Орелстрой
Свежий номер №9(1109) 22 марта 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Некстати

11.11.2016

Постраничный пустырь, заросший спорными фразами. Часть вторая.

 

1. Основное содержание жизни, даже самой успешной, – обманутые ожидания. Все стремления, достигшие цели, оказываются тщетными, все сбывшиеся надежды – пустыми.

2. Жизнь человека сшивается в биографию из отдельных эпизодов – пестрых заплат, закрывающих прорехи бытия.

3. Биография – книга жизни, содержание которой сводится к изложению сюжета.

4. Умный человек трижды подумает, прежде чем многозначительно промолчать.

5. Преступники потакают худшему в себе, праведники – лучшему, а простаки – никакому.

6. Если иметь в себе радость и не делиться ею, она застаивается в душе и перерождается в злорадство, – как портится вода в закупоренном сосуде.

7. Праведники – родники радости; фарисеи – сосуды злорадства.

8. Когда кто-то говорит: рано радоваться, – на самом деле радоваться уже поздно.

9. По качеству и количеству ума люди различаются на хитроумных, остроумных, многоумных, скудоумных, слабоумных, полоумных, безумных … благоразумных меньше всего. Быть благоразумным – сдерживать прекрасные порывы врожденной дури.

10. Скептицизм отличается от цинизма критическим бескорыстием: скептик снижает спекулятивные цены сущих вещей, а циник списывает свои издержки на общий счет.

11. Музыка – искусство, в котором находит прибежище дух времени: музыкальная гармония содержит нераздельно и неслиянно ностальгию и надежду.

12. Нельзя завораживаться красотой, иначе можно запросто впасть в красивость.

13. Два главных соблазна для амбициозных людей: сила и слава. Первое поприще – для честолюбия, второе – для тщеславия. Сильные мира сего – и славные мира сего.

14. Средоточие мира – порождающая и поглощающая пустота. Физики осознают ее как сингулярность, метафизики – как сакральность. По смыслу нечто, по сути ничто. Бытие полнится из ничего и опустошается ничем.

15. Методологическое сомнение имманентно присуще всякому отвлеченному мышлению; философское отношение к миру отличается от религиозного встроенным критицизмом.

16. Бесконечность мира – не ширь, а глубь; каждый найденный ответ порождает новые вопросы, открывающие проблемы большей сложности. Познание – не восхождение к истине, а укоренение разума в мире.

17. Можно ли о ничто сказать, что оно есть? Можно ли о бывшем сказать, что его нет?

18. Обыденное сознание так занято обустройством окружающей среды, что не остается места и времени для осознания собственного бытия.

19. В лесу иллюзий все дороги разума суть пути заблуждения.

20. Мука критического разума состоит в том, что разумное существо не может обнаружить своей конечной причины и не в состоянии оправдать свое существование.

21. Что должно быть идеалом разумно организованного общества? Не конфессиональная догма, а конвенциональная норма.

22. Чистая истина как чистое железо – попадая в агрессивную среду, она покрывается ржавчиной лжи.

23. Правда – истина, ангажированная справедливостью.

24. Святая правда – истина не от мира сего.

25. Сермяжная правда – опростившаяся истина.

26. Самопальная правда нищих духом опаснее, чем паленая водка.

27. Покаяние – явка с повинной к Богу.

28. Скука – сытая тоска; тоска – голодная скука.

29. Беда не приходит одна; беды сходятся в горе, как реки в море.

30. Суть всякой трагедии – катарсис: разрешение коллизии в режиме иллюзии.

31. Катарсис: момент истины, который нам дано пережить как луч света в сумеречном сознании… прежде чем вернуться к сублимированной реальности, в которой никогда и нигде нет ясности.

32. Апокалипсис как катарсис, то есть переживание высшего смысла всемирно-исторической трагедии, будет уделом свидетелей конца времен; это и есть эсхатология: последняя надежда приговоренных к истории.

33. Апокалипсис – коллапс вселенной в рухнувшем разуме.

34. От любви к человечеству до ненависти к человеку всего один логический шаг.

35. Умозрение расширяет в нас личность; созерцание укрепляет нашу самость.

36. Нашему времени довольно зрелищ, а вот умозрений, чтобы увидеть время как эпоху, явно не достаточно.

37. Долг памяти – итог прошлого в залоге у будущего.

38. Две взаимообусловленных функции порождающей и поглощающей бездны времени: синергия и энтропия – мир как парадокс, в котором сопрягаются физика и метафизика.

39. Если бы в духе каждой эпохи не было нравственного усилия преодолеть обстоятельства места и времени, человеческая действительность деградировала бы в скотское состояние.

40. Жизнь человека: прошлое тянет, настоящее тяготит, будущее давит.

41. Жизнь человека это не только то, что с ним происходит, но и то, чего ему недостает.

42. То, что надо, уже дано; то, чего недостает, надо искать в том, что есть.

43. Самое главное дается каждому даром: время, сознание и бытие.

44. Смысл человека не власть и не собственность, а самость.

45. У каждого свои представления о совершенстве; идеал неотесанного болвана – круглый дурак.

46. Спонтанные проявления нравственного идиотизма, привычные в провинции, искушенные столичные циники считают пасторальным простодушием.

47. Стыд: потерянный предмет этической философии.

48. Предпосылка мудрости – смена приоритетов: не самоутверждение, а самопознание, не стяжание, а созерцание; остальное приложится.

49. Экзистенциальная ситуация, эксплицированная как эпистемологическая позиция, генерирует искажения семиотического поля; проще говоря, не суди по себе.

50. Пророки стремятся направить историю к завершению; прагматики стараются, чтобы люди не затоптали друг друга, устремившись к лучшему.

51. Рациональность, ограниченная своим интересом, оборачивается циничностью.

52. Большинству людей не хватает ума понять, что значит быть человеком.

53. При столкновении хрусталя с чугуном хрусталь разбивается вдребезги, а чугуну хоть бы хны; значит ли это, что в чугуне больше реальности, чем в хрустале?

54. Догматы господствующей идеологии, иллюзорные покровы власти, – как новое платье короля: всем видно, что король голый, но сказать об этом никому нельзя.

55. Вера от корысти – фарисейство, вера от страха – суеверие; вера, как благодать, не нуждается в догматической поддержке: кто светел, тот и свят.

56. Никто не вправе требовать от ближнего святости, но – о чем забывает современность, заигравшаяся в толерантность – отпущение грехов не означает их оправдания.

57. Свято место пусто не бывает. А в злачных местах вообще не протолкнуться…

58. Когда отказывает чувство юмора, можно запросто попасть в смешное положение.

59. Обыкновенная жизнь как плохая пьеса: бездействующие лица в безыдейном конфликте в бессодержательном контексте.

60. Роза розе рознь.

61. С точки зрения саксаула листва – излишество.

62. Не к совершенству должно стремиться, но к завершенности.

63. Счастье? А что это такое? Когда ничего не болит, ничто не тревожит, никто не третирует – уже хорошо.

64. Сознание как переменный ток: между полюсами бытие и небытие.

65. В умах эпоха застаивается, в книгах отстаивается.

66. Когда одолевают тяжелые думы, надо подвергнуть их абстракции, а потом обструкции: переформатировал заботу в проблему, выбросил из головы – и на душе легче.

67. Гоните прочь дурные мысли! А прочие приводите в порядок…

68. Необъяснимое – неразборчивое эхо неведомого.

69. Природа слова не терпит семантической пустоты.

70. В чем больше блага – препятствовать злому или содействовать доброму?

71. Нормативное – то, что подходит всем вообще и никому в частности.

72. Вопросительный знак – искусительный змей, изогнувшийся крючком над плодом познания. На это крючок с наживкой и ловится критический разум… Чтобы утратить райское существование, Адаму и Еве достаточно было усомниться в своем блаженстве, поставив его смысл под вопрос.

73. Блажен, кто не допытывается до сути своего блаженства.

74. Выход из тупика может оказаться входом в ад; оставь надежду – и добро пожаловать.

75. Видения рая и ада – грезы и кошмары больного воображения. Человек влез в мироздание на свой страх и риск; никто ему не указчик и никто за него не ответчик.

76. Рай – предрасположение добра и арена радости. Ад – предназначение зла и стадион страдания.

77. Мироздание не открывается разуму. Потому что не доверяет ему. И правильно делает.

78. Узнать – стать узником знания.

79. Легкая насмешливость – лучшая защита человеческого существа от окружающего абсурда, чем тяжелая злобность.

80. Лень – онтологическая гордость человека. Я есть – и этого достаточно. Зачем увеличивать или усиливать свое бытие?

81. Самая лучшая философская позиция – продавленный обломовский диван.

82. Ты искал для себя другое место? Ты нашел его. Ты уже давно в нем находишься.

83. Самое важное в жизни проходит незамеченным, потому что мы ждем чего-то другого.

84. Если о чем-либо говорить долго и много, содержательность исчерпывается аргументами, и на выводе обнаруживается банальность.

85. Как хорошо известно неизвестным героям, регалии и реалии далеко не всегда соотносятся друг с другом.

86. Слава и молва, вздорные сестры фортуны…

87. Лучше подвиг без награды, чем награда без подвига.

88. Лучше хлеб со слезой, чем пирог с плевком. (Мой вклад в народную мудрость.)

89. Постиндустриальное, оно же потребительское общество: высокие технологии на службе у низменных инстинктов.

90. Что делает нас свободными? – осознание свободы как необходимости и неизбежности.

91. Между злыми чарами идеологии и черной магией денег – узкое место свободы.

92. Начать новую жизнь? ну уж нет! дай бог хорошо завершить эту…

93. Практический разум получает пользу ценой потери смысла.

94. Кажется, все издержки, свойственные цивилизации, мы несем прежде, чем появляются для них достаточные причины.

95. Ностальгия – утопия, опрокинутая в прошлое; заблудившаяся надежда ищет обратную дорогу из обетованной земли, оказавшейся бесплодной пустыней, в утраченное время, кажущееся потерянным раем.

96. Наш мир переполнен порожними обещаниями и пустыми сожалениями.

97. Неудачи бывают двух видов – провалы и пролеты.

98. История неразрешима в логическом пространстве как апория об Ахилле и черепахе; история – бесконечное приближение к концу истории.

99. Там хорошо, где нас нет – за горизонтом событий.

100. Последнее слово должно остаться недосказанным…

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям