Орелстрой
Свежий номер №32(1236) 13 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Эх, прокачу!

Не по понятиям, а по правилам

09.05.2012

Говорят, обещанного три года ждут. И правда, заявленный почти три года назад конкурс пассажирских перевозчиков в г. Орле фактически стартовал. Соответствующее  объявление все же прозвучало, несмотря на непрекращающиеся дебаты между мэрией и перевозчиками о правилах и условиях этого конкурса. А значит, даже официальная попытка урегулирования взаимоотношений между пассажирами, перевозчиками и властью вовсе не гарантирует того, что у заинтересованных сторон все получится. Хотя, казалось бы, урегулирование конфликта могло бы сыграть на руку всем заинтересованным сторонам.

А в уме ли вы, «газели»?

Сегодня утром мой сосед, как все добропорядочные граждане, пошел на работу. От прочих граждан, правда, его отличала несколько неуверенная походка и перегарное амбре. Впрочем, идти соседу было недалеко – всего лишь до припаркованной возле дома «газельки». Водитель уверенно сел за руль, прикурил, завел мотор: время собирать пассажиров. Мастерство, говорят, не пропьешь… Вы бы хотели оказаться в его маршрутке? Думаю, ответ очевиден.

Точно так же никто не хочет оказаться в автобусе со сломанными тормозами или даже просто грязном и пыльном. Но, к сожалению, за последние несколько лет именно такие маршрутки стали реалией нашей повседневности. Единственный плюс – их много. Долго ждать не приходится. Но, впрочем,  на «нерентабельных» маршрутах в обеденное время или вечером этого «множества» как-то уже и незаметно.

Почему все происходит именно так? Субъективных и объективных причин немало, но главная  – на поверхности. Вот уже около пяти лет все городские маршрутки, да и муниципальные автобусы, строго говоря, перевозят население Орла абсолютно нелегально. Ни у кого нет контракта с мэрией. А это существенное условие для законной организации пассажирских перевозок. И даже то, что многие владельцы маршрутных такси оформили ИП и платят соответствующие налоги, сути дела не меняет. Как итог – все более доминирующее чувство безнаказанности и безответственности. Понятное дело, для многих не слишком щепетильных предпринимателей ловить рыбку в такой мутной воде хотелось бы вечно. А значит, официальный конкурс и жизнь по правилам для них как нож к горлу. Вернее, к кошельку.

Хотели, да не сумели

«Отфильтровать» эту мутную водичку было попытался экс-мэр Виктор Сафьянов. А ему, надо отметить, досталось все это нехорошее наследство от экс-экс-мэра Александра Касьянова, проведшего конкурс в 2007 году. Тогда на рынке перевозок порядка так и не появилось, зато появились новые номера маршруток, в том числе двойные, а также никуда не делись нелегальные перевозчики.

Впоследствии советы известного транспортника Ефима Вельковского так и не помогли Сафьянову сломить эту ситуацию. Более того, тогда же начали набирать силу так называемые саморегулируемые организации перевозчиков, которые, по сути, представляют собой посредников между простыми водилами и власть имущими, устно и небескорыстно разрешающими тем или иным автобусам выходить на те или иные маршруты.

Не срослось у предыдущей администрации даже с подготовкой конкурсной документации, из-за чего так и не состоявшийся толком конкурс был отменен в 2010 году решением УФАС.

Попытка номер три

Но с учетом того, что грамотная организация пассажирских перевозок является прямой обязанностью городских властей, от нее все равно не спрятаться, не скрыться. За постановку новой серии ситкома под названием «Подготовка к конкурсу перевозчиков» взялся и сити-менеджер Михаил Берников.

При разработке условий конкурса-2012 муниципалитет все же пошел навстречу пожеланиям перевозчиков. Но главным осталось одно условие – заключение договоров непосредственно с владельцами автобусов, а не с непонятными объединениями. Кроме того, не предусматривается никаких приоритетов для тех, кто «уже накатал маршруты».

– Когда аналогичный конкурс проводила область, там преимущество имели те, кто ранее уже обслуживал эти маршруты, а не те, кто успел подать заявку раньше других, – негодовал представитель ОРООПП «Альтернатива» Игорь Бортников. И даже грозился в свое время объявить забастовку в знак протеста с связи с новым конкурсом, правда, потом передумал.

Как бы то ни было, 25 апреля постановлением сити-менеджера предметом нового конкурса определено «право на заключение договоров транспортного обслуживания населения по муниципальной сети г. Орла». Оценивать заявки участников будут по балльной системе. Количество баллов зависит от ряда факторов, например, от стажа водителя, возраста автобуса, наличия или отсутствия предрейсовых медосмотра и техосмотра транспортного средства и других факторов. Кто наберет больше баллов – того и маршрут. При равном их количестве выиграет все же тот, чья заявка на участие поступила раньше.

Первым лотом станет «розыгрыш» десяти маршрутов. Контракты с перевозчиками будут заключать сначала на год. И если по истечении этого срока и пассажиры и власти останутся довольны их услугами, в дальнейшем договоры станут заключать на три-пять лет. 

В новый реестр городской транспортной сети вошли 56 автобусных маршрутов, четверть из которых – социальные, остальные – коммерческие. Да и самих автобусов станет заметно меньше – 470. По официальным данным, сейчас их более 600. По неофициальным, имя им легион.

Порядок лучше, чем беспорядок

Но среди этого «легиона» есть и такие перевозчики, которые уверены, что порядок на маршрутах гораздо выгоднее беспорядка. Например, частный предприниматель Сергей Терешин считает, что все перевозчики должны подчиниться условиям конкурса, какими бы жесткими они не казались:

– В городе надо создать одну базу – с единой диспетчерской службой, медиками, техниками, которые выпускают на линию и отвечают за всех, кто едет по городу. Например, на базе ПАТП-1. И объединить там всех частников. Власти здесь надо действовать жестко, просто диктовать свои условия. Иначе порядка не добьешься. Вот, к примеру, у меня есть собственная база в Урицком районе,  полностью лицензированная, с медиками, механиками, стоянкой, автомойкой. У большинства перевозчиков есть только машины, нередко взятые в кредит. Кто поручится за их состояние перед выходом на линию? Зато они платят деньги непонятно за что каким-то непонятным структурам. Пусть лучше эти три-четыре тысячи будут идти в автобусный парк на его достойное содержание. Это – единственный путь к порядку. И несмотря на то, что у меня есть все свое, я вошел бы в состав городского автопарка и предоставил бы в его распоряжение свои ресурсы. Почему? Да все просто. Если будет наведен порядок, если на маршруте будут ходить десять машин, а не двадцать две, то перевозчик даже с меньшего числа автобусов будет иметь большую выручку. Да и пассажирам будет только лучше. Конечно, автобусы не будут подлетать к  остановке каждые две-три минуты, обгоняя друг друга и создавая аварийные ситуации на дорогах, зато через пять-семь минут ожидания к вам подъедет чистая маршрутка с трезвым водителем, и вы сможете быть уверенными в своей безопасности...

Даже добавить нечего. На рынке пассажирских перевозок диктовать правила должна не «маржа», а разум. Не дрова же везем, господа.

Елена Майорова

Комментарий:

Валерий Шевляков, зам. сити-менеджера  г. Орла

Не надо ждать, что городской транспорт преобразится в одночасье. Но и терпеть тот хаос, который царил в перевозках все последние годы, тоже нельзя. Позиция городской власти проста: возить людей должен тот, кто достоин этого сейчас, а не тот, кто годами делал это кое-как.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям