Орелстрой
Свежий номер №16(1220) 17 мая 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Некстати

30.01.2016

Визит Минотавра. Во всяком безвременье, когда старый порядок вещей распался, а новый еще не утвердился, в умах людей разброд и шатание. В народе теряется народность: чувство исторической общности и социальной солидарности. Молчаливое большинство становится толпой одиночек, и каждый замыкается в кругу своих забот – не мечтая ни о чем, кроме как оградить от злобы дня себя и своих близких. У тех же, кто не может смириться с окружающей действительностью, в душе накапливается негативная энергия. Отчего у психически неустойчивых личностей случается помрачение рассудка.

 

Сон разума, как известно, рождает чудовищ. Таким умозрительным монстром нашего времени стал христалинизм – противоестественное соединение в одной идеологии христианской традиции и репрессивной мифологии. Этот ментальный Минотавр, плод духовного извращения, нашел прибежище в нерукотворном лабиринте мифотворческого дискурса, целенаправленно внедряемого в информационное пространство.

В минувшем году христалинисты провели несколько скандальных презентаций так называемой Державной иконы – визуальной манифестации сакральной доктрины. В центре изографической композиции образ Сталина; одесную и ошую генералиссимуса его соратники. Оный пантеон покрывает своим омофором Богоматерь с Христом на коленях. Это ли не оскорбление религиозных чувств всех православных?! – кощунство страшнее, чем наглые кривляния Pussi Riot у церковного алтаря, вызвавшие всеобщее негодование. По сравнению с таким святотатством атеизм кажется благочестием. Логика идеологов христалинизма поистине дьявольская; представьте себе шествие первых христиан, при этом ревнителей римской имперской идеи, несущих городу и миру благую весть – и несущих на форум икону Нерона…

Пока приверженцев христалинистской ереси в стране не так уж много. Но миазмы зла обладают вирулентностью: активные экстремисты целеустремленно наращивают свое влияние на массовое сознание. Если народ не идет к Минотавру, Минотавр идет в народ.

* * *

В этой связи особый интерес вызывает наезд на Орловскую землю отряда русских духовных ратоборцев специального назначения – делегации Изборского клуба во главе с председателем, писателем Александром Прохановым, главным идеологом христалинизма.

Изборский клуб, основанный в 2012 году, репрезентирует себя как объединение российских интеллектуалов, экспертов по всем аспектам национальной идеи, занимающих ультраконсервативные позиции в стане сторонников великодержавности. В плане актуальной политики изборяне активно поддерживают президента Путина в его разногласиях с западными странами… и стараются из этих разногласий синтезировать государственную парадигму.

В течение двух дней члены делегации, сопровождаемые чиновниками и журналистами, посетили передовые производства и культурные учреждения, – все как в лучшие советские времена. Основным пунктом программы стал круглый стол, организованный на базе фундаментальной библиотеки Орловского университета. По замыслу устроителей, на этом мероприятии мнения патриотически ориентированных интеллектуалов, заезжих и местных, должны быть приведены к согласию, – чтобы на основе достигнутого консенсуса учредить Орловское отделение Изборского клуба.

Губернатор Вадим Потомский, представив Александра Проханова собранным для общения местным умникам и умницам, отрекомендовал его как титана мысли и выдающегося деятеля русского возрождения. А далее счел за лучшее покинуть духовное ристалище и вернуться к административной деятельности, предоставив почетную обязанность представлять власть своему первому заместителю. Александр Бударин, получив надлежащие полномочия, благоразумно свел свое участие к присутствию – и тем удержал авторитет власти на должном уровне, закрытом для политического экстремизма.

Организуя мозговой штурм местного интеллектуального сообщества, дружина брала пример со своего харизматического вождя: изборяне ошеломляли пророческой прозорливостью и поражали полемической страстностью… А вот заявленной высоты ума взять не удалось. Вероятно, среди членов клуба есть истинные светочи мысли, – но в Орле они не засветились. Видимо, стратегия изборян подразумевает сокрытие интеллектуального потенциала от вероятного противника. Глядя свысока, не поймет и не заметит гордый взор иноплеменный, что наша неодолимая сила – в неведомой ему правде… а когда заметит и поймет, будет уже поздно. В урочный час, в момент истины, мощное явление нашего неэвклидова ума станет для врага полной неожиданностью. Но русские люди, достойные этого звания, в начале славных дел должны твердо усвоить, кто виноват и что делать.

* * *

Из программных выступлений лидеров движения можно вычленить четыре основных темы. Далее по порядку.

1. ДУХОВНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ. Как заявлено учредителями Изборского клуба, его главная задача – выработать стратегию прорыва в светлое будущее (см. пункт 3). Как следует из сказанного, таковой в ставке верховного вождя красно-коричневых пока нет. Однако ввиду напряженности исторического момента объявляется духовная мобилизация. Это с какого бодуна? Согласно закону, правом на мобилизацию обладает только легитимная власть. Пока Проханов милостью Божией еще не стал национальным лидером, призыв стать под его знамя не что иное, как вербовка. Так агитируют в секту или, хуже того, ангажируют в джихад.

2. ИЗОБЛИЧЕНИЕ ВРАГОВ. Мобилизация предполагает активные военные действия. Этот вопрос для изборян наиболее актуален. Против кого ополчаемся? Против всех, кто не с нами. В пропагандистский оборот введена хитроумная концепция шестой колонны. Под этим брендом в ряды врагов зачисляются государственные и общественные деятели, в отличие от несистемной оппозиции (пятой колонны) поддерживающие порядок вещей, но истинной любви к родине в себе не имеющие. Имя им – легион. Оные двурушники подлежат отстранению от государственной деятельности и устранению из общественной жизни. Скрытых врагов выявлять очень просто: кто не согласен отказаться от своего мнения без дискуссии, с тем разговор короткий (см. пункт 4).

3. ОБУСТРОЙСТВО РОССИИ. Идеальный образ консервативной утопии изборского образца конкретизации не поддается. Православный коммунизм евразийского разлива умом не понять, а чтобы верить в него, надо, видимо, быть осененным благодатью. Это сильно ограничивает возможности изборского движения. Патриотов без страха и упрека в стране недостаточно, чтобы набрать на рать (см. пункт 2). Обжегшись на марксизме, облажавшись с либерализмом, общественное сознание не может и не хочет следовать поводырям, одержимым шизофреническим дискурсом. Чтобы принять то, что предложено в качестве изборского вероисповедания, рядовому гражданину надо провести долговременную целенаправленную работу над собой. Для начала семь лет не читать ничего, кроме передовиц газеты «Завтра» (с утра, натощак, чтобы злее забирало). И полностью отключить способность к критическому суждению. Ибо Империя по Проханову – сакральная инкарнация СССР: Святая Соборная Социалистическая Русь, хранимая совместными усилиями РПЦ и ФСБ – оплот русского духа, пребывающего в состоянии непреходящего экстаза. Таинственная особенность мистического проекта, не имеющего аналогов в мировом опыте государственного строительства – ангелическая точка сборки; эта метафора евразийского мыслителя Валерия Коровина поражает воображение: новейшие пиар-технологии, задействованные в строительстве воздушного замка, и ангелы господни в роли монтажников-высотников… душа поет, и крыша едет.

4. РОТАЦИЯ ЭЛИТ. Единственно, что может помешать строительству Империи – сопротивление врагов народа, захвативших власть в стране (см. пункт 2). Так что первоочередная задача патриотических сил – смена правящей элиты. Об этом хотелось бы поговорить конкретнее. Для начала два прямых вопроса:

а) где взять альтернативную элиту?

б) куда деть ту, что пока во власти?

Не так-то просто будет изыскать несколько миллионов честных и дельных людей на все ключевые места и ответственные посты. И не так-то легко будет изъять из системы тех, из кого она сейчас состоит. А самое главное – каким образом прогрессивные консерваторы собираются поменять существующий порядок вещей? Как ни крути, а есть лишь три мыслимых возможности коренного изменения общественно-политической ситуации:

1) демократические выборы;

2) государственный переворот;

3) чудо Господне.

Разберемся по вариантам.

1) Поскольку православно-коммунистическая идея вряд ли овладеет массами, в политическом плане в удел изборянам остается лишь краснобайство и черносотенство; чтобы получить власть законными способами, этого маловато.

2) Подбить народ на священный погром изборяне не смогут, даже если бы сильно захотели: украинский синдром стал эффективной прививкой массового сознания от черной горячки исторического самоуправства.

3) На Божий Промысл уповать напрасно; здесь у изборян, занимающихся религиозной самодеятельностью, шансов никаких – Русская православная церковь усердно молит Бога о благополучии властей предержащих.

Так что никакой реальной угрозы для властной элиты отсюда не исходит. Правящая партия может без всякого опасения гладить прохановскую химеру по холке и поощрять его деятельность по дезориентации российской общественности (см. пункт 1).

* * *

Зачем дружина изборян разъезжает по городам и весям? Как заявил Александр Проханов, мы не приехали учить орловцев, как жить; мы хотим услышать мнение самих жителей – что их волнует. Видимо, сказано сие было для красоты слога. Модератор разговора за круглым столом приглашал высказаться лишь тех носителей духовности, чье мнение радовало организаторов готовностью соответствовать. Однако и в этом формате выступления орловских интеллектуалов были содержательнее, чем декларации и декламации изборских ораторов.

Резким жестом осадив модератора, настроенного на директивное руководство собранием, в начале прений инициативу перехватил историк Егор Щекотихин. Ему, педагогу и патриоту, было что сказать о воспитании молодежи, – и кто бы мог остановить неукротимого профессора в его желании высказаться? Другие ораторы вели себя сдержаннее и рассуждали осторожнее, по мере своих убеждений поддерживая повестку дня. Но все перлы красноречия померкли в свете вдохновенного выступления Виктора Ливцова, признанного мастера художественного слова. Это был поистине риторический фейерверк! …после которого предмет разговора стал казаться еще темнее.

Единственным диссонансом предустановленной гармонии прозвучало выступление доктора исторических наук Сергея Минакова, авторитетного ученого и безусловного интеллигента. Словно в тесной людской, где уже не продохнуть было от спертого русского духа, приоткрылось окно в Европу… Взвешенное и вежливое опровержение измышлений и заблуждений, выдаваемых за исследования и откровения, наглядно показало, что патриотизм может и должен уживаться со здравомыслием. Чтобы гордиться родной историей, не надо рядить национальную идею в священные ризы, и в служении Отечеству непозволительно ставить усердие превыше рассудка. Собравшиеся отреагировали на эту речь выразительным молчанием.

Поскольку я имел место за круглым столом, но не имел возможности высказаться, свое мнение выражаю в привычном формате своемерных заметок на полях календаря. Мне думается, что ключом к пониманию смысла происходящего является проговорка Проханова в заключительном слове: наши изборские радения… Вот оно! Если смотреть в этом разрезе, в темном нутре прохановщины проявляется хлыстовщина – дурная болезнь русского духа, печальное и постыдное последствие духовного блуда. Неустойчивая часть интеллигенции, вместо того чтобы мыслить здраво и хранить свой смысл, снова вовлекается в умозрительный соблазн. Совращая нищих духом, моральные экстремисты и мистические анархисты без зазрения совести устраивают оргии с химерами ума.

Как сказал губернатор, открывая заседание круглого стола, у Орловской земли богатые духовные традиции. Очень верно сказал Вадим Владимирович! Стало быть, наша патриотическая общественность может осознанно противостоять мифотворческой тенденции, носителями которой являются идеологи Изборского клуба. Если отнестись к этому агрессивному дискурсу критически, то в логическом анализе раскрывается стремление представить мировоззренческий кризис как экзистенциальный экстаз: намерение, имеющее целью вовлечь слабые головы в сомнительное предприятие, – поворот российской истории в обратном направлении. Собственно говоря, тот же майдан, только шиворот-навыворот. Нам оно надо?

 Владимир Ермаков 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям