Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Славные имена

Мужской характер

29.08.2013

 Многим любителям кино в России и странах СНГ знакомо имя выдающегося киноактера, народного артиста СССР Павла Петровича Кадочникова. Фильм Бориса Барнета «Подвиг разведчика» о смелом и находчивом майоре Федотове можно с полным основанием считать культовым произведением послевоенной эпохи. Мне посчастливилось познакомиться с Павлом Петровичем в Красноярске, где в 1977 году он снимался в кинокартине режиссера Булата Мансурова «Сюда не залетали чайки» по повести Виктора Астафьева «Перевал».

 
«Аристократ» из рабочей среды
По своему внешнему виду, манере общения с людьми, духовной сущности Павел Петрович – настоящий аристократ. Спокойный и рассудительный, приветливый, доброжелательно настроенный, с выправкой кадрового офицера. Всего несколько секунд общения – и ты попадаешь во власть его безграничного человеческого обаяния. Так случилось и со мной.
 Приехал в Дивногорск, где шли съемки фильма о маленьком мальчике Ильке, сбежавшем из дома и примкнувшем к сплавщикам леса по реке Мане. Постучал в дверь номера гостиницы. Открыл человек, чье красивое, мужественное лицо украшало экраны десятков тысяч советских кинотеатров. Всего несколько слов от артиста – и куда-то пропали моя робость и скованность. Захотелось говорить, что называется, по душам. 
В тот вечер коренной ленинградец Павел Петрович Кадочников рассказывал о своих первых шагах в искусстве: вспоминал село Бикбарда в Пермском крае, куда его родители (потомственные питерские рабочие) уехали от разрухи гражданской войны. Там, в уральской деревне, маленький Паша начал рисовать под руководством своей мамы – умной, образованной женщины. В 1927 году семья вернулась в Ленинград. 
    Далее – учеба в художественной школе, работа в слесарном цехе завода «Красный путиловец». Позднее – занятия в мастерской известного педагога Бориса Зона в театральном техникуме (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). 
Затем работа на сцене театра юного зрителя и первые киносъемки (роли в фильмах «Снегурочка», «Человек с ружьем», «Антон Иванович сердится» и других). Перечислить около сотни работ артиста в кино и десятки ролей в театре невозможно. Творческая деятельность Павла Петровича совершенно заслуженно была отмечена почетными званиями, государственными премиями, а самое главное – сопровождалась всенародной любовью.
Я понял тогда, что «аристократизм» Павла Кадочникова (труженика до мозга костей)  был прочно установлен на «фундаменте» его исключительной добросовестности, умении доводить начатое дело до конца, без паники преодолевать серьезные трудности, а также в самых разных, иной раз неблагоприятных обстоятельствах,  работать на высоком качественном уровне. 
 
Сибириада артиста
В том, уже далеком от нас, 1977 году, Павел Петрович снимался одновременно в Дивногорске у Булата Мансурова (сплавщик дядя Роман) и в Томской области у Андрона Михалкова-Кончаловского в «Сибириаде» (загадочный Вечный Дед). Две параллельные киноэкспедиции.  Легко ли  было 62-летнему человеку постоянно перелетать из города в город? Жалоб от Павла Петровича никто не слышал.  
Режиссер Булат Мансуров отважился на уникальный эксперимент. Был построен настоящий плот. Артистов из Москвы и Ленинграда, абсолютно незнакомых с искусством сплавки леса по рекам, он уговорил погрузиться на этот плот и отправиться в путешествие по реке Мане в сопровождении  технических специалистов съемочной группы. Актеры на ходу осваивали навыки владения багром, приемы связки бревен и другие премудрости профессии. Они по-настоящему (под руководством консультантов) работали сплавщиками, и в то же самое время делали все, что было заложено в сценарии фильма. Загорели. Мозолями нехилыми обзавелись. Руки-ноги ломило от усталости. Но… 
Глядя фильм, трудно было поверить, что на плоту  работали артисты из столичных городов. Состоялось полное перевоплощение исполнителей в своих героев-сибиряков. И (не в обиду другим актерам) лучше всех это удалось Павлу Петровичу. 
Его дядя Роман – одинокий человек, много переживший, добрый и мудрый, выглядел как стопроцентный сибирский житель. Во время съемок Павел Петрович, наравне со всеми, тратил огромные физические силы на борьбу с течением бурливой Маны и непослушными бревнами. Осваивал ранее незнакомую специальность. Солидный возраст не был ему в этом помехой. Он сжился с рекой и ее капризами, как со своей родной стихией, вошел в образ так, что и на самом деле «превратился» в бывалого дядю Романа. 
И девятилетний детдомовский паренек, москвич Миша Егоров (исполнитель роли Ильки) привязался к Павлу Петровичу, как к родному. Они и на экране, и в  реальности стали большими друзьями – мальчонка-сирота и выдающийся артист. 
А сибирские испытания Павла Петровича Кадочникова на прочность характера  этим сплавом не закончились.
 
Пневмония и непогода
На съемочной площадке «Сибириады» в лесу, в Томской области, Павел Петрович целый день (в гриме, парике и костюме Вечного Деда) простоял в холодной воде. В Дивногорск вернулся с высокой температурой. Диагноз – воспаление легких. Нужен постельный режим. Этой роскоши артист позволить себе не мог. Графики работы были плотными. Каждый простойный день влетал группе в копеечку. Что делать? Железная воля и стойкий характер «подсказали» Павлу Петровичу один выход: продолжать работу. Два раза в сутки он ходил на инъекции в поликлинику. Затем на машине его перевозили на берег реки Маны, где шли съемки эпизодов на плоту. Никаких поблажек Кадочников себе не позволял. Снимался, как всегда, с полной отдачей сил и таланта. Я не выдержал:
–  Павел Петрович, поберегите себя! 
– Что со мной случится? Я ведь старый «морж». В Неве купаюсь и при слабых, и при сильных морозах. Не умер…
Этот потрясающий человек, действительно, победил пневмонию на ногах. Оставаясь в прежней твердости духа.  Она еще понадобилась Павлу Петровичу в его дивногорском отрезке жизни.
…Киноэкспедиция «Мосфильма» в Дивногорск затягивалась. Наступала осень. Зарядили проливные дожди. Испортился плот. Дубликат этого строения (как мне помнится) готов не был. Начались  многодневные простои. Возникали и другие неурядицы. Плохое настроение распространялось среди участников группы, как эпидемия вредной болезни. Люди требовали общего собрания, чтобы обсудить, как выйти из кризиса. На этом собрании меня не было. Знакомые рассказывали: переломить негативный настрой в коллективе удалось благодаря Павлу Петровичу. Он и своим собственным примером, и найденными точными словами и аргументами убедил группу в том, что сворачивать экспедицию нельзя. Надо все невзгоды терпеть, потому что здесь –  важное и нужное дело. Экранизируется произведение выдающегося русского писателя Виктора Петровича Астафьева, который не балует кинематограф частыми согласиями  на съемку фильмов по его прозе. Срыв такого проекта непозволителен. Люди Павла Петровича услышали. Поняли. Затянувшаяся киноэкспедиция завершилась благополучно, а вместе с ней пришел конец краткому периоду и моего знакомства с кумиром многих поколений кинозрителей. 
 
Последний разговор
Увы, он состоялся по телефону. Автор этих строк  сломал ногу. Поездки в Дивногорск стали невозможными. Позвонил Павлу Петровичу и радостно, на одном дыхании выпалил:
– Я ногу сломал, а «Мосфильм» заключил со мной договор на стихи к фильму! 
Рассказал и об этом фильме, и о нашем общем знакомом, известном режиссере, который над  картиной работал.
– Витя, кости у тебя молодые, срастутся. Рад, что твои стихи займут свое место в фильме.  В жизни надо везде и во всем пробиваться самому. Это по-мужски.
Виктор Евграфов

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям