ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №1(1249) 17 января 2018 годаИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Некстати

22.12.2017

О страстях и слабостях. Все мы немощны, ибо человеце суть. Приписывается Иоанну Златоусту.

О лени

Моралисты говорят: лень – мать всех пороков. Праздный ум мог бы легко доказать несостоятельность этого суждения… но ему неохота думать на эту тему.

Чтобы снять с порочных людей обвинение в лени, а с ленивых подозрение в порочности, достаточно сказать, что продвижение по стезе порока, как и всякое другое активное действие, требует целенаправленных усилий, а ленивый человек к напряжению организма не расположен. Будь мировые лидеры природными лодырями, в мире было бы гораздо меньше проблем.

Давний последователь учения о недеянии, я набираюсь ума в ходе разумного уклонения от лишних забот. Причем в категории лишнего оказывается едва ли не большая часть разнообразных обязательств, которыми обрастает обыденное существование. Отказ от суетной активности – самый простой способ повысить качество жизни без лишних усилий. Как сказал один немецкий  философ, в невмешательстве в порядок вещей может быть больше мудрости, чем в непродуманном воздействии. 1) Бывает, конечно, что уклонение от докучного дела требует больших усилий, чем его исполнение, – в этом случае лучше выказать надлежащее трудолюбие. Главное в этом случае – не перестараться, чтобы не обрести репутацию делового человека, от которой потом будет трудно отделаться.

Принимая во внимание вышесказанное, нельзя зачислить лень в разряд страстей. Но и посчитать ее слабостью тоже не совсем правильно. Чтобы свести свободу воли к осознанной необходимости, надо обладать силой духа. Как сказал один французский литератор, лень, если и не способна стать генеральной линией отдельно взятого существования, позволяет избежать многих проблем; достигнув зрелости, экономишь жизненную энергию. 2) Поскольку лень способствует энергосберегающему режиму существования, она должна быть реабилитирована и в моральном, и в социальном плане.

Два образных высказывания о лени принадлежат Эмилю Мишелю Чорану, внесшему в французское остроумие примесь румынской мрачности. Первое – биологическое: лень – это физиологический скептицизм, сомнение плоти. Второе – теологическое: лень – чудесный пережиток рая. 3) Согласен с ним по обоим пунктам. Будучи скептиком, в начале всякого дела я подвергаю сомнению его целесообразность, чтобы иметь возможность уклониться от сомнительных дел. Будучи агностиком, я нахожу в своей лени смутную надежду на то, что моя душа, несмотря на неясное происхождение, изначально предназначена для блаженства. Главное, не делать по жизни ничего такого, что могло бы придавить душу тяжестью последствий. И лень в этом плане хорошему человеку никак не помеха.

Быть лодырем – не самое худое дело на свете. Единственно, надо соблюдать при этом технику душевной безопасности. В основу общественного мнения заложено осуждение лени, и воспитание направлено на то, чтобы вытравить из детей естественную склонность к безделью. Надо иметь дар божий, чтобы успешно ничего не делать. А простому человеку жить в праздности трудно: если люди не застыдят, так совесть исподволь изведет.

Быть лодырем – не самое легкое дело на свете. Где бы я ни работал – а мне, как и многим, по жизни пришлось перепробовать разные виды деятельности, от разгрузки вагонов до сочинения стихов, – я всегда подходил к делу творчески… чтобы покрыть креативностью недостачу усердности. В общем и целом мне это более-менее удавалось. По крайней мере, настолько, чтобы иметь репутацию человека творческого. Существует теория, что прогрессом человечество обязано ленивым людям, которым неохота надрываться на работе, – чтобы облегчить себе жизнь, они идут на всяческие ухищрения, изобретая разные технологии – от колеса до компьютера. Если так, то трудяги у лодырей в неоплатном долгу…

Быть лодырем – не самое простое дело на свете. Бедным лодырям, если не повезет изловить говорящую щуку или устроиться на госслужбу, по жизни приходится сильно постараться, чтобы их оставили в покое. Пребывать в покое среди общей суеты – занятие далеко не праздное, требующее постоянной работы над собой. Чтобы успешно уклоняться от напрасной деятельности, приходится развивать умственные способности. Так что среди лодырей дураков нет – дуракам думать недосуг, они всецело заняты устройством своих дурацких дел. А лодыри, искатели райского блаженства, избрали лучшую долю – ибо они составляют авангард прогрессивного человечества, грезящего о Царстве Божием на земле.

О злобе

Среди крылатых выражений, отложившихся в языке удобными идиомами, особое место занимает старинная метафора злоба дня. Источник риторического образа – церковнославянская лексема довлеет дневи злоба его. Глагол довлеть обычно понимается в значении господствовать, что неверно; довлеть – значит удовлетворять. В синодальном переводе смысл евангельского завета выражен надлежащим образом: довольно для каждого дня своей заботы. Не надо тревожиться о том, время чего еще не настало. Однако неправильное толкование, как ни странно, точнее определяет дух исторического времени, порождающего в современниках злые чувства друг к другу. Злобой дня становится всякое явление, вынуждающее людей определиться по отношению к нему. И ожесточиться сердцем к тем, кто ориентирован иначе.

Питательная среда злобы дня – толпа. Обыкновенных людей, собравшихся в критическую массу, соблазняет дьявольская идея, что справедливость можно и нужно установить насилием. Благие намерения, зараженные злобой дня, ведут в ад.

Серж Московичи, авторитетный специалист в области социальной психологии, в анализе массовой политики опирается на мнение классика социологии Габриэля Тарда: люди, собравшиеся в толпу, дуреют в буквальном и в переносном смысле. Достаточно слабой закваски озлобленности, чтобы поднять тесто глупости. 4) Из этого негодного теста, заквашенного злобой дня, выпекается насущный хлеб политики, данный нам днесь.

Другое точное умозаключение, вытекающее из анализа зла, принадлежит Игорю Юганову, мастеру сарказма: Зло жиреет, питаясь страхом. 5) Как это верно! Его мысль можно продолжить так: зло дуреет, упиваясь злобой. Злоба – темная энергия зла; душа, исполненная злобы, с мрачным удовлетворением делает черную работу – расширенное воспроизводство зла.

Общество, зараженное злобой, обречено на горе. Биолог Конрад Лоренц, основоположник этологии, фиксирует механизм самоуничтожения вида, не контролирующего уровень внутренней агрессии. Отбор, этот суровый страж целесообразности, запутавшись в мутациях, заводит популяцию в гибельный тупик. Это происходит в тех случаях, когда отбор направляется конкуренцией сородичей, без связи с общими интересами вида как такового. 6) Некоторые понятия, выявленные в поведении животных, могут быть применены к человеческим сообществам. Хотя бы к нашему. Взаимное озлобление, свойственное борьбе либералов и патриотов, ослабляет национальный потенциал в международной конкурентной борьбе.

Если общественный организм не вырабатывает ментальные антитела, обнаруживающие и обезвреживающие логические противоречия в системе отношений, продукты распада накапливаются во всех тканях социума и способствуют развитию всевозможных социальных проблем. Ослабленная внутренним раздором нация теряет иммунитет и становится подвержена всем мировым моровым поветриям. В результате энергичные особи направляют большую часть агрессии друг на друга, добиваясь благ для себя за счет захвата в личное пользование общих жизненных ресурсов. И тем самым разрушая основы общества. Так раковая опухоль растет за счет перерождения здоровых клеток, сводя к нулю шансы организма на выживание. Злая воля довлеет над нашими днями как злой рок. И натужная духовность, присущая казенной державности, не дает надежды на преодоление ресентимента, свойственного деморализованному обществу.

Напрасно надеяться, что изменить сложившееся положение вещей может церковная вера. Церковь всего лишь облагает носителей злобы дня подушным налогом, отпуская им грехи оптом и в розницу. Сказано: Бог есть любовь. Там, где нет любви, напрасно искать спасения. А воинствующее православие держит крест на замахе – чтобы огреть им по лбу любого, кто не склонит выи перед церковным авторитетом. Клерикальная среда проникнута нетерпимостью; православные активисты всякое вольномыслие воспринимают как оскорбление своих религиозных чувств, требующее немедленного возмездия. Злоба дня набирается от них темной энергии. Но, конечно же, не только от них. Что совсем худо, культурная среда заражена тем же зловредным вирусом, видимо, уже повредившим ментальную наследственность русской интеллигенции – как либеральной, так и консервативной; дневники Юрия Нагибина и Андрея Тарковского, Георгия Свиридова и Станислава Куняева сходным образом свидетельствуют озлобление ума и ожесточение сердца. Читать это горько. И временами стыдно. Словно становишься невольным соучастником сплетен, порожденных злопамятностью…

Жизнь наша нелегка и непроста; встречи со злом никому не миновать. Доброму человеку нужно принять все меры предосторожности, чтобы не заразиться злом при непосредственном контакте. Когда ловишь себя на злых мыслях, в первую очередь следует разобраться в их генезисе. Если это защитная реакция сознания на внешнюю агрессию – значит, можно думать дальше в том же направлении. Если же их источником является внутренний конфликт – значит, нужно менять образ мыслей. Чтобы отвести горе от ума и вытравить зло из сердца.

О скуке

Когда у человека ничего не болит, и ни до чего ему нет заботы, и все в его жизни вроде бы хорошо, а ему все равно плохо – и томно, и тошно, да так, что он не знает, куда себя деть, чтобы только не оставаться наедине с собой, – значит, его одолела скука. Скука – болезнь, которая ничем не лечится, потому что лечить нечего. Как это отметил Поль Верлен в переводе Бориса Пастернака:

Откуда ж кручина

И сердца вдовство?

Хандра без причины

И ни от чего.

Впрочем, с другой точки зрения, от скуки и не надо лечиться. Как полагал Эмиль Мишель Чоран, скука… это позитивная греза. 7) Что он имел в виду, можно понять, обратившись к авторитетному мнению Мартина Хайдеггера. Согласно Хайдеггеру, чтобы обрести смысл в мире, нужно бежать от соблазнов житейской суеты в пустыню вселенской скуки. Что такое скука? – Человек, выпавший из контекста, обнаруживает в себе ментальную пустоту; время исходит ниоткуда и уходит никуда, образуя в сознании метафизическое зияние. Что делать?! Ничего. Посредством истолкования сущности скуки добраться до сущности времени. 8) Теряя попусту время, обретаешь полноту бытия.

В порядке вещей ничего подобного скуке нет: скука – это тихий омут в течении жизни, в который душевная слабость затягивает бездумный разум. Философ Мераб Мамардашвили, чья мысль идет наперекор Хайдеггеру, обнуляет экзистенциальное значение скуки. Я скажу: ты скучаешь – твое собачье дело. Скучай. Я вообще не понимаю, как человек может скучать. 9) Скука действует на душу как кислота на металл: железо окисляется, а золото очищается.

Художественное оправдание скуки дает Сигизмунд Кржижановский, один из невостребованных гениев минувшего века: Много их, скук земных: есть весенняя скука, когда одинаковые любят одинаковых, земля в лужах, а деревья в зеленом прыще; а есть и череда нудных осенних скук, когда небо роняет звезды, тучи роняют дожди, деревья роняют листья, а «я» роняют себя самих. 10) Скука, пережитая таким образом, легка, как тургеневская грусть, и светла, как пушкинская печаль. Век бы так скучал – и того было бы мало!

Самая вежливая форма критики ближнего своего: с тобой не соскучишься! Самая деликатная форма критики литературного текста: невнятно, но не скучно… Если кто-то скажет так по поводу этого текста, я как автор буду считать, что все получилось как надо.

1) Петер Слотердайк «Критика цинического разума».

2) Эрик Орсенна «Долгое безумие».

3) Эмиль Мишель Чоран «Искушение существованием».

4) Серж Московичи «Век толп».

5) Игорь Юганов «Телеги и гномы».

6) Конрад Лоренц «Агрессия».

7) Эмиль Мишель Чоран «Горькие силлогизмы».

8) Мартин Хайдеггер «Основные понятия метафизики».

9) Мераб Мамардашвили «Очерк современной европейской философии».

10) Сигизмунд Кржижановский «Автобиография трупа».

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям