Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Не тормози

Новые правила: ничего нового?

16.04.2014

Неделю назад в России начали выдавать водительские удостоверения нового образца. Одновременно вступили в силу изменения в ряд нормативных актов МВД РФ, касающиеся Правил дорожного движения и обучения в автошколах. Казалось бы, важные и весьма долгожданные, новые правила… на самом деле ничего не меняют. Из-за дыр в законах и несогласованности в действиях чиновников различных ведомств они не внесли ничего нового в реальную водительскую действительность.

Много-много подкатегорий

Возьмем для начала новые права. Видоизменятся они лишь наполовину. Так, на задней стороне водительского удостоверения «первоапрельского» образца (выдача видоизмененного «пластика» началась именно с 1 апреля 2014 года) в таблице категорий появятся новые строчки, общим счетом 16. Официально они были введены еще 5 ноября 2013 года, когда вступили в силу новые поправки к Закону «О безопасности дорожного движения», однако соответствующий приказ об изменении дизайна удостоверения глава МВД Владимир Колокольцев подписал только 19 марта. Спустя неделю после официальной публикации он вступил в силу.

В новых графах теперь фигурируют категория «М», обозначающая право управлять мопедами и скутерами, а также ряд подкатегорий. «А1» дает право на управление легкими мотоциклами с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров, «В1» – право управлять квадроциклами и трициклами, «С1» позволяет водителю сесть за руль грузовиков, максимальная масса которых не превышает 7,5 тонны, «D1» дает возможность управлять автобусами, в которых не более 16 посадочных мест. «С1Е» – управление грузовиком категории «С1» с прицепом, максимальная масса которого более 750 килограммов, «D1Е» – микроавтобусом с таким же прицепом. Вместо привычных «трамвай» и «троллейбус» появляются обозначения этих категорий Tm и Tb соответственно.

В особую, 12-ю графу будут вноситься ограничения по управлению в зависимости от вида трансмиссии («автомат»). Отметка Automatic Transmission Only будет стоять у тех, кто проходил обучение на автомобиле с автоматической трансмиссией. По идее, водители, у которых открыта данная подкатегория, не имеют права управлять автомобилем с механической коробкой передач. Те же, кто проходил обучение на «механике», будут иметь доступ к управлению «автоматом».

– Те, кто, к примеру, сегодня обучается в автошколе на «механике», при получении прав нового образца смогут «автоматом» получить в специальной графе запись, дающую им право ездить на автомобиле как с механической, так и с автоматической трансмиссией, – пояснила «ОВ» сотрудник пресс-службы ГИБДД УМВД РФ по Орловской области Надежда Колакуцкая.

Правда, как выяснил «ОВ» в том же УГИБДД, пока в нашем регионе новые права не получал никто. Говорят, «из-за технических причин».

Автошколы не запрограммированы

Одной из «технических» причин, тормозящих применение на практике новых норм права, является отсутствие утвержденных программ для автошкол. Стоит напомнить, что в последнее время прийти в ГАИ и сдать экзамен экстерном уже нельзя. Только отучившись в автошколе. Но те программы, по которым эти заведения работают сегодня, новым правилам уже не соответствуют. Хотя должны.

Как можно заключить из материалов центральных СМИ, задержка с введением необходимых подзаконных актов произошла из-за затяжного спора между Минобрнауки и Минтрансом о том, кто именно должен этим заниматься. Новые стандарты для автошкол в итоге взялось разрабатывать Минобрнауки совместно с Минэкономразвития. Ведь в будущем обучение в автошколе планируется приравнять к дополнительному образованию, водители даже будут получать что-то вроде аттестатов.

Поначалу чиновники от образования обещали разработать программы для автошкол к 2014 году, однако и спустя три месяца после этого срока ни одной программы пока не принято. В середине марта стало известно, что ведомство все же разработало необходимые методики, которые радикально меняют систему обучения водителей в автошколе. В частности, упор будет сделан на психологию будущего водителя, а продолжительность самого курса обучения станет заметно дольше.

Впрочем, пока говорят, что начать обучение по новым программам автошколы смогут не раньше осени. Кроме того, по мнению представителей этих учебных заведений, в разработанных программах есть грубые ошибки, одна из них как раз утверждение, что «подготовка водителей – это профессиональное обучение». Вызывает вопрос у автошкол и требование по оборудованию учебной площадки, где, в частности, отмечается, что «в целях имитации реальных условий движения на закрытой площадке или автодроме должен оборудоваться перекресток, пешеходный переход, устанавливаться дорожные знаки и иные технические средства организации дорожного движения, а также наноситься разметка в соответствии с требованиями ГОСТ».

Кстати, по мнению представителей Минэкономразвития, есть вероятность, что требования, которые предъявлены в проекте приказа к автошколам, не все заведения смогут быстро выполнить. Особенно это затронет небольшие автошколы. Возможно, какие-то из них даже закроются. Поскольку проект приказа о программах обучения устанавливает требования к автошколам по автомобилям и учебным площадкам, экспертам нужно время для анализа того, насколько требования реальны и хватит ли времени автошколам на их выполнение.

Медкомиссии без нарколога и психиатра

Еще одним весенним новшеством стали изменения в ФЗ РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения. Суть их в том, что теперь для получения медсправки о годности к управлению транспортными средствами надо обращаться только в медицинское учреждение государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения с соответствующей лицензией. При этом проверку врача-нарколога и врача-психиатра с 1 апреля придется проходить отдельно – только в государственных диспансерах по месту жительства или временного пребывания.

Орловские частные медцентры этому не рады. До апреля в среднем за полторы тысячи рублей они штамповали все необходимые строчки в справке. Теперь, вероятно, им придется снизить цену, ведь заключения нарколога и психиатра тоже стоят денег. Ходят слухи, что владельцы медцентров даже готовы выйти с обращением на государственный уровень с просьбой, чтобы им вернули возможность выдавать «полную» справку.

При этом до сих пор новым требованиям закона подчиняются не все. Так, в этот понедельник «ОВ» обзвонил несколько частных медцентров. И в одном из них за 1450 рублей по-прежнему (!) ставят печати, подтверждающие, что пациент на учете нарколога и психиатра не состоит. В более честном медцентре медосмотр обойдется в 1300 рублей.

А ведь изменения в закон вносились с благой целью: у медиков нет единых баз данных на всех пациентов, поэтому информация о том, состоит ли тот или иной водитель на учете у нарколога, может быть только в диспансере. А пока, к сожалению, на дороги Орловщины так и выезжают водители, которые, с их слов (!) – именно так написано в формах частных врачей – на учетах не состоят, активных жалоб не предъявляют и чудесно видят все буковки в таблице окулиста.

Александр Коршунов, начальник УГИБДД УМВД РФ по Орловской области

Менять действующие водительские удостоверения старого образца не потребуется, так же как и открывать новые подкатегории, если ранее были открыты основные: А, В, С, D. Замена водительского удостоверения на новое будет происходить в плановом режиме, по окончании срока действия прежнего удостоверения. Что касается категории «М», то для водителей с ранее открытыми другими категориями она открывается автоматически. Лицам, желающим сесть за руль скутера или мопеда, но не получавшим ранее водительского удостоверения, придется пройти соответствующее обучение в автошколе и сдать экзамен на категорию «М». При этом возраст водителя скутера или мопеда должен быть не менее 16 лет.

Елена Майорова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям