Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Непредсказуемые выборы

20.11.2012

Серьезные изменения в избирательном законодательстве, инициированные президентом Владимиром Путиным, привели к переменам в российской  избирательной системе. Необходимость предпринять ряд шагов, чтобы соответствовать новым веяниям, возникла и у региональных законодателей. Первым таким шагом стало принятие Закона «О выборах губернатора Орловской области» в рамках возвращения института прямых выборов главы региона на всей территории России. О том, каких еще перемен предстоит ждать в ближайшее время и к чему привели изменения, уже произошедшие, а также почему растут расходы на работу избиркомов и насколько ужесточилась ответственность за фальсификации на выборах – в интервью председателя Орловской областной избирательной комиссии Вадима Соколова.

Как отозвать губернатора

– Вадим Вячеславович, в ближайшее время орловским законотворцам вновь придется возвращаться к закону о выборах губернатора и, насколько я понимаю, что-то в нем корректировать. В связи с чем возникла такая необходимость?

– В связи с изменениями в федеральном законодательстве. Напомню, что в ныне действующей редакции документа, например, дата выборов обозначена еще мартом года, в котором заканчиваются полномочия действующего губернатора. Однако новый закон устанавливает единый день голосования – второе воскресенье сентября. Необходимые изменения нужно внести в региональный документ.

Кроме того, 14 октября уже прошли выборы глав регионов в пяти субъектах РФ. Мы очень внимательно следили за их ходом, особенно в плане правоприменительной практики. Сейчас мы обобщим некоторые моменты, в том числе связанные с процедурой поддержки выдвижения кандидата – тем самым муниципальным фильтром, о котором много говорят.

Не хотелось бы комментировать действия кандидатов и своих коллег, но все-таки некоторые спорные моменты в ходе применения этого закона возникали. И мы постараемся скорректировать их применительно к Орловской области.

Федеральными требованиями обусловлено и наше решение о том, что облизбирком выступит с законодательной инициативой по принятию закона о процедуре отзыва губернатора. Уже подписано соответствующее распоряжение председателя областной избирательной комиссии, сформирована рабочая группа по разработке закона.

Хочу особо подчеркнуть, что в нее вошли все члены избирательной комиссии области – представители политических партий, чтобы процесс разработки закона был прозрачен и понятен участникам этого процесса, коими являются именно политические партии (напомню, самовыдвиженцы к участию в губернаторских выборах не допускаются).

Я полагаю, что мы в кратчайшие сроки подготовим данный документ и внесем на рассмотрение в областной Совет в первом чтении уже на ноябрьскую сессию. К 1 января закон должен быть принят.

Всегда готов

– На ваш взгляд, какова вероятность того, что в Орловской области губернаторские выборы состоятся уже в сентябре будущего года?

– Думаю, вопрос этот не по адресу, хотя мне его задавали уже неоднократно. Решение о дате проведения выборов определяется законом и принимается отнюдь не избирательной комиссией. В таком контексте я вижу основную задачу облизбиркома в том, чтобы качественно подготовить процедуру выборов, на какую бы дату они не были назначены. И в этом смысле нам предстоит большая работа: изменения в федеральном законодательстве повлекли за собой изменения организационных форм деятельности всей избирательной системы России и Орловской области в частности.

– Конкретизируйте, пожалуйста, что это будет за работа?

– Нам совместно  с государственными и муниципальными органами предстоит образовать избирательные округа на территории всего региона на десятилетний срок. Раньше, как вы помните, они формировались непосредственно перед выборами. На пятилетний срок предстоит организовать избирательные участки, назначить членов избирательных комиссий и сформировать резерв членов участковых избиркомов. Сейчас мы активно к этой работе готовимся. И провести ее необходимо будет в очень сжатые сроки. Крайней датой для формирования уже непосредственно комиссий является 30 апреля 2013 года.

Практически одномоментно нам предстоит назначить на пятилетний срок полномочий порядка 6,5 тысячи членов участковых избирательных комиссий. При том к процессу подбора кандидатов, их назначения нужно подходить очень серьезно. Законодатель определил, что в состав УИКов выдвигать кандидатуры могут прежде всего политические партии. Если до недавнего времени мы работали с семью партиями, то на сегодняшний день в регионе есть уже 26 их региональных отделений.

Понимая перспективы своей работы, избирательная комиссия области при поддержке губернатора и правительства региона разработала ведомственную целевую программу «Повышение правовой культуры избирателей и обучение организатора выборов» на 2013–2015 годы. На будущий год в бюджете области на ее реализацию выделяется порядка четырех миллионов рублей.

Зачем избиркомам такие деньги?

– На последнем заседании облсовета в качестве одной из претензий к проекту бюджета-2013 одной из фракций было высказано недовольство ростом расходов, в том числе на работу избирательных комиссий. На ваш взгляд, действительно есть основания оспаривать заложенные на нужды избиркомов суммы?

– Я бы не сказал, что кем-то что-то оспаривается. Пока констатируются факты, которые действительно имеют место быть: расходы на работу избирательной комиссии в проекте бюджета 2013 года по сравнению с 2012-м возросли.

Однако итоги прошедших в регионе в последнее время избирательных кампаний показывают, что серьезных нарушений действующего законодательства в их ходе не было. Даже те ситуации, которые возникали, не повлияли ни на волеизъявление избирателей, ни на определение результатов выборов, ни, в конечном итоге – и это самое важное, – на легитимность избранных органов.

И ведь этому предшествовала серьезная работа. Мы постоянно обучаем членов избирательных комиссий: и территориальных, и окружных, и участковых. Кроме того, нужно ведь учить и наблюдателей, и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, нужно понимать алгоритм взаимодействия представителей СМИ и избиркомов в день голосования и при подсчете голосов.

Все это заложено в той программе, о которой я упомянул. Убежден, что именно представители политических партий должны быть прежде всего заинтересованы в том, чтобы она была реализована.

Посыл о том, что нам не нужно кормить чиновников, которые непонятно чем занимаются в межвыборный период, как мнение, конечно, имеет право на существование. Но если бы в ходе обсуждения бюджета к первому чтению кто-то из депутатов поинтересовался работой избирательной комиссии и тем, почему рост расходов имеет место быть, мы бы все необходимые пояснения дали. Мы и сейчас готовы пояснить, зачем, куда и на что эти деньги будут истрачены.

В соответствии с программой модернизации избирательной системы необходимы новые кадровые и технические решения, новые подходы в плане знания и применения законодательства. И все это охватывает то увеличение затрат, которое отмечено в проекте бюджета 2013 года.

Между тем финансовые средства на содержание членов избирательной комиссии области уменьшены примерно на полмиллиона рублей. Эти материалы есть в официальном ответе руководителя департамента финансов Валентины Щипковой на запрос одного из депутатов облсовета.

Кстати, несколько неверно и мнение о том, что теперь абсолютно все выборы у нас будут проходить только во второе воскресенье сентября. Речь ведь идет о так называемых основных выборах. Но есть еще и досрочные, дополнительные выборы, которые нельзя спрогнозировать заранее. Муниципальное образование, например, не может существовать без главы, если он по каким-либо причинам покидает должность. Иными словами, календарь выборов формируется жизнью.

– Вадим Вячеславович, последние изменения в избирательном законодательстве коснулись и ужесточения наказания за фальсификации на выборах, причем в первую очередь для кандидатов. Это так?

– Для всех участников избирательного процесса – и для кандидатов, и для членов избирательных комиссий – действительно, ужесточается и административная, и уголовная ответственность за нарушения избирательного законодательства. Причем речь идет не только о прямых фальсификациях. Так, кратно увеличены штрафы, за некоторые виды правонарушений введена уголовная ответственность.

Я считаю, что это абсолютно правильно. Избирательный процесс – это процесс публичный, и он должен быть абсолютно прозрачным, а все его участники – грамотными в правовом смысле.

Ольга Захарова

Справка «ОВ»

Федеральным законом от 10 июля 2012 года «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» внесены изменения и дополнения, в частности, в статью 142.1 «Фальсификация итогов голосования». Данное нарушение наказывается штрафом от 200 тыс. до 500 тыс. рублей (ранее штраф составлял от 100 тыс. до 300 тыс. рублей) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет (ранее было до двух лет), либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет (введено впервые), либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям