Орелстрой
Свежий номер №44(1245) 06 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Прославленные имена

Николай Соловцов – основатель театра в Киеве

17.12.2014

 Знаешь ли ты, читатель, кто был самой известной личностью в Киеве в конце XIX – начале XX века? Не догадываешься? Впрочем, до недавнего времени и я не знал. Оказывается, это наш земляк – актер, режиссер, антрепренер, драматург и переводчик Николай Соловцов.

 
Первым поставил пьесу Чехова
На Орловщине родилось много известных артистов, имена которых у нас постоянно на слуху. Назову лишь несколько известных служителей Мельпомены прошлого и настоящего: Пров Садовский, Гликерия Федотова, Анна Орловская, Иван Переверзев, Анастасия Георгиевская, Валерий Баринов. К перечисленным можно добавить и еще несколько фамилий.
Однако Николая Соловцова в данном перечне нет, и вообще эту исключительную в театральных кругах России второй половины XIX века фигуру современные орловцы как-то обошли стороной. А зря.
Простой перечень его достижений и заслуг впечатляет. К 25 годам Соловцов – известный провинциальный артист, особенно прославившийся ролями Скупого в одноименной пьесе Мольера, Несчастливцева в «Лесе» Островского, городничего в гоголевском «Ревизоре», Расплюева – в «Свадьбе Кречинского» и многими другими. По отзывам театралов-современников, «судьба дала ему представительную внешность, сильный голос, мощный темперамент и проницательный ум. Как актер, он был неподражаемо хорош даже в ничтожных ролях бытового репертуара, создавая цельный, вполне законченный тип».
В 27 лет Соловцов – успешный режиссер, первый, кто поставил дебютную пьесу Антона Павловича Чехова (это был «Иванов»), а позже продолжил сотрудничество и дружбу с замечательным русским писателем и драматургом, представив зрителям Москвы, Питера и провинции чеховского «Лешего», его же «Свадьбу», «Чайку», «Дядю Ваню» и «Три сестры». Антон Павлович так высоко ценил режиссерское искусство Соловцова, что свою пьесу-шутку «Медведь» посвятил именно ему.
В 29 лет Николай Николаевич добавляет к первым двум занятиям еще и антрепренерство (сейчас это назвали бы продюсированием), организуя поездки в провинциальные города постоянных театральных трупп с таким составом и репертуаром, что неудач у него практически не бывало.
 
Самый богатый русский частный театр
Популярность спектаклей соловцовских артистов была так велика, что режиссер решился на создание в Киеве (здешние зрители особенно тепло принимали его труппу) первого постоянно действующего театра, который начал свою жизнь 1 сентября 1891 года с блестящей постановки спектакля Гоголя «Ревизор». Произошло это знаменательное для Киева событие на Фундуклеевской улице, в старом здании театра Бергонье. Через два года антреприза Соловцова получила его имя, а в 1898 году для театра «Соловцов» на Николаевской площади было построено специальное здание (то, в котором сейчас находится театр имени Ивана Франко).
Постановочная культура театра представляла значительное художественное явление, по словам исследователя, «едва ли не чрезвычайное в условиях провинции». Постоянный актерский состав, тщательная подготовка спектаклей, серьезная работа режиссера с исполнителями (Соловцов первым в российских театрах отказался от суфлеров), лучший отечественный и зарубежный репертуар, безусловный талант и смелость Соловцова-администратора, не боявшегося огромных материальных затрат, – все это превратило антрепризу в крупнейший театр провинции и в самый богатый русский частный театр.
Одновременно в 1898 году Николай Николаевич успел создать постоянно действующий театр в Одессе (где, кроме драмы, ставились еще и оперные постановки) и выпускал в течение нескольких лет «Киевскую газету».
Если же в общий список его занятий добавить две им самим написанные и поставленные пьесы, а также две переведенные с польского, то остается удивляться, когда он все успевал?
 
Кумир Киева
Для Киева Николай Николаевич Соловцов стал настоящим кумиром. Мало того что он сам был блестящим артистом, так еще и сумел привлечь в свой театр таких звезд XIX века, как И.М. Шувалов, М.М. Глебова, И.П. Киселевский, Н.П. Рощин-Инсаров, М.И. Велизарий, А.А. Пасхалова, В.И. Неми-рович-Данченко, А.Я. Глама-Мещерская, Л.М. Леонидов. От их действа на сцене киевляне в зависимости от жанра пьесы или плакали прямо в зале, или буквально лежали от смеха, или сидели, затаив дыхание.
Вот что писала городская пресса тех лет: «Киев сжился с соловцовской драмой. Соловцов не только создал драматический театр, но и сумел слить его с обществом, придать ему большое общественное значение. Артисты соловцовской труппы всегда были очень популярны в Киеве, а сам уважаемый Н.Н. – положительно, самый популярный человек в городе».
Во многих своих начинаниях Соловцов был первым в Киеве (а порой и в России). К примеру, в его театре ставились не только собственные спектакли со своими артистами, но в Киев, по приглашению Николая Николаевича, приезжали такие российские суперзвезды тех лет, как Комиссаржевская и Савина, Южин и Дальский, Сальвини и Росси. В театре шли не только драматические произведения, но также оперные и балетные спектакли. Киевляне благодаря Соловцову впервые живьем увидели и услышали Федора Шаляпина, Леонида Собинова, Анну Павлову.
Соловцов первым систематически стал давать бесплатные спектакли для учащихся, на его постановках воспитывались целые поколения. Здесь можно было встретить молодых киевлян Сашу Вертинского, Мишу Булгакова, Костю Паустовского – будущих знаменитостей, получивших в популярном театре основы культуры и нравственности. Кстати, инициативу Соловцова оценили власти: по представлению учебного округа Николай Николаевич удостоился правительственных наград.
Даже появление в Киеве кино связано с именем Николая Николаевича, поскольку первые сеансы синематографа Люмьера прошли в театре Соловцова.
 
«Впервые выступил в Орле…»
Осенью 1901 года в Киеве с большим размахом отметили 10-летие соловцовского театра, ставшего важнейшей составляющей городской жизни. А в конце года Николай Николаевич уже ставил очередные спектакли в Одессе, во втором своем театральном детище. Там и настигла его внезапная болезнь. Врачи не смогли помочь 45-летнему Соловцову.
Вот какое сообщение появилось в губернской газете «Орловский вестник» 15 января 1902 года: «В ночь на 12 января сего года в Одессе (в большинстве других источников местом смерти артиста назван Киев. – Прим. А.П.) после непродолжительной, но тяжелой болезни (тиф, осложненный кровоизлияниями и проч.) скончался, как уже известили телеграммы, известный и выдающийся драматический артист и антрепренер киевских и одесских театров Николай Николаевич Федоров – по сцене Соловцов».
Да, уважаемый читатель, Соловцов – это псевдоним, но именно под ним Россия и Киев узнали этого гения театра. Цитирую сообщение из «Орловского вестника» далее: «Н.Н. происходил из орловских дворян, родился в 1856 году (в большинстве современных источников датой рождения Соловцова названо 3 (15) мая 1857 года. – Прим. А.П.). Образование получил в Орловской классической гимназии (встречается информация, что обучение в ней не было закончено. – Прим. А.П.). С юных лет обнаружил большое влечение к сцене и, будучи еще гимназистом, принимал участие в гимназических и домашних спектаклях. Среди заправских актеров впервые выступил в 1875 году, в конце зимнего сезона в Орле, в труппе Сервье. Н.Н. сыграл тогда роль Рутли в старинной оперетке-водевиле «Кетли» и небольшую роль в «Записках демона». Летом в Орле он играл в труппе Черкасова (водевильно-комедийные роли)».
 
Киевляне помнят, а мы?
Ну а о дальнейшей звездной и так безжалостно рано прервавшейся карьере нашего земляка я уже рассказал.
Похоронили Николая Николаевича Соловцова в монументальном склепе на Аскольдовой могиле, в историческом центре Киева. Рядом с ним в 1919 году упокоилась и его жена, замечательная артистка Мария Глебова. К сожалению, в последующие годы кладбище и склеп были уничтожены. Но прах Соловцова и его супруги, верной сподвижницы по театру, перенесли на центральную аллею Байкова кладбища, установив общий надгробный памятник.
В 1962 году одна из улиц Печерского района Киева была названа именем Николая Соловцова, а в 2007 году киевская театральная общественность отметила 150-летие со дня его рождения.
Что касается театра Соловцова, то после его смерти некоторое время им руководила Мария Глебова. В 1919 году театр был национализирован, а его труппа положила начало современному театру имени Леси Украинки.
Как тебе, читатель, размах проделанного нашим земляком? Впечатляет? Да, деятелей такого масштаба на Орловщине можно пересчитать по пальцам.
Жаль только, что имя Николая Соловцова (Федорова) пока не увековечено в его родном городе.
 
Александр Полынкин

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям