Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Резонанс

Орловская область: неумирающая надежда на промышленный скачок

26.09.2016

Орловщина сокращает промышленное производство. По итогам января-июля 2016-го спад в целом составил 3,9 процента к соответствующему периоду прошлого года. В том числе по обрабатывающим производствам индекс снизился на 5,5 процента, в сфере добычи полезных ископаемых – на 36,4 процента. А какой еще статистики ожидать в регионе умирающих заводов: промышленные предприятия «лопаются» одно за другим. На этом фоне необоснованно оптимистичной, если не сказать наивной, кажется вера регионального правительства в спасение таинственными инвесторами обанкротившихся заводов. Достаточно вспомнить плачевную судьбу ЗАО «ОРЛЭКС», вытянуть которое из трясины банкротства так и не нашлось желающих. На приход каких волшебных меценатов рассчитывают чиновники, если Орловщина, увы, давным-давно застряла в списке субъектов с низкой экономической привлекательностью и отдачей?

 

Попытка №…

Действительно, в нашем регионе идет процесс разрушения промпроизводства. Цеха простаивают, спрос на местную продукцию из-за низкой ее конкурентоспособности по-прежнему небольшой. На фоне неблагоприятной макроэкономической обстановки похвастаться прибыльными заказами могут единицы. Как ранее сообщал «ОВ», лидируют здесь ООО «Керама Марацци», АО «ГМС Ливгидромаш», АО «Протон», филиал «Орловский» ОАО «Северсталь-метиз», ООО «Завод имени Медведева-Машиностроение». Однако названные компании – лишь небольшой список образцов, которыми можно похвастаться. Ведь в регионе работает свыше 1100 предприятий, в том числе 150 крупных и средних. И многие из них сегодня жалуются на сложности с получением заказов. В их числе ОАО «Мценский литейный завод», ОАО «Мценский завод «Коммаш».

Вот и завод «Дормаш» сегодня «скорее мертв, чем жив».

Однако региональные чиновники, как будто пытаясь реабилитироваться за проваленную миссию по спасению некогда флагмана орловской промышленности ЗАО «ОРЛЭКС», не теряют надежду на спасение злополучного «Дормаша». 15 сентября зампред правительства Орловской области Игорь Козин на заседании Совета руководителей промышленных предприятий озвучил новый план реинкарнации завода.

– Сейчас мы формируем новое предприятие на территории Орловской области, которое будет развивать отношения и подписывать соответствующие документы с ЗАО «Дормаш». Планируемое название предприятия – «Дормаш плюс». Оно будет зарегистрировано и получит юридический адрес на территории действующего предприятия, – сообщил Игорь Козин.

А на прошедшей в пятницу встрече с коллективом завода глава департамента промышленности Геннадий Парахин заявил, что правительство Орловской области заинтересовано в сохранении коллектива и в том, чтобы все работники завода перешли работать на новое предприятие «Дормаш плюс».

Мол, складывающиеся сейчас тенденции на заводе позволяют надеяться на то, что производство сохранится. На сегодняшний день правительством региона активно ведутся переговоры с инвестором завода, а также на уровне Минпромторга России. Однако, как и с упомянутым «ОРЛЭКСом», никто из потенциальных спасателей не был назван поименно.

Хоть белорусы, хоть китайцы

Впрочем, в развернутом интервью, которое на днях дал глава региона Вадим Потомский телеканалу «Первый областной», был озвучен якобы один претендент:

– В этом заводе заинтересована и белорусская компания «Амкодор», представители которой тоже приезжали на «Дормаш». Еще раз говорю: «Дормашем» занимаемся. Белорусы это будут, китайцы это будут, «Ростех» это будет – не столь важно. Главное – сохранить предприятие. Сегодня им на оборотку надо 300 миллионов рублей, чтобы по полному циклу предприятие закрутилось, и заказы для него есть.

Удастся ли сохранить «Дормаш», трудности у которого начались еще в 2012 году? В конце августа завод признали банкротом, была введена процедура внешнего наблюдения. На сегодняшний день на предприятии трудится 271 человек. Пока на условиях неполной рабочей недели.

Вне зоны доступа

«Дормаш» – не единственный тревожный сигнал грядущей стагнации промышленного производства. В стадии банкротства, как ранее сообщал «ОВ», находится ОАО «Ливенский машиностроительный завод «Каскад», производивший оборудование для ремонтных депо по обслуживанию подвижного состава скоростного железнодорожного транспорта и поездов метрополитенов. В сложном финансово-экономическом положении остается и ОАО «Мценский литейный завод». Сможет ли орловская промышленность подняться с колен в таких условиях и с не самой эффективной программой господдержки?

Одним из вариантов по выводу промышленности из кризиса было создание в регионе Особой экономической зоны «Серп и молот» площадью в две тысячи гектаров. ОЭЗ планировали запустить в мае этого года сроком на 49 лет. Завлекать инвесторов планировали за счет снижения налога на прибыль до двух процентов. Действовать льгота должна была в течение пяти лет.

Увы, запуск региональной ОЭЗ, как и работу ряда других самых неэффективных российских особых экономических зон, федеральная власть приостановила в начале июня из-за низкой экономической отдачи.

Денис Цуканов

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям