Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Началось в колхозе утро

Не спиртом единым…

24.07.2013

Два с половиной года назад губернатор Орловской области Александр Козлов поставил перед местными производителями ликеро-водочных изделий задачу увеличить выпуск продукции в 8,7 раза. К сожалению, выполнить и перевыполнить план разработанной для этих целей программы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Орловской области на 2011–2013 годы» так и не удалось. Более того, производство водки и этилового спирта в регионе снизилось за первые пять месяцев этого года. При этом, как отмечают участники данного сектора экономики, пить орловцы меньше не стали. Впрочем, аналогичная ситуация складывается и в целом по стране.

Россия сдает позиции

По данным Росстата, в мае в России произошло глобальное с начала года снижение производства водки – на треть (5,8 млн декалитров), по сравнению с тем же периодом 2012-го.

Самое драматичное падение зафиксировано у заводов-лидеров. Так, у польской Central European Distribution Corporation (CEDC, бренды «Зеленая марка», Parlament) завод «Топаз» сократил производство на 60,6%, Сибирский ЛВЗ – на 48,1%, а «Парламент продакшн» и вовсе на 85,8%. Основные предприятия «Синергии» (марки «Беленькая», Beluga) снизили выпуск на 25–64,2%. Некогда лидер отрасли московский «Кристалл» в мае не выпустил почти ничего, что связано с завершившимся переносом производства в подмосковный филиал «Корыстово», отмечает портал «Коммерсант.ру».

Впрочем, тенденция к снижению объемов производства водки наметилась еще с начала года. Так, в январе они сократились на 30,3%, в феврале – примерно на 26%, в марте – на 22%, в апреле спад производства составил еще 17,9%.

А что у нас?

Падение объемов выпуска готовой алкогольной продукции и этилового спирта не обошло стороной и Орловскую область. Сегодня в регионе работают два производителя готового алкоголя: ОАО «Орловский винзавод» (Орел) и мценский завод «Орловская крепость», сообщили «ОВ» в региональной администрации.

ОАО «Этанол» (Ливенский район), действовавшее в прошлом году, сейчас переоформляет лицензию на производство ликеро-водочных изделий. Кроме этого в ближайшее время планируется запустить производство водки и ликеро-водочных изделий на ЗАО «Орловский кристалл». Напомним, у предприятия были долгие тяжбы с налоговым ведомством. По версии областного УФНС, «Орловский кристалл» недоплатил свыше 170 млн рублей налогов за 2006 год. Из-за невозможности приобрести акцизные марки без справки об отсутствии задолженности перед налоговыми органами спиртзавод вынужденно простаивал несколько лет. В марте 2011 года Арбитражный суд РФ подтвердил правоту предприятия в споре с налоговой инспекцией. Но производство так и не было запущено.

В результате, как сообщили «ОВ» в региональной администрации, за пять месяцев текущего года изготовлено водки и ликеро-водочных изделий на уровне 37,1 тысячи декалитров, что фактически на 70% меньше по сравнению с уровнем прошлого года.

Отмечено и снижение выпуска этилового спирта. В настоящее время его производством занимается только ОАО «Этанол». За январь-май этого года изготовлено 74,65 тысячи декалитров спирта, что составляет 20,3% от прошлогоднего уровня. Падение показателей связано с тем, что предприятие остановлено для модернизации технологического оборудования.

А ведь когда-то в Орловской области функционировало шесть спиртзаводов и четыре производителя алкогольной продукции. Нынешнюю ситуацию аналитики объясняют введенной в 2009 году нормой по оснащению спиртзаводов дорогостоящим оборудованием для переработки или утилизации барды (основного отхода спиртового производства). Не выдержав возросших затрат, небольшие предприятия закрылись.

Так, например, в конце прошлого года было выставлено на продажу признанное банкротом в марте 2011 года ЗАО «Троицкий спиртзавод», расположенное в Верховском районе. Его начальная цена составляла около 5,78 млн рублей. Конкурсным управляющим предприятия в ноябре 2012 года были проведены торги по реализации имущества, которое в итоге приобрело некое частное лицо. О дальнейшей судьбе завода пока ничего неизвестно.

Для стимулирования деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий алкогольной промышленности Орловской области правительство выделяет субсидии из областного бюджета. Но, судя по всему, одних только этих мер оказывается недостаточно. Особенно с учетом нынешних экономических реалий. Так, по распоряжению Минфина РФ, за субсидирование алкогольных предприятий в положении дефицита бюджетных средств региону урежут федеральные выплаты в том же размере. Мол, возмещение затрат алкопроизводителям препятствует рыночному ценообразованию и негативно влияет на здоровую конкуренцию.

Нереализованные запасы

Помимо перечисленных аспектов, аналитики рынка связывают текущее сокращение выпуска этилового спирта и готового алкоголя с большими запасами, сделанными в конце прошлого года. Дескать, запастись впрок производителей заставил запланированный с 1 января 2013-го рекордный рост цен на акцизные марки – аж на 33%, достигнув 400 рублей за литр чистого спирта. Соответственно, использовать старые акцизные марки разрешалось только до 31 декабря прошлого года, а вот реализовывать продукцию с ними – до конца этого года. Чтобы снизить затраты на акцизы, производители решили по максимуму использовать старые марки.

Увы, надеждам водочных компаний на то, что прошлогодние запасы удастся быстро реализовать в этом году, так и не суждено было сбыться. Почему, спросите вы? Поясним. Уже с начала этого года оптовые и розничные операторы отказались брать на реализацию алкоголь с марками старого образца, боясь его не распродать до «часа Х», передает слова участников Клуба профессионалов алкогольного рынка «Коммерсант.ру». Из-за этого к концу 2013 года не будет реализовано 14 млн дал (280 млн бутылок) только крепкого алкоголя, что составляет около 14% его годового объема. Ряд дистрибьюторов алкоголя подтвердили, что сейчас принимают только продукцию с новыми акцизными марками. Поэтому производители спиртного обратились к чиновникам с просьбой продлить установленный срок до сентября 2015 года. Именно до этой даты разрешено торговать импортным алкоголем со старой акцизной маркой. Отечественный и импортный алкоголь со старыми марками должен иметь равные временные права на розничный оборот, уверены водочные компании.

Росалкогольрегулирование РФ попросило участников рынка представить данные по остаткам продукции, маркированной федеральными специальными марками старого образца во всех уровнях товаропроводящей цепи. Сейчас идет обработка этой информации, и по итогам анализа данных будет принято решение.

Контрафакт наступает

А тем временем, по словам производителей алкоголя, произошло масштабное возвращение на рынок нелегальной водки, выпуск которой в предыдущие годы за счет принятых государством мер снижался. Резкое подорожание акцизов, а, следовательно, и минимальной стоимости бутылки водки до 170 рублей, снова спровоцировало у отдельных обывателей интерес к суррогатным сомнительного качества, но зато более дешевым высокоградусным напиткам.

Серьезную конкуренцию официальным поставщикам в том числе составили и контрабандисты из соседнего с нами Казахстана, где акцизы в пять раз ниже, чем у нас. Поэтому российский рынок сбыта оказался для них крайне привлекательным. По некоторым оценкам, сегодня теневой рынок составляет около 30%. Однако эксперты не исключают, что через пару лет регулярного повышения цен на легальный алкоголь продажи суррогатного алкоголя могут достигнуть половины от всего общего оборота горячительных напитков в стране. Но то ли еще будет...

Виталия Плахова

Справка «ОВ»

Ожидать, что рынок этилового спирта и готового алкоголя быстро поднимется с колен, не стоит, уверены водочные производители. Очередной удар под дых ждет игроков этого сектора экономики в январе 2014 и 2015 годов. Именно тогда акцизы подорожают на 30% и 20% соответственно. По подсчетам экспертов, минимальная цена бутылки водки, вероятно, поднимется в следующем году до 250 рублей.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям