Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Записки путешественника

О, древний град Казань-краса!

20.07.2017
Сколько восторженных отзывов я слышал от друзей и знакомых о столице Татарстана – Казани. Я знал, что Казань основана еще в 1005 году. В современном мире это один из самых быстро развивающихся городов в Европе, один из главных культурных, экономических и спортивных центров России. Моя дочь Аннушка третий год живет в Казани и не раз приглашала меня в гости. И вот я посетил этот уникальный город.
 
Архитектурный символ
2 октября 1552 года войска Ивана IV успешно провели осаду и штурм Казани, что привело к уничтожению Казанского ханства. После данных событий Среднее Поволжье было присоединено к Российскому государству.
С именем этого царя связана известная легенда. У ногайского мурзы Юсуфа была прекрасная дочь Сююмбике. Она стала женой казанского царя Джан-Али. О казанской царице прослышал Иван Грозный и снарядил сватов, но те вернулись ни с чем. Разгневанный царь собрал войско и двинул его на Казань. Царь сказал, что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрет Казань с лица земли.
Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться выйти замуж, но попросила необычный свадебный подарок – за неделю царь должен построить самую высокую башню в городе. Днем и ночью трудились строители, и к исходу срока башня была готова. Сююмбике попросила разрешения взойти наверх, якобы проститься со своим народом и городом. Она простилась и, помолившись, бросилась вниз на острые камни. Так она погибла, не желая попасть в руки царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем. Дозорная башня Сююмбике – это архитектурный символ Казани.
Свидание двух миров
Александр Герцен, имея в виду христианство и мусульманство, отметил, что Казань – «это место встречи и свидания двух миров». Конечно, речь идет о толерантности. Но мне очень хотелось поговорить о встрече и свидании других двух миров: орловского и казанского.
24 мая 1860 года Императорская академия художеств присудила серебряную медаль орловскому помещику, художнику Вячеславу Шварцу за рисунок «Иоанн Грозный под Казанью». Жители Казани гордятся тем, что в их городе жил Александр Пушкин. Это знаменательное событие произошло в сентябре 1833 года. Гениальный поэт собирал здесь материал для научной монографии «История Пугачевского бунта». 12 июня 1774 года 20-тысячному войску Емельяна Пугачева удалось занять Казань, но овладеть кремлем пугачевцы не сумели. Во взятии Казани принимал участие Иван Степанович Трофимов – купеческий сын, выходец из города Мценска, ныне Орловской области – автор указов и манифестов Емельяна Пугачева. В пугачевской ставке Трофимов значился полковником Алексеем Ивановичем Дубровским.
Антоний (Амфитеатров) – архиепископ Казанский и Свияжский – был выдающимся архипастырем и духовным писателем. Он родился в Оренбургской губернии, а брат отца – митрополит Филарет – уроженец села Высокое Кромского уезда Орловской губернии, ныне Кромского района Орловской области. Наш земляк Николай Лесков писал об Антонии в «Мелочах архиерейской жизни». Антоний много заботился о казанских учебных заведениях, основал в епархии несколько миссионерских мужских и женских монастырей. Он привлекал способных людей для развития и улучшения преподавания в казанской центральной школе для крещеных в православие татар. Любопытно, что Николай Лесков переписывался с профессором Казанской духовной академии Петром Васильевичем Знаменским в течение пяти лет. В начале 70-х годов XIX века писатель активно разрабатывает в своем творчестве духовную тематику. Николай Семенович просил Знаменского помочь ему в поиске духовной литературы. Такую помощь профессор оказал.
В Казанском университете учился будущий величайший писатель Лев Толстой. Известно, что Толстой в течение 17 лет приезжал на Орловщину, жил тут, поэтому мы и называем его представителем нашего края, но и казанцы имеют полное право назвать Льва Николаевича своим. Толстой жил в Казани с 1841-го по 1847 год. Прадед писателя служил в Казани воеводой, дед, Илья Андреевич Толстой, был казанским губернатором. Лев Толстой поступил на факультет восточной словесности, но потом перешел на юридический факультет. Не окончив второго курса, Лев Николаевич получил в наследство Ясную Поляну и решил уехать из Казани. Ректор университета Иван Михайлович Симонов подписал прошение об отчислении его из числа студентов и обратился к Толстому с такой фразой: «Было бы очень печально, если бы ваши выдающиеся способности не нашли себе применение».
В 1910–1913 годах в Казани были построены Рождественско-Богородицкая церковь и часовня. Мы, орловцы, с воодушевлением говорим, что на средства представительницы нашего края – великой княгини Елизаветы Федоровны, причисленной к лику святых, – созданы эта церковь и часовня. Елизавета Федоровна присутствовала и при закладке, и при освящении храма...
В первый день дочь Аня провела для меня увлекательную экскурсию по Казанскому кремлю и улице Баумана – казанскому Арбату, рассказала об истории, архитектуре и традициях столицы Татарстана, отметила чуткость и порядочность казанцев.
Живая легенда
Я был ошеломлен величественностью Казанского кремля, как будто ожила легенда. Казанский кремль – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года. Губернаторский дворец в кремле является резиденцией президента Татарстана.
В Казанском кремле отчетливо выразилось историческое взаимодействие различных градостроительных и архитектурных культур: волжско-булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской и современной. Изумление вызвала у меня заново отстроенная на территории кремля мечеть Кул-Шариф. Она напоминает о самой красивой мечети Казанского ханства, разрушенной еще в XVI веке. Имамом мечети был ханский сеид Кул-Шариф. Во время штурма Казани войсками Ивана IV сеид возглавил оборону города и вместе со своими учениками погиб, защищая родную землю. В 2005 году, к тысячелетию, которое праздновал город, в кремле было завершено строительство мечети Кул-Шариф в память о древней восьмиминаретной мечети, существовавшей в кремле до 1552 года. Я поставил бы такой эпиграф к новой мечети Кул-Шариф: «Гармония и изящество!» Я почувствовал два сияния: одно – с внешней стороны, другое – внутри здания. Эмоции фантастические!
Я восхищался казанским театром «Экият». Название в переводе с татарского языка означает «сказка». Это ведущий кукольный театр в Татарстане. Здание красивое, как дворец. Представления здесь идут как на татарском, так и на русском языке. Театр был основан в 1934 году.
Кот казанский «славен жил»
Улица Баумана, или Баумановка, – пешеходная улица длиной 1,3 километра, оживленная, задорная – напомнила мне ярмарку. На улице музыканты и художники демонстрируют свое мастерство. Везде можно купить оригинальные сувениры. Улица расположена между станциями метро «Кремлевская» и «Площадь Тукая». Меня позабавила скульптура «Кот казанский». Надпись запоминающаяся: «Ум астраханский, разум сибирский, славен жил, сладко спал…».
Предыстория такова: в 1745 году Елизавета Петровна издала «Указ о высылке ко двору котов». По преданию императрицей были выписаны коты из Казани для ловли мышей в Зимнем дворце. Я подумал: а почему бы в нашем родном Орле не поставить скульптуру, например, собачонке Кусаке – персонажу одноименного рассказа знаменитого писателя-орловца Леонида Андреева? Рассказ этот – гимн доброте!
Следующие три дня меня ждали удивительные открытия: мы посетили православные храмы и музеи Казани.
«… очарованный сном наяву…»
Богоявленский собор – православный храм в Казани на улице Баумана, храм и его колокольня – это достопримечательности города, памятники культовой архитектуры. В Богоявленской церкви, согласно записи в метрической книге от 2 февраля 1873 года, крестили Федора Ивановича Шаляпина, родившегося 1 февраля в Казани.
Ф.И. Шаляпин пел в церковном хоре Богоявленской церкви, что имело большое значение для его творческого становления. Важным для будущего гениального певца было и посещение театра в Казани.
Федор Иванович так вспоминает этот театр: «Я до глубины души был потрясен зрелищем и, не мигая, ни о чем не думая, смотрел на эти чудеса. Занавес опускался, а я все стоял, очарованный сном наяву, сном, которого я никогда не видал, но всегда ждал его, жду и по сей день… Театр свел меня с ума, сделал почти невменяемым». Рядом с собором в 1998 году был установлен памятник Шаляпину. Восхищенные современники называли голос Федора Ивановича царь-басом.
Продолжение следует.
Александр Бельский

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям