Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Молодежный театральный проект на фоне солнечной столичной весны

07.06.2017
 «Нам не дано предугадать…» – фрагмент тютчевской поэтической фразы оказывается еще более точным и логичным, чем утверждение о непредсказуемости воздействия слова. Когда в начале года театральная студия «Ювента» Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева взялась за очередную премьеру, никто и не предполагал, какие перспективы ее ожидают. Оказалось, что у нас появился шанс выступить на сцене ВГИКа им. А.С. Герасимова, приняв участие в I Всероссийском фестивале студенческих любительских театров. После удачного прохождения первого заочного видеотура в силу вступил принцип матрешки: сам фестиваль оказался вписан в ауру легендарного учебного заведения и в атмосферу майской столицы.
 
Майская Москва
Всем знакомый по заставке киностудии им. М. Горького и по визитам на ВДНХ монумент В.И. Мухиной, фигуры рабочего и колхозницы на высочайшем постаменте, стал символом нашей поездки, ведь мимо него лежал наш путь во всех направлениях: в общежитие, на показы и на собственное выступление. Целый квартал, связанный с отечественным кинематографом, стал не просто узнаваемым, но и привычным. Москва встретила нас 22 мая теплом, солнцем, ослепительной зеленью, словно мы вернулись на несколько недель назад: еще вовсю цвели черемуха и тюльпаны, только набирала силу сирень, по газонам и клумбам ходили почти ручные соловьи и трясогузки (удивительно, что в более спокойном нашем городе их так запросто и не встретишь).
Свободное время было ограниченным и максимально наполненным: прогулки по центру Москвы, посещение «Библиоглобуса», встречи с друзьями. Отдельного разговора заслуживает мюзикл «Анна Каренина» в Московском государственном академическом театре оперетты, где роль Алексея Вронского блистательно исполняет хорошо известный орловскому зрителю по ролям на сцене театра «Свободное пространство» Дмитрий Ермак. По сути, мы провели московские мини-каникулы, ведь впереди почти всех ожидала сессия и борьба уже не на театральном, а на учебном поле.
Прелести ВГИКа
Горячая пора чувствуется и в ведущем творческом вузе страны. В новом одиннадцатиэтажном здании кипит работа: студенты сосредоточенно повторяют свои роли, переносят декорации. Отовсюду слышатся то дробь чечетки, то распевка, то декламация. В «Арт-кафе» две девочки продолжают репетировать песню, за столиками в столовой вовсю идет обсуждение ролей. Удивительно от того, что за какой-то дверью, мимо которой мы проходим, возможно, делится своим опытом ведущий российский сценарист Юрий Арабов, учит студентов мастерству народный любимец Александр Михайлов. В холле первого этажа скромно сидит Юрий Нифонтов, сыгравший более ста ролей в кино. Думаю, сюрпризы могут ожидать на каждом шагу, ведь здание ВГИКа площадью
22 340 квадратных метров изобилует интересными местами, среди которых кинозал и учебный театр, кинопросмотровые, учебные кино- и телепавильоны, актерские, режиссерские, операторские мастерские.
На тематической выставке, посвященной истории отечественного кино, из рамок телекадра смотрят Михаил Ульянов, Марина Неелова, Валентин Гафт, Вера Алентова, Алексей Баталов и многие другие. На стенде – оскароносцы, которыми гордится вуз. На диванчике – увлеченный разговор о футуризме, среди декораций – костюмы исторических и сказочных персонажей, сделанные из оберточной бумаги (издалека кажется, что это благородный небеленый лен ручной выработки). Остается только догадываться, сколько тайн скрывает ВГИК в своих недрах, но налицо концентрация огромного творческого потенциала, деятельное сообщество увлеченных, активных, креативных молодых людей.
Фестивальные впечатления
Фестиваль в стенах этого здания – само по себе явление уникальное. Проходил он под патронажем Министерства образования и науки Российской Федерации и проводился Автономной некоммерческой организацией развития и просвещения культуры и искусства «Новый век». В состав жюри вошли известные российские театральные деятели: Я.В. Седов – театровед, кандидат искусствоведения, начальник отдела театрального искусства Министерства культуры РФ; Л.А. Богова – театровед, лауреат Государственной премии России, заслуженный работник культуры РФ, кандидат филологических наук, помощник художественного руководителя театральной школы Олега Табакова; Ю.Б. Большакова (Лидова) – театровед, социолог, театральный критик, доцент ГИТИСа, заслуженный работник культуры России.
География была ограничена Центральным федеральным округом, в число участников вошли десять театральных коллективов из Москвы, Рыбинска, Гжельска, Тамбова, Рязани, Брянска, Воронежа и Орла. Не все спектакли нам удалось посмотреть, так как заявленный на 26 мая показ тянул нас на малую родину, но впечатление от фестиваля составить, безусловно, удалось. В театральном марафоне приняли участие студия «СТЕП» Гжельского государственного университета с инсценировкой повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», театр-студия «Отражение» Рыбинского государственного авиационного технического университета им. П.А. Соловьева с анекдотом из дворянской жизни «Барышня-крестьянка», СТЭМ «Квартал 311» Брянского государственного инженерно-технологического университета с мини-программой «Маленькие трагедии Пушкина на студенческий лад», учебный театр Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина с «жуткой комедией» по пьесе американского драматурга Монка Ферриса «Мой прекрасный монстр», которую жюри сочло лучшей из всех представленных работ.
К сожалению, мы не смогли увидеть спектакли по пьесам О. Уайльда, В. Драгунского, А. Арбузова, М. Рощина в исполнении трех московских вузов, Воронежского государственного университета и Рязанского государственного радиотехнического университета, но ожидаемую и приветствуемую тенденцию на «театральность», связанную с костюмами, гримом, декорациями, узнаваемыми театральными приемами, в принципе осознали.
«Трепетные птицы» «Ювенты»
Театр прекрасен тем, что он безграничен в своих возможностях, в способах существования, в вариациях подходов. Можно не бояться тематического совпадения, ведь воплощение все равно будет сугубо индивидуальным. «Ювента» показала на сцене ВГИКа спектакль, которому с момента премьеры исполнилась всего одна неделя. Это была фронтовая повесть «Трепетные птицы» по мотивам романа Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Трагедию Первой мировой войны, которую осознал участвовавший в ней автор, мы постарались переложить на язык притчи о жизни и смерти, о безальтернативном разрыве связей человека с миром, о погубленной юности.
Даже прикосновение к этой трагедии, которыми изобилует история цивилизации, заставляет актеров пережить особое состояние потрясения, а зрителей – эмоциональное очищение. Четверо однополчан (Антон Бушунов, Егор Помелухо, Вадим Боровков, Владислав Спасский) рассказывают как о своем поколении, так и о трагедии человечества в целом, женские роли (Алена Загоруй и Ирина Кулакова) воплощают потенциальную мечту о счастье, духов войны, Жизнь, Смерть, мать, возлюбленную. Сквозные мотивы и символы усиливают метафорический план постановки.
Надо сказать, что для «Ювенты» обращение к зарубежной литературе нетипично, за 18 лет существования студии было лишь три прецедента, связанных с инсценированием комедий Ля Рибардьера, К. Гоцци и Б. Шоу. Премьера по Ремарку знаменует особый этап развития творческого коллектива, который осваивает абсолютно новый язык общения со своим зрителем, и московский фестиваль стал очень интересной и яркой вехой его истории.
Наталья Смоголь, фото Олеси Суровых

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям