Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Наталья Смоголь: «Я обычная счастливая женщина»

11.03.2015

Вам часто приходилось слышать, чтобы человек называл себя самым обычным, средним, ничем не отличающимся от других? Лично мне почти никогда. Едва ли не впервые – во время недавнего интервью с Натальей Смоголь, человеком, на мой взгляд, абсолютно незаурядным. Доцент Орловского государственного университета, кандидат филологических наук, руководитель театральной студии «Ювента», наш постоянный автор, интереснейший собеседник и просто очаровательная женщина, Наталья Николаевна еще и источник радости и позитива уж точно для большинства тех, кто ее знает. А для того, кто с этим удивительным человеком не знаком, пусть таким заочным знакомством станет это интервью накануне прекрасного праздника – 8 Марта. Вопреки всем стандартам беседа наша началась не с вопроса, а с маленькой преамбулы моей собеседницы.

Секрет притягательности

– Я могу себя причислить к людям, которые показывают срез общества: обычный горожанин, обычный педагог, обычная жена, обычная мать… Никаких особенных высот ни в одном из этих качеств я не достигла. И если накануне 8 Марта я здесь и даю интервью, то только как самая обычная женщина.

– И ко всему – очень скромная…

– Дело не в скромности. С любым человеком можно побеседовать и открыть в нем то, что он делает лучше других, то, чем он отличается от прочих. И если мы кого-то выделяем, то лишь потому, что чуть-чуть лучше его узнали. А если кого-то пропускаем мимо – только потому, что судьба не свела в такой точке, которая была бы для человека вершиной самопроявления.

– Тем не менее, с вами мы встретились, к счастью, вовремя. Наталья Николаевна, вы совершенно точно обладаете даром располагать к себе людей. Как так получается? Есть какой-то секретный способ?

– Просто мне встречаются в жизни очень добрые, интересные, хорошие люди. С самого детства! И, надеюсь, эта традиция будет продолжаться. Объяснить я это не могу. Говорить, что это какой-то мой дар, способность – по меньшей мере, нескромно. Наверное, Господь так распоряжается. Действительно, у меня были очень понимающие родители, очень хорошие учителя в школе, прекрасные педагоги и друзья в вузе, сейчас со мной в университете работают замечательные коллеги, студенты в основном радуют, сын и сестра вдали, но постоянно на связи, с мужем мы единомышленники. Словом, где бы я ни оказывалась, везде попадаю в круг творческих, искренних, доброжелательных людей, с которыми безумно приятно общаться и работать.

Филолог от Бога

– Вы занимаетесь филологией уже много лет. Не было ли сожаления о выбранной профессии?

– Я никогда не рассматриваю свою жизнь в сослагательном наклонении, никогда не жалею о прошлом, никогда самозабвенно не мечтаю о будущем. Стараюсь жить здесь и сейчас. Так и с выбором профессии: я никогда не представляла, что стану кем-то еще. Дорога в жизни – она одна, вернуться по ней невозможно. Эту иллюзию хорошо подметил Иосиф Бродский: «Как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево». Невозможно ведь себе такое представить. Да к тому же в своей профессии я никогда не разочаровывалась.

Я знаю, что просто для себя никто не освоил бы столько книг, сколько предлагают многочисленные программы по отечественной и зарубежной литературе, даже человек, много читающий, вряд ли станет прослеживать искусство слова от Античности до современности. А это создает некий жизненный фундамент… Я не говорю, что это уникальный опыт или какие-то особые знания. Нет. Но сама привычка читать, предполагающая умение сосредоточиться, желание интерпретировать, развить память, воображение – все это бесценные навыки, которые помогают по жизни. Человеком, обладающим такими способностями, гораздо сложнее манипулировать, навязать что-то. Литература живет полифоничностью мнений, суждений по поводу того или иного явления. И это очень важно.

– А что любите почитать?

– 20 февраля, накануне моего дня рождения, скончалась замечательный автор Юлия Николаевна Вознесенская, автор четырнадцати книг духовной литературы. Под впечатлением этого трагического события я второй раз как-то по-новому перечитала ее книгу «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами». Первая ее книга, с которой я в свое время познакомилась, – «Мои посмертные приключения» – произвела очень сильное впечатление. Это литература в чем-то развлекательная, поскольку написана в стиле фэнтези, в чем-то познавательная, а в чем-то духоведческая и духовидческая. Она помогает в жизни, поэтому у нас дома почти настольной уже давно стала книга «Несвятые святые» Тихона Шевкунова. Хотя я читаю и то, что необходимо, даже если не испытываю к каким-то произведениям душевной склонности – профессия обязывает.

Иногда попадаются авторы, которых хочется прочитать от и до, проследить за их творчеством. У меня, допустим, был долгий «роман» с Людмилой Улицкой, Борисом Акуниным. А, к примеру, произведения, написанные под другими псевдонимами того же Акунина (Григория Чхартишвили) – Анны Борисовой и Анатолия Брусникина, вызвали противоречивые ощущения. Сейчас на очереди «Обитель» Захара Прилепина.  Вообще, не могу сказать, что я такой уж книгочей, наслаждаюсь исключительно литературой и купаюсь в новых текстах. Нет. Живые люди мне гораздо интереснее. Но над заинтересовавшей книгой могу и до утра просидеть.

Театр начинается с молодости

– Наталья Николаевна, в конце прошлого года исполнилось 15 лет театру «Ювента», который вы основали и все эти годы им руководите, создавая со своими подопечными прекрасные постановки, представляя их в музее Тургенева, на других площадках, возрождая русский усадебный театр. Расскажите об этом вашем детище. Как произошло, что вы из зрителя стали худруком и режиссером?

– Как и многое в моей жизни, это произошло случайно. Все началось со студенческого Поэтического театра на базе факультета дополнительных педагогических профессий ОГУ. Затем факультет превратился в самостоятельную структуру – Институт эстетического образования. А наш Поэтический театр в 1999 году стал театром «Ювента» в честь богини юности у древних римлян. Это название стало для нас символическим и счастливым.

Мы на юбилейном Пушкинском вечере приглянулись музею И.С. Тургенева, и научные сотрудники предложили нам поставить первую пьесу. Это был Н.П. Свечин «По усам текло, а в рот не попало» – совершенно неизвестный автор, неизвестное произведение. Интересна комедия была тем, что в конце там появлялась для разрешения всех конфликтов супружеская чета помещиков Доброво, прототипами которых были Варвара Петровна и Сергей Николаевич Тургеневы. Мы поставили эту сельскую комедию на день рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Премьера прошла успешно. И тогда же родился проект «Возрождение русского усадебного театра».

Конечно, для меня наш театр – потрясающее явление в первую очередь как организация людей, которые на протяжении многих лет сохраняют добрые отношения. Когда мы встретились на пятнадцатилетие, не хотелось расставаться, так мы дороги друг другу.

– А вы считаете себя поклонницей театра? Я имею в виду профессионального.

– Конечно. Хотя бы потому, что не могу назвать себя поклонницей ни оперы, ни оперетты, ни балета, ни симфонической музыки…

– Остается драма…

– Остается драма и слово. В театральном искусстве, так же, как и в общении, в работе, слово для меня – самое главное. А в слове я ценю больше всего идею, влияние, которое оно окажет на человека. Часто хожу на постановки орловских театров, где-то получаю удовольствие, где-то – огорчение и разочарование. Но это неизбежно.

– По-режиссерски оцениваете, когда смотрите?

– Вы знаете, нет. Потому что профессиональный и любительский театр – все-таки совершенно разные вещи. Мне кажется, в профессиональном театре идут совсем другие «войны»: за мизансцены, за новаторство, за какие-то изыски, за попытку показать то, чего до тебя еще не было… Нередко из-за этого форма забивает содержание. И мне это совершенно не близко.

Источник вдохновения

– С режиссером разобрались. А что для вас самое главное как для преподавателя? Как привить ученику или студенту – не важно – стремление узнавать, любовь к предмету, литературе?

– Для меня самое главное – диалог. Глаза, общение, общий интерес. Поверьте, это чудо. Это как химия: когда возникает реакция на катализаторе литературы, слова, взглядов, мнений, размышлений, рассуждений – это потрясающе. Это праздник, который дарит профессия.

– Если не секрет, в чем ваш источник энергии? Потому что порой кажется, что ее какое-то неисчерпаемое количество…

– Это, конечно, только кажется. Мой источник энергии и вдохновения – моя семья, дом. Порой за день получишь столько информации, что хочется просто тишины. Муж играет в шахматы, а я перечитываю десятый раз любимую книгу, перебираю рецепты. Семья – это мой резерв, бак с горючим, баллон с кислородом, спасательный круг, берег, где можно отдышаться, а дальше – снова плыть.

– Наталья Николаевна, вы себя чувствуете счастливой женщиной?

– Да. Я вообще себя чувствую счастливым человеком. Именно потому, что занимаю среднюю нишу, ощущаю себя обычной, с обычным представлением о счастье. У меня нет желания, чтобы мне охапками дарили цветы и так далее, и тому подобное… Когда муж говорит, что все свои стихи и книги он будет посвящать мне, – наверное, никакие букеты не сравнятся с таким подарком.

Беседовала Ольга Шевлякова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям