Орелстрой
Свежий номер №19(1223) 7 июня 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Увлеченные

Музыка души

02.09.2015

Бесспорно, подвижников сейчас мало. И, наверное, с каждым годом прагматики все активнее «выдавливают» из жизненного пространства и общественного сознания тех, для кого искусство творится ради искусства, наука – ради науки… Но тем ценнее становится каждая встреча с таким вот бескорыстным тружеником на своей стезе. Первое знакомство с преподавателем Орловского музыкального колледжа Татьяной Михайловной Абрамовой было заочным. Ее книга «О музыке и музыкантах» случайно попалась мне на глаза в областной библиотеке – интересное, написанное прекрасным русским языком произведение на редкую тему – о духовной хоровой музыке. Потом, так же случайно, отыскалась рецензия многолетней давности на эту книгу, опубликованная в одной из местных газет. Наконец, я решилась пригласить Татьяну Михайловну в редакцию. К счастью, она согласилась. И мы побеседовали – о ее преподавательской работе, о том, почему молодежи необходимо прививать любовь к классике, о духовности вообще и духовной музыке, о нелегкой судьбе ее книг.

Идея против разрушения

«Сегодня в подавляющем большинстве случаев мы слышим музыку, рассчитанную на восприятие только ушами, на импульсивное восприятие. Но кроме ушей есть еще и душа. Нужно обязательно доставлять радость душе. Если этого не происходит, произведение можно слушать неделю, две, месяц, а потом оно устаревает», – это цитата из статьи Татьяны Абрамовой «Духовность человека и духовная музыка». Собственно, о взаимопроникновении этих двух понятий, их важности – книги Татьяны Михайловны и ее чаяния.

– Что противостоит разрушению? Этическая сторона музыки. Именно в этическом концентрируется духовное бытие народа. Независимо от величины произведения, от особенности жанра – будь то песня или симфония – лишь крупная нравственная идея дает шансы музыкальному произведению на продолжительную жизнь во времени. Мелодия, гармония. Ритмическое начало – словом, все созидательные элементы музыкального мышления подчинены глубокому взгляду на жизнь, природу, мир страстей и чувств человека. Достоинство музыки – в гармонии. И не в этом ли главное свойство того, что мы называем счастьем? – размышляет моя собеседница.

Музыкант-астроном

Более 50 лет, преподавая на кафедре хорового дирижирования в Орловском музыкальном колледже, она посвятила музыке, воспитанию с ее помощью духовности у представителей молодого поколения, направляя их в стремлении к той самой гармонии в профессии и в жизни. Хотя судьба Татьяны Михайловны могла бы сложиться совсем иначе. Когда-то давно совсем еще юная романтичная орловчанка едва не связала свою жизнь с… астрономией!

– Помню, еще в четвертом классе на вопрос учительницы, кто кем хочет стать, я ответила: «астрономом». А в четырнадцать лет случайно узнала о том, что в Душанбе (столице Таджикистана. – Прим. ред.) живет и работает в обсерватории профессор-астроном, занимается метеорами и кометами. Я списалась с ним и на полном серьезе собралась уезжать туда учиться. Единственное, что остановило – в те времена, чтобы поступить в вуз, был необходим стаж. И вот, я закончила Орловское музыкальное училище, добилась всесоюзного распределения и уехала в Душанбе. Вступительные там были в августе. А в июле – экзамены в консерваторию в Ташкенте. Решила: поеду-ка, попробую. Поступила. И так там и осталась.

 

Книги сложной судьбы

После окончания консерватории Татьяна Михайловна вернулась на родину, в Орел. И, по ее словам, о сделанном выборе профессии так и не пожалела. Потом были годы преподавания (кстати, Т. М. Абрамова – почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации), повышения квалификации, наконец, настал черед написания книг. Татьяна Михайловна признается, что каждое ее произведение, пусть исследовательское, фактически научное – пронесено через душу.

– Очень многое пришлось перенести. Обрабатывая материал, забывалась, – коротко говорит она. И нет нужды больше спрашивать. Наверное, только человек, сам переживший многое и многое постигший, может так точно написать потом: «Духовная музыка – это «звуковая икона». Она очищает и возвышает, вселяет утешение и надежду. Слушая духовную музыку, испытываешь внутреннее очищение, соприкосновение с истинно прекрасным и вечным; обретаешь светлое состояние души, приподнимаешься над обыденностью, задумываешься о высоком. В русской духовной музыке – строгая простота, возвышенность, мелодическая ясность».

Об этой простоте, возвышенности, ясности музыки в различных преломлениях с исследовательской точностью и вместе с тем удивительной легкостью, простотой пишет Татьяна Абрамова в своих книгах. На сегодняшний день их три. Но судьба их сложна и дальнейшая участь последней из написанных непонятна. Чтобы издать «О музыке и музыкантах», в свое время автору пришлось долго искать средства. Тогда помог экс-губернатор Егор Строев, и книга увидела свет тиражом 500 экземпляров. Для издания книги «Из истории хорового и вокально-инструментального исполнительства» управление культуры выделило средств лишь на 12 экземпляров. А совсем «свежий» интереснейший труд «От певческой Руси до поющей России» пока является настоящим раритетом. Вышло лишь три книги, изданные на деньги самой Татьяны Михайловны. Что же получается, ни издателям, ни меценатам, ни тем паче чиновникам от культуры такие работы сейчас не интересны? В таком случае, зачем удивляться, когда одаренные заслуженные люди уходят из профессии, а воспитанием молодого поколения все больше занимается компьютер, а не книга и мудрый учитель.

«Кому как не искусству дано научить человека «жить для души»! Значит, мир прекрасного должен быть доступен и понятен каждому», – размышляет Татьяна Михайловна. Но с доступностью у нас сейчас, похоже, тяжко.

Кстати, о молодом поколении. Судьба выпускников музыкального колледжа складывается по-разному. Впрочем, это вовсе не орловская особенность, так происходит по всей России. Часть ребят, покинув альма-матер, вместо того чтобы продолжить обучение в профильном вузе или консерватории, выбирают другую стезю и, к сожалению, порой не из-за отсутствия таланта.

– Нужно признать, что профессия наша сложная. Чтобы стать хорошим дирижером, необходимы и природные данные, и трудолюбие и широкий кругозор, и, конечно, любовь к выбранному делу. Учиться нужно долго и упорно. А зарплаты в результате крошечные. Вот посмотрит молодой человек на это и решает: лучше закончу быстренько курсы и пойду кассиром в магазин, – с сожалением констатирует Татьяна Абрамова.

Однако есть и счастливые примеры. Татьяна Михайловна помнит многих своих воспитанников, следит за их дальнейшей судьбой, порой совершенно случайно узнает об успехах. А успехи действительно есть, и не малые: среди выпускников – и заслуженные учителя России, и добившиеся признания хористы и дирижеры, и даже солист Большого театра. Но, возможно, самое важное – многие из них остались в профессии, кто-то, кстати, вернулся преподавателем в стены колледжа.

 Совсем недавно этот на сегодня редкий талант Татьяны Абрамовой – воспитать достойных учеников – был оценен и орловским духовенством.

«Выражаю свое восхищение талантом Татьяны Михайловны Абрамовой, сумевшей воспитать целую плеяду замечательных дирижеров на благороднейшем поприще искусств хорового пения», – так начинается приветственное обращение от митрополита Орловского и Болховского Антония, которое получила Татьяна Михайловна 1 июля вместе с известием о награждении ее медалью в честь святого Кукши.

По признанию самой Татьяны Михайловны, событие это стало для нее полной неожиданностью. Но с другой стороны – подвижнический труд, искреннее и преданное служение профессии разве не заслуживает награды?

Ольга Шевлякова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям