ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №23 (1270) 18 июля 2018 гИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Некстати

28.01.2018
К нам едет режиссер... Всматриваясь в хронику событий, смутивших в последние годы тихое течение нашей провинциальной жизни, вдумчивый наблюдатель может прийти к выводу, что в качестве ведущей тенденции в литературном крае тургеневскую традицию исподволь теснит гоголевская. В контурах времени все отчетливее проявляется нечто гротескное. Конечно, отдельные предпосылки для такого поворота имелись и прежде. Согласно преданию, опубликованному в журнале «Русская старина», сюжет «Ревизора» Гоголю подарил Пушкин – пересказав смешное происшествие, случившееся в Малоархангельске.
 
Серьезные литературоведы и краеведы к этому преданию относятся скептически: дескать, это не более чем апокриф. Пусть так. Но что делать, если наша жизнь устроена не по Гегелю, а по Гоголю. А пуще того – по Черномырдину: никогда такого не было, и вот опять… Как в незапамятную старину, губернский город О. взбудоражен странными слухами: к нам едет ревизор режиссер! Дабы провести ревизию наших традиций, а затем поставить рейтинг Орла на невиданную высоту. То есть представить наш богоспасаемый край в таком необыкновенном виде, что все прочие россияне, разинув рты, будут смотреть в нашу сторону в некоем остолбенении (немая сцена). Что ж… Если согласиться с мнением, что весь мир – театр, приглашение известного режиссера Юрия Грымова на должность начальника управления культуры и архивного дела Орловской области может показаться вполне обоснованным. Но если отнестись к делу всерьез, возникают сомнения.
Прежде всего сомнительно само намерение столичного сноба, баловня молвы и любителя славы, оставить служенье муз и податься на государственную службу. Какова мотивировка такого поворота? В качестве вероятного варианта – фрагмент монолога из упомянутой выше комедии: Каково положение? – я спрашиваю. «Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате, хотел отказаться, но думаю: дойдет до государя, ну да и послужной список тоже… «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я…» Ну и так далее.
В отличие от Хлестакова, Грымова предложение поруководить департаментом нимало не смутило. Хотя в интервью газете «Коммерсант» свое согласие он комментировал уклончиво: Мне интересно это предложение. Общими усилиями — подчеркну, общими, я не волшебник – можно достичь интересных результатов. Надеюсь, что мои знания и интерес к культуре помогут развить искусство региона. И впрямь, надо же кому-то развивать и репрезентировать провинциальную культуру; самим провинциалам, ясен пень, доверить это ответственное дело нельзя…
Если учесть, что Юрий Грымов уже не раз пытался совместить свои интересы с нашими (к взаимному разочарованию), упорное стремление внедриться в орловскую реальность настораживает. На встрече врио губернатора Андрея Клычкова с деятелями региональной культуры, имевшей место быть 14 декабря минувшего года, заезжий режиссер присутствовал в качестве почетного гостя. Вызывая недоумение как своим присутствием, так и своим поведением. Взяв слово и встав в позу, мэтр вне всякого регламента и без всякого резона стал учить собравшихся жить в искусстве – ставя в пример себя, любимого. Впечатление было сильное. Но неприятное.
Зачем нужно было Андрею Клычкову приглашать на доверительный разговор постороннего человека, не имеющего ни малейшего представления о реальных проблемах региональной культуры, никто не понял. Тем более незачем было заезжему режиссеру с высоты своего положения объяснять собравшимся, что им не следует рассчитывать на поддержку власти, а надо решать проблемы творчески, обходясь своими ресурсами. Учитывая, сколько средств тратит на культурные программы (включая проекты Грымова) правительство Москвы, такое отношение к нашим делам разило фарисейством. Понятно, что предстоящее явление Грымова на местной сцене культурная публика приняла без всякого энтузиазма.
Отвечая на вопрос того же «Коммерсанта», худрук нашего драмтеатра Игорь Черкашин назвал решение Андрея Клычкова поставить Юрия Грымова во главе региональной культуры колоссальной глупостью. Другие заинтересованные лица, с которыми мне привелось обсудить данную коллизию, сочли намерение Грымова стать начальником над ними вызывающей наглостью. Не имея склонности к резким высказываниям, я бы смягчил формулировку; используя европейскую риторику, общественное мнение можно выразить следующим образом: это решение является неприемлемым. В действиях исполнительной власти, проявившей неуважение к мнению общественности, просматривается явный волюнтаризм, а в действиях приглашенного режиссера, проявившего откровенное пренебрежение к орловскому культурному сообществу, просматривается авантюризм.
В оговорке Юрия Грымова в тексте газетного интервью (Я не волшебник) угадывается усеченная цитата из другой знаменитой пьесы – из «Золушки» Евгения Шварца: – Я не волшебник. Я только учусь…Что ж… ученье – дело благое. Но нелегкое. Возникает вопрос, а почему, собственно говоря, волшебному мастерству надо учиться на наших расходных материалах? Здесь контекст коллизии можно расширить до социально-политической ситуации в целом. Если сопоставить ряд фактов из официальной хроники последних лет, создается впечатление, что Орловский регион по негласному соглашению федерального правительства и администрации президента превращен в полигон для номенклатурных экспериментов. Кому только за последние годы не давали порулить тем или иным ведомством! Расчет простой: справится – будет прок, облажается – будет урок. Неудачи несостоятельных кудесников покрываются, ясен пень, за счет скудного местного бюджета. Общий итог удручает; в чудесах напоказ, больше похожих на балаганные фокусы, непонятно как исчезают бюджетные средства, а на их месте появляются серьезные проблемы.
Однако – представление продолжается! Каждый административный перформанс благовоспитанная публика переживает как коллективный стресс. Чувство протеста становится ведущим мотивом в сложном отношении общественности к власти. (Исключая, конечно, сервильных выразителей казенного энтузиазма.) Характер протестного настроения обусловлен реалиями сложившейся ситуации. Включая новый повод для конфликта. Культура как таковая в принципе не нуждается в руководстве; дух живый дышит где хочет. А вот инфраструктура культуры остро нуждается в опытных руководителях, умеющих вникать в повседневные нужды и решать насущные вопросы. Вряд ли заезжий режиссер, озабоченный своим имиджем, будет вникать в больные проблемы формирования музейных коллекций и комплектации районных библиотек. И все такое прочее, надлежащее по должности. Все, что сможет Грымов в плане повышения рейтинга орловской культуры – организовать продвижение собственных проектов за счет символического потенциала тургеневского края. Оно нам надо? Вот уж нет!
Скажем прямо: если чего недостает орловской культурной традиции для дальнейшего развития – отнюдь не креативных перформансов, а материальных ресурсов. Поэтому во главе культурной отрасли должен стоять тот, кто может создавать условия для повседневной деятельности всех учреждений культуры в ситуации перманентного кризиса. Работа благородная – и неблагодарная. Спросите хотя бы Дмитрия Моисеева, до последнего времени честно исполнявшего эту должность. Приветствовать назначение Грымова может только тот, кто не понимает, как устроена эта сфера. Все, что можно получить по итогам рискованного опыта – «интересные результаты»; говоря без обиняков – полное фуфло. Не говоря уже о том, что по всему культурному фронту в результате столкновения интересов обострятся противоречия и образуются конфронтации. В одну телегу впрячь не можно…
При всем надлежащем уважении к Андрею Клычкову, производящему впечатление интеллигентного и порядочного человека, по итогам ста дней его пребывания во главе правительства я не смог составить внятного представления о стиле и методах его руководства. Как будто установка на сближение власти и общественности существует отдельно от директивы на перезагрузку административного регламента. Здесь возникает когнитивный диссонанс. Наверное, несогласованность образа мыслей и образа действий врио губернатора обусловлена тем, что в его команде нет авторитетного посредника между аппаратом и электоратом; нет никого, кто мог бы реально координировать отношения правительства и общества.
Прежде в областном руководстве всегда наличествовали мастера консенсуса, устойчивые в системе административной деятельности и укорененные в структуре окружающей действительности. В разные времена непосредственную связь власти с жизнью курировали такие авторитетные фигуры, как Иван Мосякин, Александр Лабейкин, Сергей Ступин, умевшие снимать напряжение в служебных отношениях и консолидировать общественные ожидания в упреждающие решения. Кризис управления в режиме авторитарного правления выражается в разрыве обратной связи. На ключевых должностях оказываются случайные люди. Разработка стратегии поручается приглашенным политтехнологам, которые весьма смутно представляют себе действительность, в которой оказались. Особенно опасны непродуманные предложения самоуверенных экспертов, урезающие права коренного населения края.
На пресс-конференции по случаю ста дней своего правления Андрей Клычков сказал, что решение по поводу назначения Юрия Грымова еще не принято: пока ведутся переговоры. На момент выхода этого номера газеты коллизия, вероятно, уже разрешится. Вопрос в том, как именно. От этого во многом зависит отношение местной интеллигенции к потенциальному лидеру орловского региона.
Чего не хотелось бы тем, кто всячески сочувствует усилиям Клычкова по нормализации наших обстоятельств, – чтобы кураторами и модераторами внутренней политики были продувные продюсеры и прожженные менеджеры, а также блогеры, рэпперы и прочие сталкеры. Известие о том, что к нам едет режиссер, повергло меня как старого горожанина, культуре не чуждого, в патриотическую растерянность: за что нам такое счастье? Естественный вопрос: ху из мистер Грымов? Заглянув для уточнения сведений в Википедию, в перечне реалий и регалий режиссера, продюсера et cetera я обнаружил  звание академик рекламы (?!); может быть, Грымов нужен Клычкову на период избирательной кампании именно в этом качестве? Не хотел бы так думать…
Как бы то ни было, назначение чужого человека начальником нашей культуры (вопреки мнению большинства активных деятелей этой культуры) вбивает очередной клин в трещину между властью и общественностью. Потери в авторитете руководству придется покрывать за счет административного ресурса. Как говорится, на колу мочало…
Мне, как и большинству благонамеренных обывателей, нравственно пострадавших от выкрутасов предыдущего губернатора, в связи со сменой административного режима хотелось бы быть на стороне нового порядка. Но при одном необходимом и достаточном условии – это должна быть правая сторона. То есть власть, ответственная перед людьми и открытая для критики. Пусть нам не всегда ясна кадровая политика руководства, но его административная логика должна быть понятна. Хотя бы в общем смысле.
Мне, как и большинству здравомыслящих избирателей, хотелось бы, чтобы в начале славных дел Андрей Клычков, основной претендент на место губернатора Орловской области на предстоящих выборах, показал себя перспективным политиком, который сможет придать нашей жизни положительную динамику. Иначе говоря, чтобы новый губернатор проявил себя в этом статусе не самонадеянным волшебником и не самовластным начальником, а компетентным чиновником и ответственным человеком – государственным гарантом разумной действительности. Которой нам так не хватает…
От редакции
Как стало известно 22 января, Юрий Грымов, российский режиссер, художественный руководитель театра «Модерн», назначен советником губернатора Орловской области по вопросам культуры и туризма. Также в минувшую пятницу должность руководителя управления культуры региона покинул Дмитрий Моисеев, сообщает ИА «Орловские новости». О том, кто возглавит управление, пока информации нет.
Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям