Орелстрой
Свежий номер №28(1232) 17 августа 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Музей как средоточие души

06.01.2017
Декабрь прошлого года подвел итог культурным событиям города замечательной датой: 10 декабря 2016-го исполнилось 25 лет со дня рождения музея Ивана Алексеевича Бунина в Орле.
Культурный объект национального значения
Свой музей, или, лучше сказать, дом на родине, Иван Алексеевич Бунин обрел в Георгиевском переулке Орла четверть века назад. Хотя имя первого русского Нобелевского лауреата в области литературы начало возвращаться к читателю еще в середине ХХ века. По крупицам собирали музейные работники все, что связано с его жизнью и творчеством. В настоящее время Орловский музей Бунина располагает уникальнейшей коллекцией, аналогов которой нет ни в одном из музеев мира: дореволюционный архив писателя, автографы, книги, прижизненные публикации и многое другое – более шести тысяч подлинных экспонатов.
Четверть века – срок, казалось бы, небольшой, но сколько пришлось пережить за эти годы коллективу и его руководителю, заведующей музеем, заслуженному работнику культуры РФ Инне Анатольевне Костомаровой прежде, чем он превратился в ту уникальную «жемчужину» из ожерелья объединенного литературного музея… Поиск помещения, где бы «поселилась» экспозиция, длительный ремонт, смена кровли и еще много всевозможных мытарств выпало на долю этой внешне хрупкой, но в действительности очень сильной женщины. Здесь в каждой, даже самой крохотной детали отделки интерьеров есть частичка ее души.
Когда речь заходит о культурных объектах национального значения, редко кто задумывается над тем, каким зачастую титаническим напряжением сил создаются эти сокровища. Но все тяготы отступают и забываются, когда посетитель-гость, переступивший порог музея, с трепетом и восхищением погружается в удивительную атмосферу минувших столетий, где все неспешно и размеренно, нет изнуряющей гонки, ставшей образом жизни современного городского жителя, но появляется возможность обрести душевный покой и подумать о вечном. Именно таким местом для поклонников творчества писателя со всех уголков земного шара и стал этот музей.
Ты помнишь, как все начиналось…
Вспоминая, как все начиналось, Инна Анатольевна с искренней благодарностью называет имена всех, кто так или иначе принимал участие на разных этапах становления музея, кто реально помогал в ее подвижничестве. Прежде всего это руководители города и области: Егор Семенович Строев, Иван Яковлевич Мосякин, Александр Степанович Хохлов, Анатолий Александрович Мерцалов, директор завода «Стекломаш» Юрий Михайлович Шершнев. Неоспоримый вклад в дело возвращения имени И.А. Бунина Орлу принадлежит Леониду Николаевичу Афонину, легендарному директору Орловского государственного музея И.С. Тургенева, кстати, принявшему когда-то юную Инну Анатольевну на работу. В те далекие времена в экспозиции филиала тургеневского музея – музее писателей-орловцев у Бунина был только зал. Добрым словом И.А. Костомарова также отзывается о Геннадии Николаевиче Алексееве и спонсоре, московском предпринимателе Мамуке Геннадьевиче Шулая.
Книга бунинской жизни
Осмотр музея начинается с изучения истории древнего дворянского рода Буниных: герб, пергамент с подписью императрицы Екатерины II – уникальные документы, свидетельства былых времен. Поскрипывает паркет, загадочно мерцают угли в камине, в большом зеркале отражаются тени прошлого. В том же зале представлены первые шаги Ивана Алексеевича на литературном поприще и первая же счастливая и несчастная его любовь к Варваре Пащенко. Орел по праву может гордиться тем, что исторически связан с началом писательской деятельности Бунина. А потом, уже на склоне лет, годы, проведенные в Орле, вновь послужили источником его творчества для создания поразительной по откровенности переданных чувств «Лики» – пятой книги «Жизни Арсеньева».
Великолепно выстроенные экспозиции залов музея логично проводят посетителей от экспоната к экспонату, раскрывая перед ними страницы книги – жизни великого писателя. Стены одного из залов украшены живописными произведениями Ивана Константиновича Костомарова – большого русского художника, супруга Инны Анатольевны. Его пейзажи поразительно созвучны бунинским строкам, все в них дышит правдой, мерой и вкусом. Лирично и проникновенно в творчестве обоих Иванов звучит тема любви к своей стране, природе средней полосы России. Вот уж действительно явленная во цвете «любовь и радость бытия».
Натуре Бунина была свойственна и любовь к путешествиям, «охота к перемене мест». Судьба заставит его исколесить множество дорог и вдоволь испытать тяготы вынужденных скитаний. Период эмиграции – добровольного выбора писателя – также представлен в музее. Уникальной комнатой в доме является реконструкция его парижского кабинета. Через имитационное окно можно увидеть тот Париж, на который смотрели Иван Алексеевич и Вера Николаевна Муромцева-Бунина. Так и кажется, что хозяин вышел на минутку за свежими газетами, но задержался, встретив кого-то на улице Болховской. А запись голоса Бунина завораживает и делает его присутствие в доме почти реальным.
В серебристо-голубоватой гостиной со старинным роялем пожелтевшая фотолетопись знакомит с грасским этапом жизни Бунина. Тут же и признание литературного гения Ивана Алексеевича мировым сообществом: одна из заметок зарубежной прессы называется «Король от литературы и венчанный монарх». Добавить к этому что-либо трудно. Именно в этом зале и проходят ставшие традиционными дни рождения музея. Ежегодно в декабрьский день здесь яблоку негде упасть – так много поклонников творчества нашего великого земляка хотят засвидетельствовать свое почтение и преподнести подарок: звучат волнующие бунинские строки, музыкальные номера перемежаются с вокальными партиями и мелодекламациями.
«Моя начальная любовь»
Судьба подарила мне уникальный опыт – совместную с Инной Анатольевной работу над книгой «Моя начальная любовь», посвященной 145-летию со дня рождения Ивана Алексеевича. Была середина лета и солнце, плавя асфальт, пробивалось сквозь листья липы, растущей перед окном ее уютного и спасительно прохладного кабинета. Те дни останутся в памяти как прекрасное время, наполненное счастьем поисков образов, новым пониманием смыслов его прозы и лирики.
А когда черные тонкие ветки той же липы сбросили некрепко держащуюся желтую листву и покрылись инеем, мы собрали «урожай». Книга, помимо давно известных и ставших классическими произведений, уникальна юношескими стихами Бунина, никогда ранее не публиковавшимися. И в душе живет надежда вернуться еще раз в его «Темные аллеи», вновь проиллюстрировать бессмертные тексты.
Бессмертие
Среди экспонатов нет ни одного, мимо которого можно было бы пройти, но «Розу Иерихона», от одного названия которой веет таинственной романтикой дальних стран, на мой взгляд, по праву можно назвать сердцем музея. Воображение каждого, кто узнает историю этого неприметно-серого сухого клубка, бывает потрясено. Вечная жизнь – разве такое возможно? Привычная и, казалось бы, естественная схема: рождение – взросление – угасание – смерть – в данном случае терпит полный крах. Нет смерти для нее! Это растение, удивительное своей метафизичностью, способно возродиться в любой момент – лишь бы появилась возможность попасть в живительно-влажную среду. И время не властно, сколько бы лет ни прошло – эффект будет тот же – роза распустит свои зеленые стебли и нежно зарозовеет их кончиками. А автору статьи хочется верить в вечную жизнь музея – в нем жива бунинская душа.
Юлия Тютюнова, рис. автора

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям