Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Ваше право

Мы станем «более лучше» экономить?

28.09.2015

«Люкс», «имидж», «сувенир», «чартеры», «элитный» – это не просто слова из жизни богатых и знаменитых. По мнению экспертов, это ключевые теги, по которым можно найти множество «интересных» госзакупок. Сегодня, в сложившихся экономических условиях, считать каждую бюджетную копеечку как никогда актуально. Впрочем, лоты, в которых департаменты, к примеру, соцзащиты покупают элитную мебель не в детдома, а в кабинеты чиновников, всегда вызывали живой интерес в обществе. Неудивительно, что тема совершенствования законодательства о государственных закупках обещает выйти на первый план на осенней сессии Госдумы РФ.

Ждем перемен

Корректировка законодательства о госзакупках будет проходить в двух направлениях. Во-первых, до сих пор, как выясняется, должным образом не завершен переход с 94-ФЗ (о госзакупках) на 44-ФЗ (о контрактной системе). По признанию самих депутатов, институты и механизмы, которые должны были быть запущены при переходе от одной системы к другой, работают неполноценно. Да и в ходе применения 44-ФЗ возникает масса нареканий, которые тоже надо устранять.

Прекрасной иллюстрацией того, как сегодня работает закон о контрактной системе, является вот такой пост с одного из специализированных форумов, на котором общаются участники системы госзакупок: «Я работаю в бюджетном учреждении. Через нас проходит множество тендеров, порой на выплату подрядчикам просто нет денег. Наши распорядители заставляют нас объявлять процедуры под будущие средства. И это происходит везде и повально! Под конец года это будут сотни миллионов рублей. А дальше больше: бюджеты срезают по результатам кварталов, и если закупка по каким-то причинам, например, из-за жалоб, затягивается, то средств на нее просто не остается. А если речь идет о сложной закупке, процесс затягивается всегда. Возьмем, к примеру, стройку, реконструкцию. Подрядчики приносят нам акты, счета. В них десятки ошибок. Мы правим. Подрядчик исправляет, но не все, опять приносит с ошибками, а тут директор в командировку уехал, а еще выясняется, что на оборудовании трещина, а полы вздулись. Наши приемщики «бодаются» с исполнителями. А подрядчик топочет ножками, денег хочет, а срок на оплату все идет. И все это не всемирный заговор заказчиков, а объективный рабочий процесс. 30 дней на оплату – прекрасный срок, но только если речь о закупке туалетной бумаги. Для серьезной закупки этого мало».

Долг платежом

Почему речь зашла о 30 днях? Именно этим сроком Минэкономразвития предлагает ограничить расчеты по госконтрактам. Поправки в 44-ФЗ размещены на regulation.gov.ru.

– Сегодня сроки расчетов неоправданно затягиваются – ничто не мешает заключить контракт на поставку в апреле, а рассчитаться в декабре, – пояснил «Ведомостям» директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов. – Сейчас срок оплаты ограничен только для закупок у малого и среднего бизнеса.

Идея распространить 30-дневный срок и на закупки у госкомпаний принадлежит представителям бизнеса. Мол, оплата по многим контрактам задерживается до 120 дней, в итоге подрядчики не могут привлечь кредиты и работают с нулевой или отрицательной рентабельностью. Но часто используется коррупционная схема: заказчик вымогает у поставщика деньги за ускорение взаиморасчетов, говорит Чемерисов. О конкретной ситуации из этой серии «ОВ» рассказывал своим читателям в статье «Капремонт по гаджет-схеме» в №26 от 15 июля текущего года.

В масштабах страны проблема немалая. По информации «Ведомостей», к бизнес-омбудсменам 25 регионов уже поступило 86 обращений о срывах сроков оплаты. Например, администрация Нижнего Новгорода к началу 2015 года задолжала более 1,7 млрд рублей за строительство. В Краснодарском крае из-за просрочки муниципальным заказчиком оплаты по контракту на 17 млн рублей предприниматель не выплатил кредит, получил 500 тысяч рублей пени от банка, оказался в реестре недобросовестных заемщиков, а его бизнес – на грани банкротства. Рассмотрев соответствующее обращение, в июле президент Владимир Путин поручил генпрокуратуре до 30 сентября проверить, как заказчики соблюдают сроки оплаты.

Малый бизнес не пускают в госзакупки?

Второй блок «работы над ошибками» контрактной системы депутаты планируют посвятить малому бизнесу. А именно – облегчению доступа малого и среднего бизнеса к государственным закупкам. В ближайшее время начнет работать «Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства». Ее деятельность может потребовать дополнительного нормативно-правового регулирования, чтобы предоставить этим бизнесменам конкурентный доступ к госзаказу.

Тем временем Минэкономразвития России приняло решение отложить исполнение поручения президента РФ по созданию единого реестра малых и средних предприятий. Заказчикам было предложено пользоваться коммерческими системами проверки исполнителей.

– Без единого реестра невозможно говорить о поддержке малого бизнеса через государственный заказ. Ситуация парадоксальная: госзаказчики должны выделять 18 процентов всех средств по 44-ФЗ (это более 800 млрд рублей) малому бизнесу, но проверить исполнение этой нормы невозможно. Исполнитель только декларирует свою принадлежность к малому бизнесу, а госзаказчик может его проверить, а может и закрыть глаза, лишь бы исполнить эту норму, – пояснил руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.

«Фронтовики» отмечают: в своем решении Минэкономразвития России ссылается на то, что остается нерешенным ряд организационных и технических вопросов, и предлагает заказчикам пользоваться коммерческой системой «СПАРК-маркетинг».

– Это очень странное заявление, учитывая, что система коммерческая и вряд ли будет доступна на бесплатной основе. Государственную функцию передают в частные руки? Информационной системе «СПАРК-маркетинг» меньше года. Почему у коммерсантов получилось выпустить достойный продукт, а у департамента контрактной системы Министерства экономического развития РФ с его полномочиями и бюджетом – нет? – задается вопросом эксперт проекта ОНФ «За честные закупки» Илия Димитров.

Региональная составляющая

Тем временем орловские чиновники от госзакупок времени зря не теряют. Вернее, догоняют упущенное. Пожалуй, впервые с начала года объявлена масштабная закупка лекарственных препаратов для льготников. До этого времени больные заваливали департамент здравоохранения и даже органы прокуратуры обращениями об острой нехватке положенных им по закону бесплатных лекарств.

– Для снятия социального напряжения и обеспечения рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, в настоящее время размещено 13 котировок на сумму 3,9 млн рублей для обеспечения лекарствами федеральных льготников и 15 котировок на сумму 5 млн рублей для обеспечения региональных льготников, – рассказали в пресс-службе губернатора Орловской области. – Кроме того, заключено несколько прямых контрактов для обеспечения пациентов препаратами инсулина «Лантус», продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, таблетированным препаратом для лечения больных сахарным диабетом «Манинил». Также размещены аукционы на закупку лекарственных препаратов, в которые вошли наиболее востребованные жителями Орловской области лекарства, такие как инсулины, противоастматические, сердечнососудистые, онкологические и ряд других.

В два раза больше – почти 7,5 млн рублей – управление госзакупок Орловской области готово заплатить за комплект под названием «рабочее место врача-отоларинголога». Чудо техники закупают для строящегося параклинического корпуса детской областной больницы. А операционный блок данному лечебному учреждению обойдется более чем в 11 млн рублей. Хочется надеяться, что поставщики этого дорогостоящего оборудования в срок получат причитающееся. Ведь в последнее время детская областная больница имени Круглой завсегдатай арбитражных процессов: из-за отсутствия денег в бюджете области она не успевает расплачиваться с победителями торгов, которые вынуждены требовать неустойку через суд.

К слову, для погашения дефицита бюджета правительство Орловской области берет очередной заем – почти 700 млн рублей. А на ближайшую сессию облсовета планирует вынести вопрос о внесении поправок в региональный бюджет. Речь идет об увеличении его дефицита еще на 85,7 млн рублей.

Тем временем

Департамент социальной защиты населения на минувшей неделе провел тендер на закупку мебели. Сумма солидная – почти 500 тысяч рублей. Мебель сплошь офисная, для подопечных чиновников от соцзащиты явно мало подходящая. Среди прочего фигурируют столы для руководителей по цене от 30 тысяч рублей штука, некая «тумба» за почти 22 тысячи, система хранения документов за 50 тысяч рублей и так далее.

Елена Булгакова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям