Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Новые песни о старом

Музей сыщика Пронина в Орле

15.12.2015

Недавно в Орловском объединенном литературном музее И.С. Тургенева состоялось очередное заседание клуба «Библиофил», посвященное творчеству писателя Льва Овалова, чью 110-ю годовщину Орловщина отметила в этом году. Кроме обзора книг Льва Сергеевича и его документов, подготовленных работниками областной библиотеки им. И.А. Бунина и музея И.С. Тургенева вниманию участников была представлена моя новая книга – «Отец» майора Пронина (Лев Овалов и его герои)». Предпоследняя глава ее посвящена проблеме, которую я поднял на заседании клуба «Библиофил», – созданию в Орле нового литературного музея. Предлагаю читателям «Орловского вестника» познакомиться с чуть сокращенным вариантом этой главы и присоединиться к обсуждению поднятой автором темы.

Майор Пронин музея достоин

«Перед войной в мире было три великих сыщика – отец Браун, Шерлок Холмс и майор Пронин». Лев Овалов написал это незадолго до своей смерти, готовя предисловие к новому, так и не появившемуся при жизни писателя изданию о приключениях майора Пронина. Но иностранцев, хоть и великих, я оставлю пока в стороне, а речь поведу исключительно о сыщике Пронине и его «отце»-создателе, известном советском писателе Льве Сергеевиче Овалове.

Перехожу к сути. Итак, я предлагаю создать в Орле еще один литературный музей – музей майора Пронина (или, как вариант, музей сыщика Пронина). И прежде, чем ты, читатель, отбросишь с возмущением эту статью в сторону: «Что еще за галиматья? Музей какого-то сыщика, да еще и в Орле, где этот сыщик отродясь не бывал?», – познакомься с моими аргументами в подкрепление высказанного предложения.

По поводу того, что литературный персонаж достоин собственного музея, я ни минуты не сомневаюсь, поскольку и в мире, и в нашей стране этому есть прецеденты, хотя их не так много, как хотелось бы. Самый известный пример – музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит в Лондоне, о котором наверняка слышали многие из нас. И гораздо меньшее число россиян знает о музее Станционного смотрителя (помнишь, читатель, одну из повестей Белкина у А.С. Пушкина?).

Всенародно известная личность (а таковой, без всякого сомнения, является майор Пронин) достойна собственного музея. Если у англичан есть музей Шерлока Холмса, почему у россиян не может быть музея сыщика Пронина?

А теперь – о главном.

Почему в Орле?

Ну, во-первых, потому что Иван Николаевич Пронин – персонаж хоть и литературный, но глубоко народный, и музей его имени (теоретически) может возникнуть в любом населенном пункте России.

Во-вторых, могли бы, конечно, стать инициаторами создания этого музея поклонники майора Пронина в Москве или Санкт-Петербурге, но уж если там не сподобились до сих пор, то Орел как-никак (во многих изданиях писано) – третья литературная столица России, и еще один музей, да к тому же такой, нам не только не помешает, но добавит Орлу и всему нашему краю популярности.

В-третьих, «отец-создатель» бессмертного образа сыщика Пронина – писатель Овалов – имеет непосредственное отношение к Орловщине. С 1918-го по 1923 год он вместе с мамой Софьей Николаевной и братом Дмитрием проживал в селе Успенское Малоархангельского уезда (ныне – Покровского района), куда из Москвы приехала семья Шаповаловых, спасаясь от голода. Здесь Лев Шаповалов участвовал в событиях Гражданской войны и, может быть, сам приобрел первые практические навыки сыщика, когда осенью 1919 года, пробираясь по тылам белых, доставил в штаб 13-й Красной Армии ценные сведения о противнике.

Здесь, в Успенском, в четырнадцать лет Лев Шаповалов создает первую на Орловщине сельскую комсомольскую организацию, а в пятнадцать вступает в члены Российской коммунистической партии (большевиков), становясь самым молодым коммунистом в губернии. В Успенском, наконец, он приобретает журналистский опыт, публикуя первые заметки о сельской жизни в областной газете. Свои юношеские, очень острые впечатления о жизни на Орловщине Лев Сергеевич Овалов, уже став известным писателем, отразил в большом романе «Двадцатые годы».

И пусть появился на свет он, по уточненным совсем недавно сведениям, на Украине, в Полтаве, но все равно и по духу, и по букве закона Лев Сергеевич Овалов – наш земляк, ведь до конца жизни главным официальным его документом был паспорт с записью: «… Место рождения – село Успенское Покровского района Орловской области».

Кроме того, большая часть архива писателя, по его завещанию, была передана не куда-либо, а в фонды Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева, где эти документы не только бережно хранятся, но и выставляются, как это было в дни 100-летнего юбилея Овалова, в августе-сентябре 2005 года. По всем данным получается, что наша Орловщина взрастила, выпестовала того самого писателя, который оставил потомкам достаточно солидное литературное наследие, но в читательской памяти он остался, прежде всего, автором «Рассказов майора Пронина», «Голубого ангела», «Медной пуговицы», «Секретного оружия» и «Букета алых роз», в которых умно, изобретательно и интеллигентно действует сыщик Пронин.

Конечно, ни в одном из перечисленных произведений майор (а потом уже и генерал-майор) Пронин не посещал наш Орел. Он, будучи участником Гражданской войны, после ранения под Харьковом лечился в Москве, а потом был направлен в Петербург, где и начинается действие первого рассказа с его участием – «Синие мечи».

Вообще, конкретных мест, в которых действует майор Пронин, Оваловым в его произведениях названо немного. Но вот что интересно для нас. В рассказе «Куры Дуси Царевой» сыщик расследует запутанное дело в птицесовхозе, который находится в одной из областей Центральной России. Мы, читатели, вполне можем предположить, что имеется в виду как раз Орловская область, в которой прожил писатель несколько лет в годы юности. Сам же Лев Сергеевич Овалов, кстати, в Орле бывал неоднократно.

Всеми этими аргументами хотя бы в некоторой степени я, надеюсь, убедил тебя, читатель, что Орел вполне может претендовать на роль города майора Пронина.

Каким будет музей?

А теперь о том, каким будет музей его имени. Лично мне он видится небольшим, всего в две экспозиционные комнаты, одна из которых будет представлять рабочий кабинет сыщика Пронина, а в другой разместятся документы и разнообразные экспонаты, отражающие различные периоды жизни контрразведчика и разведчика, а также результаты его плодотворной деятельности.

Лев Овалов значительно облегчил нам задачу, оставив описание рабочего кабинета героя: «… стол, как обычно, был пуст, на нем не было ничего, кроме маленького гипсового бюста Пушкина (подчеркну, не Сталина, не Дзержинского, а Пушкина. – Прим. А.П.), стену сзади письменного стола закрывала карта страны, возле двери висела потемневшая от времени гитара, подарок Ольги Васильевой, цыганской певицы, спасенной некогда Прониным, у окна стояла тахта, на которую спускался дорогой текинский ковер, украшенный старинными саблей и пистолетами, среди них терялся невзрачный короткий кривой кинжал – единственное напоминание о деле, едва не стоившем жизни самому Пронину… Вокруг него – и на тахте, и на подоконнике, и на придвинутом стуле – валялись десятки книжек и брошюр…». К этому описанию и добавлять-то почти ничего не нужно (кроме разве что спрятанного где-то в укромном месте пистолета – как сыщику без оружия – да шкафа с одеждой) – и первая музейная комната готова!

Что касается второй, то здесь придется покопаться в поиске необходимых документов и экспонатов, тщательно прочитывая и пролистывая все произведения пронинского цикла.

Когда же все это соберется вместе, то, смею вам сказать, прелюбопытнейшая получится экспозиция. Вот, к примеру, печка-«буржуйка», собственноручно изготовленная Прониным еще в первом рассказе «Синие мечи», вот молочные бидоны с двойным дном и кость-футляр для тайного провоза или проноса документов, а это – конская дуга с колокольчиком, при поворачивании которого из одного конца дуги начинал вытекать чистый контрабандный спирт. Не буду продолжать, поскольку из каждого рассказа, а тем более повести или романа о сыщике мы сможем извлечь для посетителей музея интересные и очень часто необычные экспонаты и подробности увлекательной биографии работника органов государственной безопасности.

Словом, у меня нет никаких сомнений: экскурсантам будет на что посмотреть и что услышать.

P.S. В завершение хочу сказать, что среди участников заседания клуба «Библиофил» сразу же нашлись горячие сторонники идеи создания в Орле музея сыщика Пронина, в частности директор издательства «Картуш» С.А. Ветчинников. Он предложил наметить практическую программу действий. Возможно, что-то подскажут нам и читатели «Орловского вестника».

Александр Полынкин

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям