Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Крути педали

Мой дорогой велосипед

07.07.2014

Начнем с не очень хороших новостей для тех, кто только сейчас решил влиться в увеличивающуюся с каждым годом армию городских велосипедистов. Если еще весной выбор велосипедов в специализированных магазинах был относительно велик, то сегодня все сложнее. Несмотря на то, что, на первый взгляд, техники по-прежнему много, потенциальный покупатель с большой долей вероятности столкнется с тем, что велосипеда с рамой нужного размера (велосипед, как и одежда, выбирается по размеру и имеет так называемую «ростовку») в продаже не окажется.

Выбор сезона – MTB

Правда, все как один продавцы обещают, что «на складе есть еще», «на следующей неделе будут новые» и «ассортимент обновляется». Однако вариант «выбрал – заплатил – уехал» сейчас в буквальном смысле не прокатит. Чтобы в этом убедиться, можно даже не выходить из дома: например, на официальном сайте сети «Триал-Спорт» «нет в наличии» – самая часто встречающаяся фраза.

Кроме того, цены на велосипеды по сравнению с прошлым годом увеличились примерно процентов на двадцать. Причина – в растущих курсах евро и доллара по отношению к рублю… Но обо всем по порядку.

Достаточно выйти на улицы Орла, чтобы убедиться: самые популярные велосипеды – это так называемые mountain bike (MTB), то есть горные. Большинство из них, если говорить о сравнительно дешевых моделях, несмотря на внушительный внешний вид, подходят скорее для спокойного катания по паркам, городским улицам и преодоления простых препятствий вроде невысоких бордюров. Красивых трюков, как те, что можно найти в видеороликах на YouTube, на них не выполнить, да и преодолевать сложные маршруты по пересеченной местности не получится. Зато с простыми задачами они справляются отлично: конструкция MTB отличается высокой надежностью, управляются они легко и сохраняют устойчивость хорошо (впрочем, последнее зависит и от опыта владельца).

Шоссейных велосипедов очень мало. Скорее всего, это связано не только с модой на MTB, но и с тем, что такие велосипеды предназначены для скоростного катания по трассам с хорошим асфальтовым покрытием, которых в Орле немного.

Многие подростки выбирают BMX – велосипеды (велосипедный мотокросс), на которых по дорогам ездить весьма опасно (они часто не оборудованы тормозами), зато хорошо получаются трюки. Падая и снова вставая, они без устали тренируются в центре Орла, видимо, мечтая о спортивной славе. Но это очень узкая и своеобразная категория потребителей.

Выбор: от Stels и до бесконечности

В магазинах Орла сегодня можно найти велосипеды практически всех популярных брендов. Это российские марки Stels, Forward и Stern (собственный бренд сети «Спортмастер»), североамериканские GT, Trek, Specialized, Jamis, Norco и Mongoose, немецкие Focus и Cube, тайваньская Merida, французская Lorak.

Правда, собираются они (за исключением российских Stels и Forward) в Китае. Но таковы сейчас особенности глобализации и стремление производителей снизить издержки. С другой стороны, китайская сборка на предприятии приличной компании мало отличается от европейской и американской: тот же контроль качества. К тому же модели разрабатываются вовсе не в китайских конструкторских центрах.

Велосипеды продаются не только в трех давно известных в Орле специализированных магазинах («ЖекаBike», «Sport Life» и «Триал-Спорт»), но и в «Старте», «Атеми» и сети «Спортмастер». Там, впрочем, выбор очень узок: «Спортмастер» продает только Stern, а «Атеми» – Stels и Black Aqua.

Диапазон цен весьма широк: от семи тысяч рублей за совсем простой Stels или Stern до 70–80 тысяч за Cube или GT.

При этом велосипеды российских марок далеко не всегда можно назвать дешевыми: в «Спортмастере» есть Stern и за 25–30 тысяч рублей, что вполне сопоставимо со стоимостью неплохих американских и канадских горных велосипедов.

– Если денег не очень много, не нужно гнаться за сложными моделями, – считает директор одного из спортивных магазинов Андрей Панченко. – Можно покупать велосипед либо без амортизаторов, либо только с передним амортизатором. Я не могу сказать, что велосипед за восемь тысяч не имеет право быть. Все зависит от целей. Есть люди, которым велосипед необходим всего несколько раз в месяц. Простой велосипед по цене до десяти тысяч – это вполне подходящая модель для прогулок.

Россия vs Запад

Начнем с российских производителей.

– По сути, у нас есть два основных российских бренда – это Stels и Forward, – говорит Андрей Панченко. – Среди них, скажу честно, есть хорошие модели и не очень.

Эти оценки подтверждают и велосипедисты. «Для начала пойдет», – говорят они, а продавцы в магазинах осторожно намекают, что американские и немецкие велосипеды все же лучше.

Российского в этих велосипедах не так уж много, разве что рама: все они укомплектованы оборудованием компании Shimano Inc., главный офис которой находится в Японии.

Можно ли серьезно рассматривать MTB Stern, сказать крайне сложно. Опыт показывает, что зачастую (вспомним собственный бренд сети «Эльдорадо» Elenberg) такие эксперименты торговых сетей далеко не всегда удачны. Сеть «Спортмастер» – не производитель, а продавец, а значит, доверяет производство сторонним компаниям от начала до конца, и хорошо, если это будут добросовестные фирмы с серьезным контролем качества продукции. Впрочем, Stern пока покупают хорошо.

Добавим: производитель Stels – компания «Веломоторс» – построил свой первый завод по сборке велосипедов совсем недавно – в 2003 году. Тогда же появились и первые велосипеды Forward одноименной компании, которая была основана в 1999 году как торговая организация. Другими словами, опыта по производству техники у них относительно немного.

Скорее всего, Stels или Forward – это выбор для подростка, родители которого не готовы отдать много денег за новое увлечение, которое вполне может закончиться и через месяц-два. Или для тех, кто катается от случая к случаю, проезжая за сезон вовсе не тысячу-другую километров.

Средняя стоимость велосипеда российских марок – примерно 13–15 тысяч рублей. За эти деньги покупатель получает сравнительно неплохой велосипед с дисковыми тормозами, которые считаются более надежными, чем V-Brake, и другим оборудованием классом повыше, чем у самых дешевых моделей.

В то же время цена самых простых моделей именитых брендов начинается с отметки 17–18 тысяч рублей.

Стоит экономить или нет?

Конечно, например, GT Aggressor 3.0 или Trek 3500 – модели очень простые и оснащены комплектующими начального уровня. Именно оборудование, или «обвес», как его еще называют (передний и задний переключатель, трансмиссия, в которую входят передние/задние звезды и цепь, тормозные ручки и тормоза), очень часто определяет стоимость велосипеда и его класс.

Но «начальный уровень» не означает «все совсем плохо». Например, нельзя сказать, переключатели Shimano Tourney (самые дешевые в модельном ряду компании) ненадежны. Тот, кто выезжает пару раз в неделю на несколько часов в хорошую погоду, скорее всего, никаких проблем не заметит. Но при интенсивной езде Shimano Tourney требует частой регулировки, а при сильном загрязнении (это касается любителей ездить под дождем и в лесу) функционирует нечетко.

Конечно, Shimano XTR куда надежнее, но и значительно дороже. Такое оборудование необходимо для езды в жестких условиях гонок по пересеченной местности и рассчитано на экстремальные нагрузки.

К тому же, для спортсмена важен каждый лишний грамм веса велосипеда, а значит, «обвес» изготавливается из облегченных и очень дорогих материалов.

Кстати, и устаревающие ободные тормоза V-Brake вполне эффективны и просты в обслуживании. И здесь снова важны цель и стиль езды: любителям посоревноваться в скорости с маршрутками стоит выбрать что-то более серьезное. А вот для тихого катания в парке – в самый раз.

Однозначного ответа, какой бренд выбрать, нет. С одной стороны, GT, Merida или Trek одинакового класса мало отличаются и ценой, и качеством друг от друга. С другой – на специализированных форумах в Интернете споры на тему, какой велосипед лучше, не прекращаются никогда.

Первый и недорогой велосипед можно выбирать, почти не глядя, исходя из понравившегося внешнего вида и степени желания поддержать отечественного или западного производителя. На эти цели придется потратить от 7–8 тысяч рублей (Россия) до 17–18 тысяч (например, США). При этом самые находчивые покупатели непременно найдут друга с дисконтной картой какого-нибудь магазина. В данном случае купить простой американский MTB можно на две – две с половиной тысячи рублей дешевле.

Другое дело – опытные покупатели, которые уже хорошо представляют, что хотят, уже ездили ни один сезон, а слова «манетка», «картридж» или «мягкая вилка» не кажутся им технологическим бредом. Правда, и их более серьезные запросы обойдутся куда дороже – от 30–35 тысяч рублей. 

 Денис Яковлев

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям