Орелстрой
Свежий номер №28(1232) 17 августа 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Интервью

Нести свет и надежду

22.09.2015

12 сентября отметил юбилей художественный руководитель муниципального театра «Русский стиль» им. М.М. Бахтина Валерий Иванович Симоненко. Уже 29 и 30 сентября зрители смогут увидеть премьеру нового сезона – спектакль «Клинч» по пьесе А. Слаповского. А сегодня режиссер ответил на несколько давно интересовавших меня вопросов.

 

О понимании искусства

– Валерий Иванович, вы отдали театру 45 лет. Скажите, изменилось ли за эти годы ваше личное понимание театра?

– Нет, не изменилось. Я могу точно сказать, что всегда для меня самыми важными были несколько вещей. Во-первых, в центре внимания театра, да и не только театра, а искусства вообще, должен быть человек в сложной ситуации. Он совсем не обязательно положителен – он естественен, а значит, интересен. Во-вторых, театр должен нести свет. Сейчас я говорю в первую очередь о русском театре, о том, которым занимаюсь сам. В-третьих, искусство вообще всегда должно нести надежду. Конечно, это взаимосвязано, потому что без света нет и надежды. Ну и, наконец, театр должен быть интересен своему зрителю. Мы стараемся работать именно так.

– Оскар Уайльд как-то сказал: «Всякое искусство совершенно бесполезно». По вашему мнению, должен ли театр приносить пользу? И какую?

– Думаю, в меру своего парадоксального мышления Уайльд отчасти прав. С точки зрения быта, живота искусство действительно бесполезно. Да иначе и быть не может. Зато с точки зрения социальной, я уж не говорю духовной, искусство несет на себе важнейшие функции. Вплоть до государственных, потому что игра – это высшая форма существования человека. Игра дает толчок воображению, а полет воображения формирует новые идеи. Если homo sapiens – человек думающий, то на ступень выше него поднимается homo ludens – человек играющий. Поэтому игра и созидание связаны самым тесным образом. Именно этим и полезно искусство: оно развивает воображение.

 

Об актерах и режиссерах

– Какие свои работы вы считаете наиболее значительными и любимыми?

– Я часто говорю актерам, что каждый спектакль – как ребенок, и появляется он тогда, когда приходит его время. Я люблю многие свои работы, но всегда хочется особенно говорить о тех, которых приходилось долго ждать, о сложных детях или о тех, кто наиболее близок мне в настоящее время. Это, например, «Ехай!» Нины Садур, или «Гроза» – один из наших первых спектаклей, или «Бытие № 2». Из спектаклей, выпущенных в последние сезоны, – «Мысль» по пьесе и рассказу Леонида Андреева.

– Изначально вы пришли в театр актером, затем стали режиссером. Скажите, с чем это связано? Дело в понимании театра или в чем-то другом?

– Дело в том, что профессия актера и профессия режиссера абсолютно разные. И человеческие качества тоже должны быть разными. Если актер по своей внутренней сути – это большой ребенок, то в режиссере должны ужиться бухгалтер и художник. Можно сказать иначе. Режиссер – это, с одной стороны, Моцарт, а с другой – Сальери. А актер – это только Моцарт.

– Получается, что однажды вы обнаружили в себе Сальери?

– Именно так. 12 лет я видел в себе только моцартовскую жилку, а потом, постепенно, во мне начал зарождаться Сальери.

 

О планах

– Валерий Иванович, а теперь расскажите немного о планах на новый театральный сезон. Чего ожидать зрителям в новом году?

– Работы предстоит очень много. Мы находимся сейчас на пороге двух важных дат. Одна из них общегородского масштаба: будущим летом будет отмечаться 450-летний юбилей Орла. А вторая, еще более близкая – это 120-летие со дня рождения М.М. Бахтина, писателя, философа, культуролога, имя которого присвоено нашему театру. Конечно же, мы не можем остаться в стороне от этой даты, ведь имя Бахтина и его взгляд на искусство всегда были с нами. Поэтому в ноябре мы планируем провести отдельный вечер, посвященный Михаилу Михайловичу. Для этого готовится спектакль, посвященный жизни и творчеству нашего великого земляка. В него войдут не только биографические страницы, но и яркое, фарсовое действо. Ведь одно из направлений деятельности Бахтина – это как раз изучение Средневековья, смеховой культуры. Вообще наступающий сезон можно назвать бахтинским.

А юбилей нашего города нам хотелось бы отметить сразу двумя спектаклями. Один из них – «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева. Это своего рода визитная карточка Орла, одно из тех произведений, благодаря которым город известен во всем мире. Другое – это спектакль «Иван Грозный», посвященный основателю Орла.

Я уже не раз отмечал, что самое главное для меня в творчестве – это образ человека, неоднозначного, мучающегося, ошибающегося, но по-настоящему живого. Конечно, говорить об исторических личностях сложно, потому что у каждого, кто хотя бы немного знаком с историей, есть свое понимание таких вот образов. Но мне бы хотелось сосредоточиться именно на человеческих качествах первого царя. Для этого было изучено много литературы, и, думаю, мы сможем представить эту неординарную и неоднозначную личность. Что бы ни происходило, невзирая на финансовые трудности, мы будем искать возможность для реализации этих проектов.

От редакции

Коллектив газеты «Орловский вестник» поздравляет Валерия Ивановича с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, успехов и, конечно, реализации всех творческих замыслов! 

Зоя Дякина

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям