Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Учиться и еще раз учиться

Нестандартное положение

06.09.2012

В прошлом году накануне первого сентября хватались за голову учителя и родители первачков: на первой ступени обучения вводились новые образовательные стандарты. Как учить? По каким учебникам? Как это, когда «упор делается не на знания, а на ведущую деятельность»? Похоже, никто толком не понимал. Но эксперимент внедряли повсеместно, в том числе и в Орловской области. Не успели адаптироваться – а уже «вторая часть Марлезонского  балета». В российской системе образования – новый этап модернизации. И новый же федеральный стандарт неизбежно «накрывает» и старшеклассников.

Последний «подарок» Фурсенко

Неизбежно, потому что соответствующий приказ накануне своего ухода с поста министра образования РФ подписал Андрей Фурсенко и со 2 июля сего года документ вступил в законную силу. Теперь, несмотря на констатируемую и директорами школ, и рядом экспертов неподготовленность всей системы к нововведениям, ничего не попишешь. С 2013–2014 учебного года новый стандарт будет вводиться в отдельных экспериментальных российских школах, а с  2020-го – повсеместно.  

Когда-то шокировав общественность внесением в программу для обязательного изучения лишь трех предметов: ОБЖ, физкультуры и так называемой «России в мире» (своеобразный вариант привычной нам истории), разработчики, наткнувшись на шквал народного возмущения, проект попытались довести до ума. В результате, согласно новому стандарту, едиными для всех старшеклассников станут шесть предметов: русский язык и литература (именно так, неприемлемый для любого филолога симбиоз), иностранный язык, математика, история, физкультура и ОБЖ. Прогресс как будто налицо. Если не учитывать, что сейчас-то этих обязательных дисциплин в школе четырнадцать! Как заметил кто-то из коллег-журналистов, базовый набор предметов из нового стандарта уж очень напоминает программу двухклассных церковно-приходских школ с обязательными арифметикой, письмом, чтением и историей.

Какими же дисциплинами решили пожертвовать щедрые чиновники от образования? В первую очередь, естественно-научными. И физика, и химия, и биология, равно как, кстати, и география с информатикой, входят теперь лишь в дополнительный список так называемых «предметов по выбору», коих можно будет определить для себя каждому школьнику в количестве четырех. Кроме предмета, старшеклассники должны будут выбрать также уровень его изучения: базовый или профильный.   

Свобода без учебников

Профилизация образования – так в целом можно охарактеризовать то, к чему номинально стремились разработчики нового стандарта. Учить, мол, нужно как на Западе: исключительно тому, что пригодится. Такой утилитарный подход для поступления в вуз, может, и не плох. Но, согласитесь, не каждый ребенок (даже старшеклассник) может сразу осознать в себе талант будущего гениального физика, например. А значит, раз ошибившись в выборе дополнительной нагрузки, он закроет себе этот путь навсегда. Кроме того, по мнению экспертов, на сегодняшний день многопрофильность в рамках стандарта – весьма трудновыполнимая задача, в первую очередь, из-за дороговизны проекта.

Еще один момент, который отмечают эксперты, говоря о новом образовательном стандарте: он предоставляет школам практически неограниченную свободу при формировании учебных планов. Только вот что с этой свободой делать, работникам системы школьного образования пока не ясно. До постепенного введения нового стандарта остается год, а учебников нет и в проекте. И понимания, как учить дальше, у директоров и педагогов, судя по всему, тоже. 

– Новый стандарт предусматривает, например, введение такого предмета, как «Россия в мире», некого аналога истории. Честно говоря, я с трудом могу представить, что это… И в каком контексте теперь учителям нужно будет излагать информацию? Я не понимаю, зачем вообще было менять название предмета? Видимо,  изменится не только название, но и суть его. Хотя учебников по этой дисциплине, насколько я знаю, пока нет и в разработке. Или вот совершенно возмутительное объединение русского языка и литературы. Я как педагог с почти тридцатилетним стажем могу точно сказать: два этих равно важных предмета объединить в один и преподать на достойном уровне невозможно, – поделилась с «ОВ» своей точкой зрения учитель литературы одной из орловских школ Галина Сёмина.     

Словом, пока радует одно – в Орловскую область «беда» придет не в этом году, а там, глядишь, и в число первых «подопытных» регионов мы не попадем. Посмотрим, как другие справятся. А нам бы пока еще к первой волне стандартов адаптироваться.

Ольга Захарова

Крыладзе, смотрящий по области:

Излишки знаний некуда девать,

Как и орду училок зряшных, лишних...

Ну кто сейчас заценит чью-то «Мать»

Либо прочтёт задаром «сад из вишни»?

Спросите: Чехов, Горький – кто они?

Нет, вы не смейтесь, всё-таки спросите.

Акселераты скажут: «Не гони!»

А то и прислонят к бейсбольной бите.

Конечно же, не все, но много тех,

В ком сила завсегда уму помеха...

И да простят физмат нас и физтех,

Их почитателям давно уж не до смеха.

 

Еще записи по теме

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям