Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

О празднике праздников

01.05.2014

Правнук малоизвестного православного подвижника, проживавшего в Кромской слободе города Орла на рубеже XIX–XX веков, однажды показал нам на первый взгляд ничем не примечательные страницы довольно старой газеты или журнала. Но каково было наше удивление, когда, ознакомившись с текстом, мы осознали, что это сохранившийся фрагмент периодического печатного издания за апрель 1914 года, вышедшего в нашем городе целое столетие назад.

 

Оставив мирскую жизнь…

Из того, что рассказал родственник старца, выяснилось следующее. Оставив мирскую жизнь, прадед нашего собеседника поселился в монастыре. После смерти монаха все его немногочисленные вещи были переданы родным. Именно таким образом столетняя статья о смысле праздника Пасхи сохранилась до наших дней. Сейчас она продолжает бережно храниться в семье потомков того самого монаха. Слово в слово мы передаем эту статью в надежде, что скромная проповедь священника, достигнув печатных станков XXI века, мирно падет в глубокую народную душу.

Слово в слово

«Чем святее и важнее для нас праздник воскресения Христова, тем, конечно, и празднование наше, и радость праздничная должны быть достойнее его. Не праздность только в продолжение недели и не скоропреходящие восторги должны составлять наше празднование и нашу радость о воскресении Господа. Нет! В таком случае слишком скоро пройдет сей праздник. Между тем он должен постоянно продолжаться в душах христианских, и радость о воскресении Христовом должна непрестанно исполнять наши сердца. Узрев воскресшего Господа, мы должны возрадоваться такою радостию, которой бы никто и ничто не отняло у нас во всю жизнь, как Сам Он обетовал ученикам Своим: паки узрю вас, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возьмет от вас (Иоанн. 16, 22).

А для того чтобы праздник воскресения Христова был у нас всегда в душе, и радость о воскресшем Господе нашем никогда не оскудевала в сердце, для сего, говорит святой апостол Павел, надобно разумети силу воскресения Его.

Сила воскресения

Что же значит «разуметь силу воскресения Его»?

Господь Иисус Христос есть для нас все: Он есть бесконечная полнота любви, измеряемая, или лучше сказать, не измеряемая в ширину и долготу, глубину и высоту, по словам апостола (Еф. 31, 12. 19). Любовь эта низвела Его с неба на землю, облекла в плоть человеческую, подвергла самому крайнему унижению и всем лишениям, и скорбям человеческим, предала на бесчисленные и жесточайшие мучения и страдания, вознесла на крест, пролила на нем кровь Его и заклала Его, и в сей крестной смерти Его даровано нам бесценное врачество спасения. Любовь эта и теперь готова делать и делает для нас все, что только потребно к нашему спасению. Вот что для нас есть Господь наш Иисус Христос! Сие то, а не иное что нужно нам разуметь о нем, и об этом уразумении именно и говорит апостол.

С разумением Иисуса Христа апостол соединяет разумение силы воскресения Его. Разуметь силу воскресения Христова не значит иметь только сведение об обстоятельствах воскресения или холодное убеждение в действительности сего события, но иметь ясное и полное, живое и опытное, плодотворное и деятельное познание сущности, цели и спасительных действий воскресения Христова.

Господь Иисус Христос воскрес: следовательно, Он жив. И как жив? Так, что, по словам апостола, Он уже не умирает; смерть Им уже не обладает (Рим. 6, 9). Где же Он? Вознесся на небо пречистою плотию Своею, и видимо нет Его с нами. Но невидимо Он всегда с нами. Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20), говорит Он. Итак, разуметь силу воскресения Иисуса Христа значит несомненно веровать, что Он подлинно жив для нас и всегда находится с нами, и так быть в этом убежденным, что как бы созерцать Его и осязать, хотя Он и невидим для нас. Значит живо ощущать, что Он во всех обстоятельствах жизни нашей может и хочет помогать нам и оказывать нам свое благодатное содействие во всякой нужде нашей духовной и телесной, что Он и теперь может и хочет так же действовать, как действовал во время земной жизни Своей и даже с большею силою, так как теперь дадеся Ему всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28, 18); значит опытом дознать, что Он слышит наши молитвы, видит нас среди всех наших занятий и действий, проникает даже в наши внутренние помыслы и движения сердца. Вот признак разумения силы воскресения Христова.

Но не этим только ограничивается Его сила. Апостол говорит: яко Христос востал от мертвых, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем (Рим. 6, 4); аще воскреснусте со Христом, вышних ищите, иде же есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3, 1). Следовательно, тот собственно разумеет, кто живет так, как прилично живому и оживляемому этою силою, кто действительно ходит в обновлении жизни, вышних ищет и горняя* мудрствует, а не земная. Кто же только по временам чувствует и являет в себе новую жизнь, например, замечает в себе иногда некоторые добрые расположения и порывы к горнему, приверженность к слову Божию, богомыслию, богослужению, возбуждение к молитве, благие чувствования пред принятием или после принятия Святых Тайн**, но все это еще не постоянно, не твердо, не глубоко в душе; тот хотя и разумеет силу воскресения Христова, но еще мало. А нужно простираться в спасительном разумении больше и дальше.

К большему разумению Христа

Как же успеть в этом?

Когда ученики Иисуса Христа, шедшие в Эммаус, беседовали о его смерти и глубоко скорбели о Его с ними разлучении; в то время Он приблизился к ним, шел вместе с ними, беседовал, вошел под кров их и, не открывая Себя телесным очам их, давал разуметь свое присутствие внутренним прикосновением к их сердцам, от которого они горели, а потом и очи их отверзлись, и они узнали Его. Вот образ того, как достигается постепенно разумение воскресшего Христа Спасителя. Он Сам душевные очи наши к такому разумению, и именно тогда, когда мы из глубины души скорбим и сетуем о Его с нами разлучении и нашем неведении силы Его, и стремимся всей душой познать и видеть Его. Тогда точно Он приближается к нам, отверзает нам наш ум. Ибо может ли Он лишить Своего присутствия и не разуметь Себя тому, кто искренно воздыхает о Нем, когда апостолу Фоме, сомневающемуся в Его воскресении, показал руки и ноги и ребра Свои?

Христианин, с радостью встретивший и проводивший праздник воскресения Христова! Непрестанно всеми силами желай и стремись к большему и большему разумению Христа Иисуса и силы воскресения Его, и по мере того, как будет возрастать это разумение, ты будешь обретать Господа Иисуса и сам обретаться в Нем, как говорит апостол: да Христа приобрящу и обрящуся в Нем. Таким образом, светлый праздник воскресения Христова не мимолетно, но навсегда водворит в душе твоей радость, ибо ты нашел в жизни и воскресении со Христом истинное благо, обрел смысл и значение твоего бытия, обрел смысл жизни. Именно вечное бытие с воскресшим Христом, бессмертие наше личное в Нем и с Ним дает высокую ценность нашей жизни».

* Небесного.

** Например, крещение, причастие и другие таинства.

Александр Шхалахов

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям