Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Некстати

09.09.2017
Разные ужасы. Иваново детство. В западной историографии русский царь Иван Грозный проходит по спискам тиранов как Ivan Terrible, то есть Иван Ужасный. В семантическом родстве с этим прозванием состоит известное выражение infante terrible – ужасный ребенок. Может быть, данная идиома отчасти проясняет генезис тирании. Как утверждают психиатры, в корне психических девиаций (отклонений от нормы) обычно лежат детские травмы, разрастающиеся с возрастом во внутренние уродства. Наверное, так оно и есть. В страшных делах знаменитых злодеев иногда проглядывает извращенное ребячество.
Вспоминая начало своей жизни, царь Иван Васильевич детские досады возводит в ранг смертельных обид. Вот одно из воспоминаний: боярин Шуйский, опекун, сидит в царском покое нога за ногу и думает о чем-то своем, а на Ванечку даже не глянет. Разве можно простить такое пренебрежение! Как исчислить подобные бессчетные страдания, перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. 1) Ах, бедняжка! слезы наворачиваются, как представишь, что никто сироту, как найдет на него грусть-тоска, не приголубит, не приласкает… Однако характер малолетнего Ивана формируют не столько его заботы, сколько его забавы: издевательства над дворовыми людьми и мучительства домашних животных. (Зверь был уже в нем, – пишет об этом периоде жизни царя один из историков.)
Нет, царь Иван не принц Гамлет: в его безумии нет никакой системы, зато просматривается нравственный идиотизм: хроническая инфантильность и невротическая эгоцентричность. Извращенная натура находит выражение в страсти к нелепым маскарадам и жестоким играм, а также в резких переходах от оргии к аскезе, а от поста к разврату. Мрачная харизма самодержца проявляется в подозрительности и мстительности, в злорадстве и коварстве – на радость бесам, вселившимся в него по халатности ангела-хранителя.
Какую прописную мораль можно вывести из исторического триллера, первая глава которого называется Иваново детство? Не обижайте детей! не видя жалости от близких, они вырастут безжалостными к ближнему своему, и все былые обиды, перегнившие в сердце, изойдут из них злыми делами. Чтобы не вышло так, надо всемерно защищать детей от всякого насилия, как от физического, так и от идеологического. И вообще относиться к ним бережно. Что порой непросто. Иной раз, глядя на избалованных отпрысков сильных мира сего, с детства проявляющих порочные наклонности, так и хочется… но – нельзя! ювенальная юстиция строго ограничивает меры воздействия на несовершеннолетних нарушителей порядка. Это, конечно, правильно… но что-то же надо с ними делать, кроме как увещевать и улещивать. Потому что, как свидетельствует история, из мелких пакостников выходят большие сволочи. И великие злодеи. Как царь Иван IV, в отместку за свое неладное детство осиротивший часть Руси.
История по понятиям
Ивану Грозному, вошедшему в историю царскими зверствами, благодарные потомки поставили в Орле памятник. А вот улица имени Степана Разина, столь же лихого и лютого исторического деятеля, все еще без памятника ему…
Можно не сомневаться, что в порядке нравственного воспитания населения найдутся истинные патриоты, готовые защитить былинный образ атамана Стеньки от извращенцев истории, которые, ссылаясь на свидетельства современников, представляют  народного заступника кровавым разбойником. В нашем полемическом поле им ничего не стоит провести кампанию по восстановлению исторической справедливости – акцию возмездия под разинским кличем сарынь на кичку! Казацкий атаман, как и положено крутому авторитету, правил дела по сермяжной правде. И если утопил персидскую княжну, значит, рассудил по понятиям. Отфильтровал базар и разоблачил ее сексуальную привлекательность как злонамеренную попытку подорвать стабильность руководства и сплоченность коллектива. Таким образом, утопление заморской басурманки было осознанной необходимостью, достойной восхваления и воспевания.
По логике вещей, продолжая генеральную линию монументальной пропаганды, отцы города рядом с памятником Ивану Грозному должны поставить памятник Степану Разину. А третьим в том же ряду обоснованно станет памятник Иосифу Сталину. Все по понятиям, согласно принципам диалектического материализма: тезис – антитезис – синтез. И будет славен наш град во всем божьем мире тремя символическими мемориалами – самодержавному произволу, революционному беспределу и государственному террору. От туристов и инвесторов отбоя не будет…
Упоение на краю бездны
Согласно иезуитской логике идеологов сильной власти, цель оправдывает средства. Любая социальная несправедливость может быть переквалифицирована в общественную необходимость, поелику благонамеренная ложь служит укреплению режима. Надо только приучить народ к тому, что житейская нужда есть норма жизни. И в безобразиях, творящихся вокруг, ничего страшного нет. Как говорила хозяйка борделя, ободряя личный состав, ужаснувшийся особо извращенным желаниям клиента: – Ну, ужас, конечно… но уж не «ужас! ужас! ужас!». Дескать, нам не привыкать…
Государственный террор, к которому всегда тяготеет номенклатурная диктатура, сочетает в себе вещи несовместные – авторитаризм, тоталитаризм и эгалитаризм. Первое и второе понятия взаимообусловлены: культ харизматической личности создается за счет обезличивания всех и каждого. А последнее словцо из политического лексикона, постулирующее идею равенства, отчасти объясняет, почему произвол власти может находить поддержку в массах. Дело в том, что репрессивный режим уравнивает в бесправности сильных мира сего и малых сих; злорадство, с которым низы наблюдают, как палачи становятся жертвами, есть основа популярности в деморализованном народе мифологизированного образа Иосифа Сталина.
В вопросе об отношении народа к личности Сталина и лагерному социализму социологам вряд ли удастся установить, насколько российский менталитет на самом деле поражен метастазами сервильности, а насколько национальный комплекс сильной власти является невротическим симптомом, – вроде ложной беременности у истерических женщин, неудовлетворенных своей социальной и сексуальной жизнью. Когда в народе говорят сгоряча, негодуя на творящиеся вокруг безобразия: – Сталина на вас нет! – не надо полагать тех, кто так говорит, убежденными сталинистами. Ведь если кто-то скажет в сердцах: – Чтоб вас черти побрали! – мы же не считаем его сатанистом. Такое проклятие – последняя надежда отчаявшегося человека: надежда на конец света.
Александр Кожев, французский философ русского происхождения и немецкой выучки, пытаясь понять логику сталинского террора, пришел к следующему выводу: Если правитель следует правилам, даже самым жестоким, этого недостаточно, чтобы изменить поведение людей. Чтобы люди в России изменились, их надо подвергать непредсказуемым страданиям, обвинять в том, что они не совершили, или наказывать за нарушение несуществующих законов, а точнее говоря, преследовать случайным образом. Тогда все придет в хаос, возникнет подлинная аномия (беззаконие), и власть может вести людей за собой. По свидетельству Исайи Берлина, Кожев предлагал свою аналитику Сталину, но не получил ответа. Сталин знал, что нельзя позволить кому бы то ни было раскрывать сакральную природу человеческих жертвоприношений. Объяснение террора ведет к ослаблению иррационального страха, превращающего сон разума в наваждение – немыслимый синтез грезы и кошмара. Можно лишить людей всего, но, чтобы они не пошли поперек общей судьбы, должно оставить им упоение бездны мрачной на краю… Последнее, что остается человеку, у которого отнято все человеческое.
О противящихся власти
В полупустом троллейбусе разговаривают две пожилые женщины, обсуждают повышение коммунальных тарифов. – Весь бюджет разворовали, а теперь за наш счет убытки покрывают! – возмущается одна. – Это просто тихий ужас! Хотят совсем нас извести, – ужасается другая.
Я собрался было вмешаться в разговор, чтобы защитить власть предержащую от облыжного навета. Как же вы, гражданки, можете так говорить! разве вы телевизор не смотрите? разве не видите, как руководство старается? Сколько храмов поставили, сколько памятников воздвигли – а вы все не рады! Сколько решений приняли, сколько мероприятий провели – а вы все не довольны! Сколько в эти благие деяния вложено административного усердия! Сколько на них выделено бюджетных средств! Понятное дело, до прочего руки не доходят. Да и денег не остается. Но не надо мелочно склочничать; все остальное, Бог даст, само наладится. Главное, надо безоглядно и безоговорочно верить в благие намерения правящей партии. И достойно переносить временные трудности, вызванные сложными геополитическими обстоятельствами… Ну и так далее, и тому подобное – все, что отложилось в памяти из выступлений наших руководителей на торжественных мероприятиях по разным поводам.
Но, хорошенько подумав, я воздержался от вступления в спор. Если бы я от своего лица сказал им то, что они слышат от ответственных лиц, боюсь, мне бы не поздоровилось. Хорошо, если бы сочли за идиота и повертели пальцами у виска, а то ведь могли бы счесть за провокатора и выплеснуть мне в лицо все, что накипело на душе. Оно мне надо?
Впрочем, неприятности могли последовать и с другой стороны: участие в обсуждении внутренней политики региональной власти может быть сочтено за соучастие в несанкционированной политической акции. Согласно поправкам к закону о массовых мероприятиях, принятым на днях областным Советом, акции протеста запрещено проводить возле всех торговых объектов, а также ближе ста метров от зданий органов соцзащиты, медучреждений, дошкольных и общеобразовательных организаций. А еще заказано протестовать близ храмов и часовен, дабы не мешать просительным молитвам и благодарственным молебнам законопослушных граждан. А поскольку троллейбус то и дело проезжает мимо вышеуказанных объектов, нарушений не избежать. Так что обсуждать действия власти теперь надо с сугубой осторожностью.
Креативная инициатива наших законотворцев может получить всероссийское признание под брендом демократия по-орловски. Суть поправки проста и понятна: не нравится, что творится? – идите и протестуйте! только идите со своим протестом куда подальше… Чтобы вас было не видно и не слышно. Короче говоря, хотите осуществить конституционное право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование 2), ищите на карте города пятый угол.
Таким образом, благодаря мудрому руководству, Орловский регион скоро выйдет на второе место в РФ (после Чеченской республики) по лояльности к режиму власти. Разработав этот законопроект, орловское правительство надеется сохранить в регионе надлежащий порядок (тишь, гладь и божью благодать). Несмотря на возражения и воздержания депутатов оппозиционных фракций, сведенных в составе Орловского областного Совета к техническому минимуму, закон, запрещающий публично выказывать недовольство, принят в первом чтении. Это не значит, конечно, что власть полностью запрещает проявлять общественную активность; акции солидарности с властью приветствуются и поддерживаются. Так что если в городе будет организован митинг в поддержку запрета митингов, для него без проблем будет найдено свободное пространство – как физическое, так и информационное. А как иначе? – власть всегда идет навстречу тем, кто ее любит.
И пусть никто даже не пытается обойти установленные свыше правила! Нарушители запрета ответят по всей строгости закона. Оппозиционеры, в отличие от коррупционеров, не ускользнут от бдительного ока органов правопорядка. Да и Фемида в этом случае будет строга, как никогда. Исстари и теперь злоупотребление властью у нас меньший грех, чем неуважение к власти. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 3)  Возможно, это апостольское положение будет вписано в преамбулу законопроекта о дальнейшем развитии демократии в Орловской области, работа над которым, вероятно, уже ведется в кулуарах областного правительства – в регламенте диалога между теми, кто хорошо устроился при нынешней власти, и теми, кто надеется устроиться еще лучше. Надо думать, Орловский край еще не раз удивит страну духовно-нравственными исканиями и общественно-политическими инновациями. Надо же хоть чем-то удивлять, чтобы о нас совсем не забыли.
1) Первое послание Ивана Грозного Курбскому.
2) Конституция РФ; статья 31.
3) Послание к Римлянам: 13; 2.
Владимир Ермаков

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям