Орелстрой
Свежий номер №14(1218) 26 апреля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Некстати

04.11.2016

Постраничный пустырь, заросший спорными фразами. Часть первая. 

1. На полях черновиков, где труженик пера, поденщик на службе муз, по мере возможностей своих сеет разумное, доброе, вечное, – по обочинам основного направления мысли, словно сорные травы, прорастают спорные фразы…
2. Чтобы иметь дерзость назвать фразу афоризмом, прежде надо заявить себя авторитетным автором; у рядового служителя муз на это не хватит служебных полномочий.
3. Рискованный жанр афоризма: игривость мысли и красивость фразы… когда работа ума вдохновляется рисками речи, а не ресурсами языка, критический разум впадает в интеллектуальное кокетство; чуть забылся, залюбовался красотой рассуждения – и сверзился из мудрости в пошлость… от афоризма до трюизма – один лишний шаг.
4. Далеко не все свои мысли я понимаю правильно…
5. Есть суждения, замкнутые на себя или законченные в себе: во внутренней структуре такой мысли нет свободных валентностей, чтобы вступить в логические связи с другими мыслями и стать частью общего рассуждения; в речах юродивых встречаются странные высказывания, содержащие не аутентичные, а аутичные смыслы.
6. Мысли-одиночки, мысли-отщепенки, сиротки отроду… по вздорному образу своему им не найти себе пару, чтобы образовать силлогизм.
7. В неприкаянных фразах есть непригодная правда и неприглядная красота.
8. Мыслям присуща самость, а вещам сущность.
9. Суть вещей в сфере сознания подменяется смыслом слов.
10. Парадокс – эпистемологическая отмычка к замку догмы.

11. Слово – условие смысла: мысль обусловлена.
12. В чем не было сомнения, в том не будет достоверности.
13. Трезвые мысли всегда чужие на празднике красноречия.
14. Красивые фразы, как и красивые женщины, редко бывают умными.
15. Природа слова не терпит семантической пустоты.
16. Форма слова – сосуд смысла; избави боже нашу речь от пустых слов!
17. Целесообразность словесности: не обновление слов, но возобновление смыслов.
18. Есть мысли выстраданные, а есть вымученные (из каких эта?).
19. Старые книги обрастают прочтениями и покрываются интерпретациями… так обрастают кораллами остовы затонувших кораблей.

21. Думать, думать, думать: тянуть путеводную нить мысли через лабиринт заблуждений…
22. Прикоснулся мыслью к тайне мироздания, и так шарахнуло по мозгам, что ум отшибло…
23. Архаизмы – словесные останки ископаемых значений.
24. Риторика – наркотик нищих духом: ораторская эйфория разрушает логические структуры критического разума.
25. Демагогия в полемике: стрельба холостыми зарядами по ложным целям.
26. Документальный текст – аккумулятор фактов; художественный текст – генератор смыслов.
27. Поэзия… ненадежное свидетельство нашего дыхания; дух дышит, где хочет, оседая инеем на сущих вещах, – вещах-в-себе, исполненных холодом вселенной, безразличной к нашему существованию.
28. Поэзия возникает в стихотворении как осознание недосказанного.
29. Поэзия – семантический сдвиг в смысле слов, зачарованных музыкой стиха.
30. Разрыв между этикой и поэтикой – вот трещина, проходящая через сердце поэта.

31. Искусство = мастерство + колдовство. Мастерство без колдовства – сумасбродство. Колдовство без мастерства – юродство.
32. Эпоху, не нашедшую в современном ей искусстве своего смысла, история отвергнет и отринет как пустое время.
33. Сказанное просто так – слово вживе и въяве; интонация – интуиция речи.
34. Душа болит… это реакция отторжения святого духа грешной плотью.
35. Лучше печалиться с мудрым, чем радоваться с дураком.
36. Юность – ожидание жизни; старость – сожаление о несбывшихся ожиданиях.
37. Экзистенциальная позиция стоицизма: быть собой без надежды сбыться.
38. Нравственная установка стоицизма: будь впрямь и впредь!
39. По своим убеждениям я когнитивный вербалист: верю в то, что слово и смысл существуют в сознании нераздельно и неслиянно.

40. Разум не может не мыслиться, как организм не может не питаться.
41. Между оптимизмом и пессимизмом обширное общее место экзистенциального выбора для тех, кто не надеется  и не отчаивается, – непроходимое поприще нищих духом.
42. Разум управляет нашими средствами, но не властен над нашими целями; разум – менеджер в сфере сознания: он управляет, но не правит.
43. О том же иначе: разум не механизм мышления, разум – организм сознания.
44. Разность разумов: у кого ума палата, а у кого – халупа.
45. Высоко держать голову легче тому, у кого она пустая.
46. До одних вещей руки не доходят, другие ум неймет. На то, что отложено на потом, никогда не хватает времени…
47. Что-то откладывается на лучшие времена, что-то бережется на черный день… а как настанет урочный час, чего ни хватишься – ничего нету!
48. Человек – единственное известное науке существо, для которого несуществующее так же существенно, как существующее.
49. В поисках аутентичности бесспорные мысли впадают в тавтологию.

50. Ирония фортуны: родился в рубашке, а умер в чем мать родила…
51. Недостаток нынешних гениев – их человеческая недостаточность.
52. Метафорический образ актуального искусства: гений пустого места, одержимый нечистым духом времени.
53. Восхищение – виртуальное хищение высших ценностей.
54. Мир настолько непостижим, что быть страшно; жизнь так банальна, что жить скучно.
55. Мир и миф: не одно ли и то же?
56. Скрытая сущность священной истории – сакральная энтропия; ослабление метафизического напряжения в духовной сфере покрывается усилением морального давления. Чем меньше в мире праведников и подвижников, тем больше иереев и фарисеев.
57. Бескорыстное фарисейство страшнее меркантильного коварства.
58. Не так страшен черт, как его пиарят те, кто бога не боится.
59. Бдительные ангелы, стоящие на страже божьего промысла, не смыкают вежд и не опускают крыльев, – но устав караульной службы запрещает им нарушать права человека.

60. Не в том беда, что не удалась та или иная человеческая жизнь: судьба человечества в целом не оправдала разумных ожиданий.
61. Словесная ткань, покрывая контуры проблемы, скрывает ее суть; поверхностный интерес не доходит до сокрытого смысла, и вместо конфетки простак облизывает фантик.
62. Что надо менять в системе общества – не социальную структуру, а иерархию ценностей.
63. Трудно быть человеком – быть собой наперекор природе и вопреки времени.
64. Трудно быть человеком – не оступаться по жизни и не отступаться от себя.
65. Поза отличается от позиции отсутствием экзистенции.
66. Сплетни – словесные силки, поставленные молвой на вольные нравы.
67. Считать себя честным человеком может лишь тот, кто обманывает себя.
68. Раскованность – и распущенность; вроде об одном и том же, а как по-разному!
69. Скверное настроение исходит от невоспитанного человека, как дурной запах от немытого.
70. В структуре самости совесть – законодательная власть, воля – исполнительная; дальше по формуле: законы святы, да исполнители сплошные супостаты…

71. Священный экстаз: душевное состояние между литургией и оргией.
72. Анализировать сущие вещи – значит, банализировать их сущность.
73. В глубокомысленной банальности содержание сводится к выражению.
74. Ученый дурак в умном разговоре выражается изощренно и высказывается избыточно, – как будто хочет одним разом выложить все, что умеет и имеет сказать.
75. Психоанализ – логический анализ ментального дерьма с целью выявить паразитов сознания.
76. Увлечение психоанализом суть психоложество, то есть душевное извращение.
77. Методическая основа психологии, ее логическая основа, может быть терминологически определена как психологика; в этом определении проявляется внутренняя противоречивость: психологика – схоластика духа.
78. Детская болезнь эгоцентризма в экзистенциализме: установка на существование здесь и сейчас – желание всего и сразу. Иначе говоря – философский инфантилизм.
79. Человек страдает от того, что понимает, что мог бы избежать страданий, – но не знает, как это сделать, не утратив человечности; буддизм – истинное учение, но не для людей.

80. Внутренним измерением разума является не величина, а глубина.
81. У старости много прерогатив и привилегий, укорененных в теперешней реальности, а у юности только одно преимущественное право – право на все новые возможности жизни.
82. Основной вопрос проблемы существования не в том, сумеем ли мы изменить действительность, а в том, сможем ли мы изменить себя, чтобы стать действительными.
83. Оборотная сторона идеализма – инфантилизм; благое намерение действует в общественном сознании как лекарство, превращающееся в наркотическое средство.
84. Метафизика в повседневности проявляется как мерцание странности, исходящее от предметов, выпадающих из обыденности.
85. Метафизическое знание – магическое зеркало: за пределами бытия сознанию противостоит ничто, а в сознании отражается нечто.
86. Страх таится в неизвестности, как чудовище во мраке; всякая неясность в сущем сгущает ощущение опасности.
87. Безразмерность разума примерно равна безмерности мира. Обратное, скорее всего, неверно. В этой анизотропности проявляется метафизическое  измерение мироздания.
88. Идея бесконечности не может быть осознана в пределах разума.
89. В мире, лишенном разума, нет никакого смысла.
90. Каждый из нас в житейском плане худо-бедно заменим, но никто из тех, кто потерян для жизни, невозместим.
91. Онтологическая энтропия:  смещение сущности вещей от явления к событию.
92. Может ли один человек дать другому то, чего сам не имеет? Может! – покой…
93. Лучше иметь мало и уметь жить в данном, чем иметь много и хотеть еще, еще и еще…

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям