленина – подобного уродства, вероятно, не было в истории мировой архитектуры.

Беседовала Ольга Захарова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям