Орелстрой
Свежий номер №28(1232) 17 августа 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Записки путешественника

О, древний град, Казань-краса (Окончание)

02.08.2017
В одном из предыдущих номеров мы рассказали о гордой красавице Сююмбике – героине народных преданий, об истории Казани и ее связях с Орловским краем, об экскурсиях по Казанскому кремлю и Казанскому Арбату. Мы также поведали о посещении замечательной мечети Кул-Шариф и Богоявленского собора. Сегодня наш рассказ о превосходном Петропавловском соборе Казани, музее художника Константина Васильева и доме-музее писателя Василия Аксенова, Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, а также о Национальном музее республики.
 
«Я виноград…»
Петропавловский собор Казани – образец стиля Петровской эпохи. Основной декорационный мотив церкви – обвивающая стволы колонн виноградная лоза со свисающими гроздьями ягод в сочетании с травами, цветами, листьями, ветками с персиками, яблоками, грушами, сливами. Рельефный лепной орнамент растительного характера покрывает грани сооружения, заполняя плоскости по обе стороны окон. Вспоминается цитата из Библии: «Иисус говорил: «Я есмь истинная виноградная лоза… Я виноград, а вы кормитесь от плодов моих». Было бы прекрасно, если бы и мы оставили людям только добрые плоды свои.
Посетили Петропавловский собор все российские императоры, начиная с Екатерины II, кроме Николая II, и почти все известные люди, независимо от вероисповедания, – гости Казани. Описания храма приведены в сочинениях немецкого ученого-энциклопедиста Александра Гумбольдта и французского писателя Александра Дюма. В хоре собора пел Федор Шаляпин. История храма связана с именем Петра I. В Казани он отпраздновал свое 50-летие.
«Русь былинная» Константина Васильева
26 июня 2013 года в Казани открылся новый музей Константина Алексеевича Васильева (1942–1976). Творческое наследие этого самобытного художника – произведения живописи и графики: портреты, пейзажи, картины былинного, мифологического и батального жанров. Поражает в работах гармония человека с природой, глубина цикла «Русь былинная» и картин о Великой Отечественной войне. Я был рад посмотреть картины с изображением былинных героев, имена которых связывают с Орловщиной, – Ильи Муромца и Александра Пересвета. Блистательный художник. Его картины завораживают, они дарят ощущение праздника.
Миг восторга Василия Аксенова
Выдающийся писатель Василий Павлович Аксенов родился в Казани в 1932 году. Произведения именитого художника слова переведены на 55 языков мира! Об Аксенове говорили: «Одинокий бегун на длинные дистанции». Я считаю, что большой талант – всегда одиночка.
Дом-музей Аксенова был открыт в ноябре 2009 года, через четыре месяца после смерти писателя. Я посетил с интересом этот дом, где жил прозаик, где истоки его творчества и мировоззрения. Это старинный особняк постройки начала XIX века. Здесь Василий Павлович прожил в детстве десять лет. Родственники писателя передали музею фотографии и личные письма, принадлежавшие семье. Василий Аксенов запомнил на всю жизнь 9 мая 1945 года в Казани: День Победы и великую радость людей на улице.
«Я много бы дал за то, чтобы вернуть тот миг, тот мой восторг, когда над площадью чистым серебром запели фанфары и мы увидели слона, – пишет прозаик. – Огромный серый лоб и спина слона плыли над толпой… А за слоном горделиво шествовал ученый верблюд. Это был цирк Дурова, гастролировавший тогда в Казани. В полном составе он вышел на улицы, чтобы поздравить горожан».
Поучительны афоризмы Василия Аксенова: «Тот, кто признает критику в свой адрес, находится на полпути к успеху», «Дающий всегда что-то получает взамен, хотя частенько этого не замечает», «Дружба – это умение молчать вдвоем».
Подарок от братьев Лихачевых
Немалое удовольствие доставила мне экскурсия по Государственному музею изобразительных искусств Республики Татарстан – одному из крупных и известных художественных музеев Российской Федерации. В его собрание входят живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство классических западно-европейских школ XVI–XIX веков, русского искусства XVI–XX веков, советского и татарского изобразительного и декоративно-прикладного искусства; уникальная коллекция икон из соборов чудесного острова Свияжска. Основу музейной коллекции составило обширное собрание казанского археолога, историка, коллекционера Андрея Федоровича Лихачева (1832–1890), переданное городу для будущего музея его братом – вице-адмиралом Иваном Федоровичем Лихачевым (1826–1907) в 1891 году.
Я познакомился с экспозицией русского искусства начала XX века, замечательной выставкой картин Константина Коровина. Порадовали меня его декорации к постановкам музыкальных произведений представителей Орловского края Михаила Глинки (спектакль) и Николая Римского-Корсакова (оперы «Садко», «Снегурочка»). Хорош «Натюрморт с часами» представителя Орловщины Александра Осмеркина – участника художественной группы «Бубновый валет».
Ефремово Евангелие
Об экспонатах Национального музея Республики Татарстан можно рассказывать бесконечно. Меня здесь наиболее впечатлило Ефремово Евангелие. История книги удивительная. На Земском соборе 21 февраля 1613 года под председательством митрополита Казанского и Свияжского, видного деятеля православной церкви Ефрема был избран новый царь – Михаил Федорович Романов. Ефрем поучал нового царя охранять православную церковь, Русское государство, почитать чин духовный и любить свой народ. Очевидно, из Москвы он привез Евангелие 1606 года. Сначала это ценное Евангелие находилось в Благовещенском соборе Пресвятой Богородицы в Казани. Оно очень красиво оформлено: замечательно изображены четыре евангелиста, гравированы сюжеты, заставки, буквицы, орнаменты прописаны от руки клеевой краской, золотом и серебром.
Гостеприимство
Ледовый дворец спорта «Татнефть-арена» – спортивно-концертный комплекс в Казани – один из самых больших и хорошо оснащенных в России и Европе ледовых дворцов спорта. Мы посмотрели матч команд континентальной хоккейной лиги «Ак-Барс» (Казань) – «Трактор» (Челябинск). Казанцы выиграли со счетом 5:3. Энтузиазм любителей хоккея зашкаливал. После матча сотрудница ледового дворца попросила некоторых болельщиков, в том числе и меня, поделиться своими впечатлениями о казанской хоккейной дружине. Я сочинил такое стихотворение:
Клуб любимый наш
                                  «Ак Барс» –
в переводе «Белый Барс».
Хоккеисты вы умелые
И, подобно барсам,
                                        смелые.
Цвет же белый –
                            цвет мечты,
чистоты и красоты,
вашей дружбы, доброты.
А у нас одна мечта –
побеждайте вы всегда!
Перед отъездом на родину мы совершили незабываемую прогулку по ночной Казани. Мы побывали на набережной. Перед нами – дивные берега реки Казанки. Я был покорен красотой зданий Дворца земледельцев, правительства Республики Татарстан, Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Колесо обозрения, суперсовременные здания, искусственные светодиодные елочки, иллюминация – все радовало глаз. На улице холодно, но чувствам нашим тепло. Я подумал, что казанцы – архитекторы, скульпторы, дизайнеры, строители – наверняка могли бы воскликнуть о себе строкой Владимира Маяковского: «… наших душ золотые россыпи!»
Да, экият – в переводе с татарского «сказка». Мое впечатление от посещения Казани было такое, как будто я побывал в сказке. Я благодарен жителям этого города за гостеприимство.
 
Кстати
Популярное блюдо из татарской кухни чак-чак. Вот его рецепт.
Состав: 500 г пшеничной муки, 5 яиц, 0,25 стакана молока, 1 ст. ложка сахара, 1 стакан топленого масла для обжаривания, соль. Для сиропа: 450–500 г меда, 100 г сахара.
Приготовление: яйца, молоко, сахар, соль смешать, всыпать муку и замесить тесто. Разделить на куски по 100 г, раскатать колбасками толщиной в 1 см и нарезать шариками величиной с фасоль. Обжарить их в большом количестве масла. Готовые шарики должны иметь желтоватый цвет. В мед всыпать сахар и варить до тех пор, пока взятая спичкой капля, стекая, не станет ломкой. Обжаренные шарики положить в широкую посуду, облить подготовленным медом и хорошо перемешать. После этого переложить чак-чак на блюдо и смоченными в холодной воде руками придать ему желаемую форму (пирамиды, конуса).
Александр Бельский

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям