Орелстрой
Свежий номер №13(1217) 19 апреля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Некстати

02.12.2016
Слушая бой часов. Тема времени в музыке сфер.
 
Что же такое время?
Если никто меня
об этом не спрашивает, я знаю,
что такое время;
если бы я захотел объяснить
спрашивающему – нет, не знаю.
Аврелий Августин
«Исповедь»: XI; 14; 17.
 
Если о чем-либо долго думать, наступает момент, когда перестаешь понимать, о чем думаешь. И, утрачивая разумение, заодно теряешь представление о времени.
В такие моменты, если меня выводят из задумчивости простым вопросом – сколько времени? – я не умею ответить адекватно. Сколько – чего? И где оно, это нечто – вокруг? внутри? есть ли оно вообще? Как определить пустоту, которую мы наполняем собой?
В школьном курсе физики время признается четвертым измерением: каждая вещь имеет в мире четыре координаты – три пространственных и одну темпоральную. Иначе говоря, каждой сущей вещи божьим промыслом предоставлено место в мире и предопределен срок во времени. С первым все ясно, со вторым ничего.
 
nЖ Когда вам не хватает времени на что-либо, вы не думаете о том, как оно устроено; вы стараетесь (нет: тщитесь) за ним успеть. Лишь в том случае, когда личное (лишнее?) время ничем, кроме праздности, не заполнено, вы можете позволить себе эту роскошь – тратить хронологический ресурс на бесплодные размышления о том, что такое – время…
Время явлено в обыденном сознании как некая метафизическая сингулярность: вечность, сжатая в единое мгновение – сейчас. Время – темпоральный параметр сознания, озабоченного своим существованием. Вежливо возражая Протагору, можно сказать, что не человек, а время есть мера всех вещей – существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют.
Регламент времени – календарь; инструмент регламента – хронометр. Наручные часы: браслет кандалов, которыми человек скован с незримым конвоиром – ангелом-хранителем времени. Прежде в обиходе были карманные часы: неумолимое время держало каждого индивида на короткой цепочке. А в старые времена поверка живых и мертвых устраивалась под гулкие удары церковных колоколов и башенных курантов. Бой часов регламентировал порядок вещей как ход событий; как на все века возвестил Екклесиаст, всему свое время, и время всякой вещи под небом. Слушая бой часов, в начале и конце каждого удара различаешь два момента истины: настало – не стало.
 
nЖ Образ времени – незримая бездна: пропасть сзади и прорва впереди; словно сомнамбулический канатоходец homo sapiens (загадочное существо, известное самому себе под видовым псевдонимом человек разумный) проходит над бездной по веревке, натянутой между прошлым и будущим – по веревке, свитой из песка … … … песчинки – мгновения.
 
nЖ Все, что можно сказать о времени, опираясь на здравый смысл и жизненный опыт, будет правдой и неправдой одновременно. Все, что говорится о времени как само собой разумеющееся, не более чем удобное предубеждение.
Кто, торопясь жить, говорит ничтоже сумняшеся – у меня нет времени! – лжет; времени нет только у мертвых: их биологические часы остановлены. А у живого, погруженного для самопознания в чистую скуку, оказывается уйма времени… sub specie aeternitatis (с точки зрения вечности) все наше существование – переливание из пустого в порожнее: из неисчерпаемого источника будущего в неисполнимую купель былого.
Время дано одно на всех, но у каждого в нем своя доля. Кто отнимает время у другого, как ни старайся, не может забрать его себе. Время, которое мы потеряли, другой не найдет; никто никогда не придет и не скажет: – я обнаружил на своей житейской стезе немножко чужого времени; это случайно не ваше?
Не умея устроить свои дела своевременно, мы порой оправдываем свою инертность, убеждая себя в том, что у нас есть время в резерве. Вот уж поистине глупость несусветная! Всем можно запастись впрок, но только не временем.
 
nЖ Проще всего завесить свое незнание времени выразительной метафорой, как это сделал Шатобриан: Время – завеса, скрывающая от нас Божье сияние, как веко скрывает наш зрачок от света. 1) Умно сказал! и хитро… и глубокомыслие показал, и благочестие выказал. Правда, смысла в таком определении – кот наплакал; про автора все ясно, а про время все так же непонятно, как и было.
Когда я пытаюсь дать собственное определение времени, получается констатив истинности, не поддающейся верификации. И вот что странно, – чем ближе (как мне кажется) суждение подходит к предмету, тем дальше оно оказывается от сути. Вот одна из надуманных мной философем, которую легче сформулировать, чем объяснить: Время – внутреннее движение вещей-в-себе, направленное от сокровенной сущности к пределу существования. Я полагаю, что такое представление вполне релевантно, – но беда в том, что в данное определение введены три метафизических понятия, недоступных пониманию. Так что это всего лишь очередная спекулятивная попытка объяснить неведомое через неизвестное. Схоластика, будь она трижды неладна, и не более того.
 
nЖИсаак Ньютон, первозванный гений Нового времени, внедривший в общественное сознание учение о небесной механике, представил Творца неким чудесным часовщиком, который придумал, создал и запустил механизм мироздания. Если так, то гармония сфер, которую Пифагор слышал как божественную музыку, фактически сводится к мерному ритму метронома… Страшно. И скучно.
Однажды, одержимый суетным беспокойством, иначе именуемом вдохновением, я сочинил стихотворение, где, как мне кажется, образ времени рождается из скрещения классической механики с модернистской мистикой:
 
Если только сознание
         не разновидность транса,
если оно способно
         трезво судить о времени, –
время как категория –
         побочное следствие трения
вечности о пространство.
 
 Стихи посвящались, кстати, сэру Исааку Ньютону, чей гений увел его скорбный разум, удрученный эмпирической ограниченностью рационального знания, из науки в мистику. Большую часть жизни основоположник научной методологии занимался изучением библейских текстов, пытаясь по рассеянным в Священном Писании косвенным указаниям вызнать сроки творения. Наверное, слушая бой часов, он изводился от незнания урочного часа.
 
nЖ В теме времени, проходящей лейтмотивом в музыке сфер, концентрирована непреходящая трагичность человеческой участи: неизвестность и неизбывность, необратимость и неотвратимость. Слушая бой часов, мы осознаем свою фатальную обреченность размеренному ритму; каждый удар вроде бы никогда никуда не направлен, однако всегда и везде попадает в цель. Как сказал поэт, мы ни единого удара не отклонили от себя. 2) Даже если бы очень сильно захотели – не смогли бы.
 
nЖ Как быстро бежит время! Как коротка жизнь! Две тысячи лет назад римский консул Плиний писал своему другу Аристону: Время кажется тем короче, чем оно счастливее. 3) Был ли Плиний счастлив, когда его стило выцарапывало эти слова на листе папируса? Вряд ли; он был слишком умен, чтобы обманываться на этот счет. Читая чужое письмо, подумал вот что: может, мы с вами инстинктивно сетуем на ускорение времени оттого, что так или иначе счастливы? Не зная о том, что такое счастье.
Философы-экзистенциалисты от Ромула до наших дней утверждают, что жить можно и нужно здесь и сейчас, всецело используя под проживание текущий день. Крылатое латинское выражение carpe diem некогда легким мотыльком вылетело из оды Горация. Классик сказал примерно так: пока мы говорим о том, как нам жить впредь, время расходуется впустую; хочешь жить в полной мере – лови момент, живи в настоящем, не сожалея о прошлом и не тревожась о будущем.
Другой поэт, перечитывая Горация через несколько исторических эпох, выразил свои возражения в виде сомнений:
 
Но как ловить мгновенье?
Оно скорей в грядущем,
чем в настоящем миге.
А и того вернее –
В минувшем. Мир текущий
Тревожен, взвихрен, спутан
И чересчур к нам близок,
Чтобы его увидеть. 4)
 
nЖ Не отсюда ли, не из этой ли томительной сомнительности исходит навязчивая идея Фауста, мечта о вечном покое: остановись, мгновенье! Если предположить, что невозможное возможно, можно представить разочарование Фауста, обнаружившего в остановленном мгновении зияние: момент истины семиотически пуст. Все, что имеет смысл, имеет его во времени; таинственная сущность бытия состоит в том, что в промежутке между тем, что было, и тем, что будет, ничего не происходит. В противоположность пространству, во времени все возникает из ничего и исчезает нигде.
Рассчитывая внести свой вклад в хронософию, я формулирую базовый принцип метафизической теории относительности, согласно которому суть времени выражается уравнением с двумя неизвестными: значение настоящего определяется отношением прошлого к будущему. Если принять такое истолкование ускользающего смысла жизни, можно сделать неожиданный вывод: истина – процесс, а не состояние; невозможно пребывать в истине – можно только следовать ей.
nЖИное отношение к теме времени формирует восточное мировоззрение. Хороший пример – самурайская этика, основанная на дзэн-буддизме; кодекс бусидо сводит путь самурая в точку бифуркации и редуцирует потенциал времени до экзистенциала: Нет ничего за пределами текущего мгновения. 5) Если так, то человек как субъект времени есть единственный носитель истины в мире, и вне исчезающе малого момента его жизни нет ничего, кроме безвременья.
Патентованную методологию страхования души от разрушительного воздействия времени (энтропии) предлагает скорбному разуму христианская догматика, синтезирующая умственные достижения восточной и западной метафизики. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут. 6) В этом месте Нагорной проповеди Христос разделяет время и вечность как относительное существование в бренном мире и абсолютное бытие вне его. Остается только понять, как можно перевести жизненные сбережения на свой счет в банке вечности, и вопрос решен.
 
Почему я так настырно и так напрасно трачу время на то, чтобы думать и говорить о времени как перманентной утрате? Что проку думать о том, что в принципе нельзя понять и заведомо невозможно высказать? Наверное, потому, что нигде, кроме как в глубине сознания, нет выхода из времени. Сознание так же предопределено мышлением, как мышление определено языком. Человек думает и говорит затем, что у него нет другого способа быть человеком. Метафизическая забота, занимающая его душу, избывается в работе разума. Так вырабатывается культурный пласт, в котором произрастает смысл жизни. Культура – механизм, противостоящий времени. 7)
 Я завожу механизм воспроизведения духовного опыта – культурную память; ритм любимого стихотворения, совпадая с метром времени, на месте тревоги образует тишину.
 
Когда как редкий гость
Приходит в сердце
Тишина,
Легко мне слушать
Даже бой часов. 8)
 
Считается, что счастливые часов не наблюдают. Да и что такое счастье, как не чудесное наваждение вечности? А когда проходит обморок разума, время предъявляет счет – и баланс радостей и горестей не сходится. Ладно; не последний день проживаем. Слушая бой часов, мы утешаем себя сиюминутным чувством сопричастности своему веку: незачем спешить – время терпит. Сколько бы ни было у нас времени, на жизнь худо-бедно хватит. На большее рассчитывать нельзя. Можно только надеяться.
Исполняя свои житейские обязательства, лучше не слишком задумываться о том, успеем ли мы до конца жизни разобраться с тем, чем она была. Но совсем исключить эту тему из актуальной проблематики нельзя. Время, потраченное на размышление о сущем, обращает сознание к вечности.
Я не знаю, что такое – время. Что значит вечность, я не знаю еще больше. Но напряжение, которое возникает в состоянии задумчивости, слабым током трансцендентности пронизывает существование, свидетельствуя о том, что кроме того, что есть в нашем сознании здесь и сейчас, есть еще что-то, о чем мы узнаем в свое время.
 
1) Франсуа Рене де Шатобриан «Замогильные записки».
2) Анна Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…».
3) Письма Плиния Младшего: VIII; 14.
4) Роберт Фрост «Carpe diem».
5) Ямамото Цунетомо «Хагакурэ» (Книга самурая).
6) Евангелие от Матфея: 6; 19–20.
7) Юрий Лотман «Внутри мыслящих миров».
8) Исикава Такубоку «Горсть песка».
Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям