Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Не тормози

Не роскошь, а средство передвижения?

15.04.2013

 Массовое открытие в России заводов, на которых собирают иномарки, сыграло на руку орловскому авторынку в прошлом году. Это способствовало незначительному снижению цен, в связи с чем спрос на импортные машины вырос в разы. Впрочем, такая тенденция наметилась не только в нашем регионе, но и в целом по стране.

Крупнейший авторынок Европы

В прошлом году в России был побит рекордный показатель продаж автомобилей, зарегистрированный в «золотом» для дилеров 2008 году. Тогда было продано 2,918 млн новых машин. По итогам прошлого года этот показатель составил 2,935 млн единиц автотранспорта. В целом, по сравнению с 2011-м, авторынок подрос практически на 11%, информирует Ассоциация европейского бизнеса. 

В результате этот сектор экономики в России по-прежнему остается одним их крупнейших в Европе. Опережает нас только Германия, притом что владеть автомобилем в России довольно дорогое удовольствие. На бензин, страховку, обслуживание ежемесячно жители нашей страны тратят в разы больше, чем европейцы и американцы. Чтобы хоть как-то сэкономить, львиная доля водителей обходит сервисные центры стороной, предпочитая более дешевые «гаражные» услуги.

Несмотря на это, суммы, которые россияне тратят на покупку машин, поражают воображение. Только на приобретение новых автомобилей в 2012-м наши соотечественники израсходовали 2,33 трлн рублей, подсчитали в аудиторской компании Ernst & Young. Для сравнения, в позапрошлом году эта сумма составила 1,9 трлн рублей. Средняя стоимость купленного автотранспорта равнялась 793 тысячам 600 рублям, что на 73 тысячи ниже, чем в предшествующем 2012 году периоду.

Половина проданных автомобилей была оснащена коробкой-автоматом. Россияне постепенно оценивают плюсы такого вида трансмиссии. Эксперты уверены, что увеличение доли автомобилей с автоматической коробкой продолжит расти и в ближайшие годы. Объяснить эту тенденцию можно увеличением женщин-водителей и новичков-мужчин за рулем.

Догоняли, догоняли, но не перегнали

Спрос на иномарки растет и в Орловской области. В регионе в минувшем году дилеры реализовали фактически на 50 процентов больше импортных автомобилей, чем в 2011-м. Продажи составили 7,04 тысячи новых машин, подсчитали в агентстве «Автостат». Это самый высокий темп роста в стране. Однако это не помешало нашей области остаться на последнем месте в Черноземье по продажам иномарок. Лидируют здесь Воронежская, Липецкая и Белгородская области. Связано это, в первую очередь, с более высоким уровнем жизни населения в этих регионах. Да и по численности жителей мы отстаем от перечисленных субъектов.

Приведенная выше статистика подтверждает слова орловских автодилеров о том, что спрос медленно, но верно уходит от отечественных автомобилей в сторону иномарок российской сборки, особенно корейских и китайских. В основном они оказываются в одной ценовой категории, а вот качество последних зачастую выше. Не играет на руку орловским продавцам российских машин и регулярное повышение цен от заводов-производителей. Поддерживать отечественный автопром становится все сложнее и из-за менее гибкой ценовой политики в отношении машин предыдущих поколений. На прошлогодние же иномарки скидки порой достигают 50 процентов.

Впрочем, обвала цен на новые зарубежные автомобили и подержанные иномарки орловцам ждать не стоит. А ведь многие автолюбители, да и ряд российских экспертов, давали такие прогнозы. Долгожданного снижения цен после вступления страны в ВТО не произошло. На прежнем уровне их поддерживали разработанные правительством так называемые защитные меры, например, введенный утилизационный сбор.

Купи здесь, обслуживайся там

Справедливости ради отметим, что, несмотря на снижение спроса на российские автомобили, они все еще лидируют по продажам как в России в целом, так и в нашем регионе в частности, сообщили «ОВ» местные дилеры. Для Орловской области такая тенденция характерна потому, что сервисные центры находятся в ее пределах. А вот отдельные марки иностранных машин, реализуемых орловскими филиалами автомобильных компаний, приходится возить в соседние регионы. Оказывается, некоторые компании дилерский центр открыли в Орле, а вот обслуживаться отправляют клиентов, например, в Курск или Брянск.

Возвращаясь к сегментам авторынка, отметим, что здесь в продажах мало что изменилось по сравнению с прошлым годом. Одними из самых востребованных в Орловской области остаются автомобили классов «В» и «С». Медленно, но верно растет спрос на внедорожники, а также на автомобили премиум-сегмента в связи с тем, что предлагаемые орловцам бюджетные автомобили уже давно из-за роста цен сложно относить к категории бюджетных. Такие небюджетные бюджетные машины, уверены эксперты орловского авторынка, являются одной из причин, по которой половина местного автопарка состоит из транспорта старше десяти лет.

Пересмотреть структуру рынка

Владельцы и покупатели подержанных автомобилей – люди со средним достатком. Они бы и рады пересесть на бюджетные новые российские авто или недорогие иномарки отечественной сборки, но цены на некоторые (позиционируемые производителями как массовые) автомобили достигают порой 1–1,5 миллиона рублей. Вот и остается автолюбителю либо ездить на изношенном «стальном коне», либо копить деньги на долгожданную покупку. Именно по этой причине полное обновление парка машин Орловской области не грозит.

А тем временем производители, ориентируясь на «немолодой» возраст отечественного автопарка, но не учитывая доходы населения, наводняют салоны новыми авто. В итоге этому сектору экономики грозит явное перенасыщение: предложение уже сегодня превышает спрос. А значит, ставка производителей может не сыграть.

– Орловский авторынок уже насыщен, – уверен один из руководителей дилерского центра Александр. – Те, кто мог купить новые машины, уже купили. Остальных же не завлечешь ни доступными кредитными программами, ни различными акциями. Покупать автомобиль, когда денег нет на бензин, никто не рискнет.

Прогнозы расходятся

По мнению аналитиков «Автостата», в 2013 году на автомобильном рынке России будет продано более 2,86 млн новых легковых автомобилей.

Из 70 экспертов, принявших участие в составлении прогнозов, почти половина оптимистично смотрит на рынок и прогнозирует рост на 5–15%. Чуть менее трети экспертов (28,6%) придерживается пессимистического сценария, согласно которому в 2013 году рынок может упасть в среднем на 7–8%. При этом есть и те, кто ожидает падения на 10–15%.

На основании экспертных оценок аналитиков и маркетологов также был составлен Топ-5 марок и моделей лидеров российского авторынка на 2013 год. Среди брендов Lada, Chevrolet, Renault, KIA и Hyundai. А среди моделей первая пятерка иномарок выглядит так: Hyundai Solaris, Ford Focus, KIA Riо, Volkswagen Polo и Chevrolet Cruze.

Если экспертный прогноз оправдается и рынок действительно вырастет хотя бы на 3–4%, это будет очень хорошим результатом года. Потому что покупательская способность уже находится на максимуме. Поэтому даже нулевой результат 2013 года в данных условиях можно будет считать хорошим показателем.

Виталия Плахова

Справка «ОВ»

На Орловщине могут разрешить покупать машину на средства материнского капитала. Правительство Орловской области разработало проект внесения поправок в региональный Закон «О статусе многодетной семьи и мерах ее социальной поддержки».

Как рассказали в пресс-службе губернатора, поправки, разработанные специалистами департамента здравоохранения и социального развития, призваны расширить перечень мер социальной поддержки многодетным семьям. В частности, предлагается разрешить использование материнского капитала на покупку автомобилей и сельхозтехники, сообщает «Российская газета».

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям